Павeл Корин "Реквием. Русь уходящая" |
19.11.2013 г. | |
Спецпроект в Третьяковской галерее на Крымском валу (Москва) с 22 ноября 2013 г. по 30 марта 2014 г.
На протяжении нескольких лет Третьяковская галерея готовилась к реализации крупного и сложного спецпроекта, посвященного картине Павла Корина «Реквием. Русь уходящая», одному из самых грандиозных и загадочных художественных замыслов ХХ века, который так и остался незавершенным. Впервые после проведения больших реставрационных работ Третьяковская галерея экспонирует весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине, включая предназначавшийся для нее крупноформатный холст.
Павел Дмитриевич Корин (1892–1967) – выдающийся живописец, жизнь и творчество которого полны трагических парадоксов. Потомственный палехский иконописец, ученик и близкий друг М.В. Нестерова, П.Д. Корин был известен современникам в первую очередь как мастер портрета. Его кисти принадлежат ставшие классическими изображения художников С.Т. Коненкова, М.С. Сарьяна, М.В. Нестерова, Кукрыниксов, выполненные в 1940–1960-е годы. Знаковыми для советского искусства воспринимаются монументальные работы Корина – мозаики станций метро «Комсомольская» и «Смоленская», витражи станции «Новослободская». Благодаря им мастер получил официальное признание. Но главным делом его жизни стала работа над картиной «Реквием».
Замысел произведения возник в марте 1925 года под впечатлением от всенародного прощания с патриархом Тихоном, в котором Корин принимал участие. Потрясенный увиденным, он решил написать большое полотно, на котором главными героями стали бы реальные участники церемонии отпевания патриарха. За конкретным событием художник увидел обобщение – «церковь выходит на последний парад» (П.Д. Корин). Назвав будущую картину «Реквием», мастер определил ее содержание как заупокойную литургию, траурное прощание. Второе, широко известное в советское время название – «Уходящая Русь» («Русь уходящая») – было дано произведению А.М. Горьким и стало для Корина своеобразной «охранной грамотой».
Общая идея «Реквиема» с годами трансформировалась: первоначальный вариант – уход подвижников, гибель духовной традиции – в окончательной версии преобразился в свидетельство «неиссякающего множества» Церкви как вечного источника духа. Соответственно менялась и композиция. Если в ранних вариантах эскизов художник выстраивал ее по принципу шествия, крестного хода (работа 1927 года), то на последнем эскизе (1959) Корин пришел к идее предстояния, избрав местом действия центральное пространство Успенского собора Московского Кремля
В результате подготовительных работ к картине сформировался цикл из 29 портретов, эскизов-вариантов композиции, этюдов интерьеров Успенского собора Московского Кремля. Загрунтованный холст (551 ? 941 см), помещенный в экспозиции, на протяжении десятилетий стоял нетронутым в мастерской художника. Ныне он воспринимается своеобразным камертоном, благодаря которому становится понятна грандиозность замысла, свидетельствующая о Корине как о продолжателе традиции создания «большой» исторической картины, важнейшей для национального искусства, а весь ряд произведений, созданных к «Руси уходящей», читается наиболее значительно. Реальные персонажи портретов – митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, пришедшие проститься со своим патриархом, – на холстах художника превращаются в символы трагических событий в истории России XX века. Многие из действующих лиц «Реквиема» служили для Корина примерами нравственного и духовного выбора. Увековечение их облика средствами изобразительного искусства было одной из основных задач мастера. Четкие силуэты, выразительные, но сдержанные жесты и позы свидетельствуют о значительной внутренней силе героев картины, лучших представителей Церкви Земной перед ликами Церкви Небесной.
Корин продолжал трудиться над проектом более 30 лет, так и не приступив к написанию большого полотна. Однако нереализованность главного замысла не воспринимается как его крах. Идея «Реквиема» и процесс работы над ним были беспрецедентны в советском искусстве. В настоящее время корпус произведений, связанных с воплощением этой идеи, представляется целостным творческим проектом. Входящие в него работы выстраиваются в единое и мощное полифоническое полотно. О картине Корина ходили легенды. Мастерская живописца превратилась в место паломничества художников, литераторов, артистов, дипломатов; сохранились воспоминания о посещении ее наркомами, священнослужителями. Так «Реквием» превратился в значимое явление неофициальной художественной жизни Москвы.
Работа над «Реквиемом» стала лабораторией мастера, в которой формировались творческие принципы и живописные приемы, во многом предопределившие будущие пластические открытия в отечественном искусстве 1960-х годов. С момента своего создания полотна хранились в доме П.Д. Корина на Малой Пироговской улице. Впоследствии по завещанию художника дом был передан Третьяковской галерее и стал одним из научных отделов музея. Однако здание мастерской – бывшая прачечная доходного дома – оказалось неприспособленным для экспонатов. В неблагоприятных условиях хранения у всех полотен изменился цвет, так как авторский лак утратил прозрачность. В 2009 году холсты поступили в запасники Третьяковской галереи из закрывшегося на реконструкцию Дома-музея П.Д. Корина. На протяжении нескольких лет специалисты музея с помощью уникальных авторских методик выравнивали лаковую пленку, проводили регенерацию лака, удаляли провисание холстов. Два полотна отреставрированы благодаря финансовой поддержке ОАО «ТВЭЛ». В результате проведенных работ на многих полотнах открылись не читавшиеся ранее детали, вернулась глубина и прозрачность колористической гаммы. Проявившаяся интенсивная цветность живописи стала настоящим открытием даже для самих исследователей творчества Корина. Современному зрителю впервые предоставлена возможность увидеть эти полотна в первозданном состоянии. | |
Наверх |