Что за прелесть эти сказки!.. |
21.11.2013 г. | |
В Гелерее "Веллум" (здание ЦДХ на Крымском валу, Москва) с 27 ноября по 16 декабря 2013 г. будет проходить выставка "Что за прелесть эти сказки!.. Русские сказки в произведениях художников книги".
Галерея «Веллум» приурочила к ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction специальный проект «Что за прелесть эти сказки!..», посвящённый книжной графике, – такому её направлению, как иллюстрации сказок. Принято считать, что именно издания народных сказок, равно, как и стихотворений и поэм Пушкина, иллюстрированные и оформленные В.Васнецовым, Е.Поленовой, С.Малютиным, дали толчок развитию книжного искусства в России. Русские художники, в том числе, представители так называемого «большого стиля» – В.Васнецов, И.Репин, В.Серов, М.Нестеров, Н.Рерих, а позже, в советские годы, – П.Корин, А.Бубнов, А.Герасимов и многие другие, – часто «отдавали дань» иллюстрированию русского эпоса. И немудрено: ведь именно литературность художественных образов русской живописи всегда отличала национальную арт-школу. Непосредственные отсылки к прочитанному, использование актуальных эстетических образов, желание изобразительным языком передать ощущения от поэзии или библейской притчи или сказки, – наиболее распространенный прием в русской художественной культуре. На выставке «Что за прелесть эти сказки!..» можно будет увидеть иллюстрации к пушкинской «Сказке о Царе Салтана» (1906г.) самого, пожалуй, знаменитого русского «сказочника» Ивана Билибина. Специалисты справедливо называют его «живописным коллегой» Афанасьева и Проппа и говорят, что он заставил «все последующие поколения воспринимать родную мифологию его глазами». Рисунки по мотивам русских народных сказок, выполненные Александрой Коноваловой в 1920-е годы, представляют прекрасные образцы мощной экспрессивной стилистики, близкой Петрову-Водкину и раннему Дейнеке. Напротив, рисунок Анатолия Каплана «Мальчик за столом» (1947г.) отсылает зрителя к ушедшему русскому усадебному, сказочно-литерат В 20 веке художники часто уходили от свободного творчества в издательскую деятельность, где не было такого жесткого контроля и давления идеологических догм. Отдельный раздел выставки посвящён работам в книжной иллюстрации Александра Бубнова, – художника, имя которого прочно ассоциируется в памяти потомков с эпическим патриотическим полотном «Утро на Куликовом поле», написанным по мотивам русских баллад в разгар великой войны. И в мирное время Бубнов постоянно обращался к темам волшебных сказок, к русскому эпосу. Известен его грандиозный цикл к «Песне о Вещем Олеге». На выставке будут также показаны иллюстрации к другой пушкинской поэме – «Борис Годунов» (1960г.). | |
Наверх |