ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Общество >> Личность – как «Я-общество»

Личность – как «Я-общество»

Печать
АвторПротоиерей Михаил Любощинский  

Личность / семья / общество структурно изоморфны, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушения нравственных принципов на любом из трёх уровней влияет на остальные два. Исправление, улучшение принципов взаимодействия на любом из этих трёх уровней, также влияет на другие два уровня.

Работа представляет собой очерк экономико-математической психологии.

Сергей Ишков. Песня, 2000

 

I.                  Личность – как «Я-общество»

 

1.                   Гипотеза.  Структура личности изоморфна структуре общества, изоморфна структуре семьи, «коллективна»  по своей внутренней природе.

Не только семья – это «семь Я», но и «Я» – это семь «Я». 

«Я», личность – это иерархический коллектив: «Я-коллектив», «Я-социум».

(«Коллективное-Я» в социальной психологии – это интуитивное выражение того, что личность,  по внутренней структуре, коллективна по своей природе.)

Эта идея возникла в результате психологического наблюдения за собой: очень часто «Я-сейчас» делаю что-то, что «Мне-сейчас» совершенно не нужно, но нужно «Мне-потом». Как будто «Я из будущего» попросил «Я-сейчас» это сделать. Затем возникло понимание процесса внутреннего планирования деятельности личности во времени, как процесса согласования экономической деятельности в коллективе, где члены коллектива – «Яi» в разные моменты деятельности во времени i. 

Таким образом личность, «Я» - это коллектив, состоящий из «Я» в разные моменты времени деятельности.

Основной задачей экономики является задача справедливого распределения во времени работ, ресурсов и результатов работы между членами общества – что необходимо для выживания общества. 

Основной задачей индивида, личности, является задача планирования, распределения своей деятельности и результатов деятельности во времени, между «членами» «Я-коллектива», с учётом ресурсов, возможностей и потребностей каждого «члена» - что так же, необходимо для выживания личности – «Я-коллектива».

Таким образом, задачи, стоящие перед обществом и личностью совершенно идентичны!

Это понятнее всего на примере Робинзона Крузо, когда исключено взаимодействие с другими людьми. Робинзон распределял своё время на основные виды деятельности: охота, земледелие, строительство, отдых... Каждый из этих видов деятельности (задач), в свою очередь, состоял из более конкретных «технологических периодов/этапов/задач» . Таким образом, планирование представляло собой процесс согласования деятельности, обмена результатами деятельности и потребления в «коллективе» «Робинзонов»: плотника, охотника, земледельца…

lich1.jpg

Планирование каждого вида деятельности, в свою очередь, требует дальнейшей конкретизации и детализации. Например «Охотник»:

lich2.jpg

Каждая из этих «подзадач» может требовать соответствующей «проработки», детализации.  И так далее, до уровня неких «элементарных» операций, не требующих (или не допускающих) дальнейшего структурирования.

Таким образом, «Я-Общество» представляет собой сложнейшую иерархическую структуру, действительно, чрезвычайно напоминающую структуру общества, и является, собственно, «механизмом» планирования, адаптации человека к меняющимся внешним и внутренним условиям – можно сказать, вообще, «механизмом» мышления. Эта структура динамично формируется в процессе анализа ситуаций, с которыми сталкивается человек. Построенная структура отражает понимание человеком окружающего его мира и представляет собой субъективную модель мира. Эта модель постоянно адаптивно корректируется, динамично отслеживает все существенные изменения в ситуациях. Перестраиваются, детализируются, уточняются задачи и их детализация, изменяются и согласуются приоритеты, количества, времена, сроки…

Таким образом, процесс планирования деятельности личности, с этой точки зрения, идентичен процессу планирования, согласования деятельности коллектива.

Вопрос: экономика общества построена на обмене результатами деятельности членов общества; интересно, что, в обмен на мою деятельность «сейчас» для «потом», «Я-сейчас» получает из будущего от «Я-потом»?

 

2.                   Гипотеза. Затем, стало понятно, что, вообще, человек воспринимает время через «проблемно-временную декомпозицию» Я={Яi} , где i – индекс момента времени/проблемы/задачи.  Я0 - это Я сейчас, Яi это Я в какой-то «момент» времени/задачи i,  Яi-1 - в предыдущий момент времени,  Яi+1  в последующий.  

Дискретизация происходит не по равным отрезкам, интервалам времени, а по периодам: «задачам», «проблемам», которые могут быть, также, дискретизированы.

Собственно временная длинна этих периодов может быть различна, и, также, является объектом согласования в процессе планирования, так что, метрика врменного пространства существенно нелинейна.

Каждый из периодов может быть, в свою очередь, так же, при необходимости, ещё дискретезирован, и каждый из членов  Яi может быть, в свою очередь, представлен как «Я-коллектив».

Таким образом, психология восприятия времени дискретно-иерархична: мы воспринимаем время – как «периоды»-ситуации (отрезки времени), точнее, как иерархическую систему «периодов»-ситуаций, в свою очередь, состоящих из «периодов»-ситуаций. Когда «период»-ситуация заканчивается, он, как бы, «схлопывается». Когда мы вспоминаем прошлое, мы, как бы «открываем» папки-«периоды». Когда мы представляем себе будущее, мы, опять, мыслим фрагментами времени, «периодами»-ситуациями.

Очень хорошей наглядной иллюстрацией этой модели восприятия времени, являются Православные иконы с «клеймами», когда житие святого представляется в виде большого изображения святого («Я-коллектив»), окружённого несколькими маленькими изображениями основных событий (ситуаций) из жизни святого («Я - в разные моменты времени»).

3.                   Гипотеза. В любой момент времени, сознание, внимание человека может быть «сфокусировано» только на каком то одном «субъекте»-задаче «Я-общества».

Обдумывая любые жизненные ситуации, мы не можем, на уровне сознания, одновременно «находиться», например, в прошлом и в настоящем. Или в прошлом и будущем… Мы фокусируем сознание на том моменте времени, или задаче, подзадаче, которая нас заинтересовала в данный момент, но «забываем» тот момент времени, в котором «находимся» сейчас. Мы, как бы, «закрываем» папку с информацией о рассматриваемом в данный момент «периоду», и «открываем» папку с информацией, относящейся к тому «периоду/задаче», который нас заинтересовал, и, как бы, «переносимся», «перемещаемся» в него. Ощущение «перенесения» возникает именно из-за того, что мы, «покидаем» ту «точку» в структуре «Я-Общества», в которой находимся в данный момент, и «переносимся» в другую «точку» структуры.

Кроме того, в каждый момент времени, в каждом узле рассматриваемой иерархической структуры, рассматривая любую ситуацию, мы оперируем с достаточно небольшим числом параметров.

Таким образом, можно сказать, что любой член, элемент «Я-Общества» описывается достаточно просто.

При этом, функционирование человека происходит, на двух уровнях: первый уровень – сознательный, рациональный, и второй – «функциональный», «операционный», часто автоматически-рефлекторный, по заданной программе, как автопилот в самолёте, только значительно сложней. «Функциональный» уровень всегда «занят» только текущим моментом. Именно поэтому, нельзя говорить о «расщеплении» личности: и осознанно, и функционально, человек (здоровый) находится только в какой-то одной «ситуации». Функционально, человек всегда в «текущем» моменте времени, сознательно – может произвольно перемещаться в своём внутреннем виртуальном мире – виртуальном «обществе». При этом, если функциональный уровень не «справляется» с решением «поставленных» задач, то он может «потребовать» вмешательства сознания: «блуждающее» внимание сознания возвращается к «текущему» моменту, к реальной конкретной ситуации, в которой находится человек.

Эти два уровня очень активно взаимодействуют: сознание, во многом, «программирует» функциональный уровень. Сознание, в свою очередь, формируется и на основе анализа деятельности функционального уровня. «Программы» функционального уровня формируются, так же, и не осознанно, рефлекторно. Таким образом, это сложнейшая «смесь» рефлекторных и осознанных программ поведения.

 

4.                    Гипотеза. Восприятие пространства неразрывно связано с восприятием времени.

Мы, вообще, воспринимаем пространство через время, а время – через пространство: представляя себе какое-то расстояние, мы оцениваем его с точки зрения времени, необходимого для его преодоления, и наоборот, представляя себе какой-то отрезок времени, мы оцениваем его с точки зрения «что за этот отрезок времени мы можем сделать», или, «что за это время может произойти». Точнее говоря, оценка пространства-времени всегда происходит с точки зрения какого-то процесса, какой-то «технологии».

Дискретизация, по сути, является пространственно-временной иерархической структуризацией-фрагментацией, и представляет собой результат сложнейшего процесса анализа пространственно-временной иерархии ситуаций с точки зрения каких-то «технологий» в процессе планирования деятельности субъекта во времени и пространстве. 

 

5.                   Гипотеза. Степень развития коллективной иерархической структуры «Я-Общества» и методов внутреннего планирования-взаимодействия в этом коллективе,  характеризует степень нравственного развития личности.

Процесс нравственного развития личности можно рассматривать, как процесс внутренней структуризации личности и совершенствования методов внутренней координации, методов планирования личностью своей деятельности.

«Царство Божие внутри вас есть!» - говорит нам Господь Иисус Христос.

Царство – это организация общества, а Иисус Христос применяет это понятие к личности. Рассматриваемая модель как раз и объясняет, почему это возможно! Нормальная личность – личность с гармоничной организацией внутренней иерархической личностной структуры по нравственным принципам Царства Божия.

Что такое нравственность, мораль, этика?

Откуда эти понятия, как они возникли?

Очевидно из религии, из богословия.

Сам Христос дал нам нравственный закон: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» - т.е., нравственный закон представляет собой закон взаимодействия людей.

О чём нравственные законы – «не убий», «не лги», «не укради», и вообще все религиозные нравственные законы? Все они, так же, регламентируют, задают основные принципы взаимодействия людей в обществе.

Таким образом, нравственные законы – это принципы взаимодействия людей в процессе жизнедеятельности.

Принципы взаимодействия, конкретные методы решения задачи планирования, правила поведения, взаимодействия «игроков», «правила игры» в этом «Я-Обществе», по сути, являются внутренними нравственными, этическими принципами.

И так, принципы, методы внутреннего взаимодействия «Я-индивидов» в «Я-коллективе», в экономической терминологии – методы планирования-управления, методы принятия решений – и являются нравственными принципами личности 

5.1.           Гипотеза: Предложенная модель, возможно, поможет дать более чёткие определения многим философским категориям, относящимся к обществу и личности, этическим, моральным и нравственным категориям и качествам, т.е. по новому подойти к решению проблемы обоснования этики: хорошо и правильно в человеческом обществе именно то, что хорошо и правильно в «Я-коллективе» личности, что приводит к нахождению «оптимального» решения комплекса внутренних, личностных задач планирования, по сути, задачи адаптации и долговременного выживания индивида в окружающем его мире (собственно, задача Робинзона), или, поскольку душа человека бессмертна – задачи спасения в Боге. И «плохо» в межличностных взаимодействиях то, что плохо в «Я-социуме». (Интересно, есть ли какие-либо отличия в системах «Я-этики» и общественной этики?).

И так, в терминах рассматриваемой модели, возникают вопросы:

5.2.           Гипотеза: Можно ли определить справедливость как глобальную оптимальность в системе? (Справедливое решение = глобально оптимальное решение?)

Ведь «справедливое» решение в «Я-коллективе» – это решение оптимальное для «всего» «Я-общества», а не только для какого-то отдельного «Я-индивида»!

Таким образом, применяя эту модель ко всему человеческому обществу в целом, поскольку душа бессмертна, то «Я-коллектив» всего общества включает в себя и отдалённых членов этого общества, уже предстоящих на Страшном Суде перед Иисусом Христом. Таким образом, «справедливым», правильным, будет такое поведение всех членов «Я-общества», которое приводит к благоприятному исходу не Страшном Суде – т.е. к вечной жизни личности!

5.3.           Гипотеза: Известно богословское определение греха – как противление воли Бога, т.е., противопоставление своей воли, воле Бога. Можно ли локально определить «грех» в системе «Я-коллектива», как противопоставление воли «Я-сейчас» воле «Я-коллектива», неподчинение, противление коллективно «правильному», оптимальному, справедливому? (Всё, что приводит к неоптимальности внутренних решений – грех? Эгоизм, непослушание, ложь, лень... – все эти качества «Я-сейчас» «обкрадывают» «Я-коллектив».)  (Возможно эта модель поможет выявить «механизм» самообмана? Психологическая «слепота» - это и есть самообман?)

Все, каждый из нас, находится на каком-то своём уровне внутренней гармонии, внутреннего согласия, который полностью определяется степенью, уровнем нравственности этого внутреннего социума – «Я-коллектива».

Центральное в Православной аскетике учение о «Борьбе с помыслами» (Преп. Нил Сорский), как раз и помогает нам, с Божией помощью, перестроить свою внутреннюю личностную структуру и принципы внутреннего взаимодействия – согласования потребностей и возможностей всех «членов» «Я-коллектива». Заповеди - Христианская этика - как раз и обеспечивает переход во внутреннем мире к новым, совершенным принципам внутреннего взаимодействия. При этом возникает внутреннее «Я-Царство» с особым «Я-Царём», следящим и управляющим, как бы сверху, за всем, что происходит в личности. Все Яi во все моменты времени подчиняются «Я-Царю».

5.4.           Гипотеза: Рассматриваемая модель «Я-общества» – показывает объективность нравственных, этических категорий и может стать основой для разработки принципов организации общества по принципам организации личности.

5.5.           Гипотеза: Не являются ли именно эта, идеальная структура личности «прообразом» монархического принципа организации общества, а все утопии – это попытки организовать общество по тем принципам, которые реализуются в человеке, в его личности, в его внутреннем коллективе, в его внутреннем мире. Это попытки отражения принципов организации личности, внутреннего социума, принципов внутреннего согласия, на внешний социум.

И «Коммунизм» и «Демократия», например - это утопии, имеющие своим прообразом «Я-общество».  

Вопрос: Какие этапы в терминах организации общества, проходит личность («Я-общество») в процессе развития?

6.                 Гипотеза. Возможно построение общей классификации типов личности и типов общества и их «заболеваний».  

Каждому типу общества соответствует свой тип личности. И наоборот, каждый тип личности аналогичен некоторому типу общества.

Диапазон: от первобытной общины (авторитарная диктатура) – до гармоничного общества (хорошая семья), организованного по принципам Царства Божьего.

7.                   Гипотеза. Личность, в своём развитии, проходит следующие основные этапы (не связанные с возрастом):

7.1.               «Младенчество» (раннее детство) -  структура «Я-коллектива» ещё не сформирована.  «Фокус сознания» всегда «заключён» только в «текущем» моменте-ситуации.

7.2.               «Детство» - начало формирования «Я-коллектива». Это момент осознания своего «Я». Чувство «Я», собственно, и состоит в том, что появляется возможность «перемещать» фокус сознания из «Я-сейчас» в другие «Я-ситуации». Вырабатывается способность дальнейшего структурирования каждой «Я-ситуации», т.е. построения многоуровневой иерархической структуры «Я-коллектива». 

Вероятно, эта иерархическая структура формируется как «модель мира», и является «отражением» иерархической структуры мира: мир – как система, состоящая из подсистем, с, возможно, такой же иерархической структурой. Интересно экспериментально установить «глубину» этих иерархических структур в зависимости от «этапа» развития личности, установить связь с уровнем владения языком, речью.

Это период активного понимания, познания «статического» мира, построения статических, структурных моделей мира: что и как устроено, но, «вне времени», так как «чувство» времени ещё недостаточно развито.

Можно сказать, что способность «понимать» некий «объект», полностью определяется способностью, возможностью «отразить» структуру познаваемого (наблюдаемого) объекта (системы), во «внутреннюю структуру» человека, т.е. построить в себе модель рассматриваемого объекта..

«Когда я смотрю на Луну, Луна – становится мной, а я – становлюсь Луной» (японское стихотворение «хокку»).

Ребёнок начинает осознавать время, но ещё очень примитивно. Вначале прошлое, затем – будущее.

7.3.               «Отрочество»- «Я-общество»сформировано, чувство времени уже достаточно развито, но личность ещё не пришла к пониманию необходимости подчинения интересов «Я-сейчас» интересам «Я-коллектива». Это состояние «Я-сейчас» эгоизма.

Это этап совершенствования чувства времени, начало построения динамических моделей мира.

7.4.               «Юность» - переходные стадии к «Зрелости». На этом этапе личность пробует различные методы, принципы решения основной задачи внутреннего динамического планирования своей деятельности, т.е. согласования, распределения деятельности в «Я-коллективе» во времени.

Этот период может затянуться на неопределённый срок. Далеко не все люди в своём развитии доходят до этапа «Зрелость».

7.5.               «Зрелость» - «Я-общество»организованное по принципам Царства Божьего.

С точки зрения рассматриваемой модели, представляют интерес задачи разработки методик определения (диагностики), степени развития и корректировки структуры личности.

 

8.                 Гипотеза. Рассматриваемая модель «Я-Общества» - изоморфность структур общества и личности - может помочь разработать обоснованную теорию Прав и Обязанностей Человека и Общества.

9.                 Гипотеза. Рассматриваемая модель «Я-Общества» может помочь в совершенствовании и разработке Общественного Законодательства и принципов Православной Экономики: экономики, постоенной по принципам «Я-Общества» личности нормального, т.е., святого человека.

10.               Гипотеза. Если человек во внешнем общении нарушает нравственные принципы, то и в своём «Я-коллективе» он так же нарушает эти же принципы. И наоборот, если человек в своём «Я» нравственен, то это проявляется во внешнем взаимодействии. (Принцип изоморфности внутреннего и внешнего поведения)

Человек, не научившийся слушаться родителей, учителей, не умеет слушаться себя, т.е. не может сделать то, что он знает, что нужно сделать для себя же «потом», но сейчас – не хочется. Наличие своевольных, гордых людей в коллективе приводит к обособлению, разрушению гармонии взаимодействия, нарушению согласия, распаду коллектива. Те же процессы распада происходят и во внутреннем социуме своевольного, гордого человека. Своевольные люди – это личности с неразвитой, примитивной внутренней структурой. Гордыня – это противление Воли Бога. Гордыня проявляется и в межличностном взаимодействии, в необоснованном противлении воли других людей. Горделивый человек не делает то, что для него же полезно, только потому, что это сказал ему другой человек. Во внутреннем мире, внутреннем «социуме», так же, проявляется эта страсть: лень – крайняя степень гордыни, лень - это когда человек не может сделать то, что он сам знает, хорошо для «Я-потом», но «Я-сейчас»это не надо, т.е., когда человек противится даже своей собственной воле! Таким образом, гордость приводит к обособлению, разрушению гармонии взаимодействия внутри личности, т.е., к деградации и распаду личности.

Лгун, в чём-то обманывает и себя внутри, что является нарушением Заповеди в «Я-коллективе», и, таким образом, он лишается Благодати Божией! (Возможно, и в «Я-коллективе» возможно скрытие информации одним из Я от других, т.е., от самого себя, самообман?)

Крайняя степень эгоизма: когда человек эгоистичен и в своём «Я», когда его «Я-сейчас» думает только о себе и совершенно игнорирует, обкрадывает всех «Я-потом». В этом состоянии находятся наркоманы и алкоголики, например.

Предложенная модель показывает, как важно помогать ребёнку развивать свою коллективную структуризацию личности.

Предложенная модель, возможно, позволяет подойти к более глубокому пониманию понятия «единства» семьи, коллектива, найти правильное соотношение между «личным» и «общественным», показывает, что смысл жизни – в служении обществу, как служение «Я-сейчас» «Я-коллективу».  Эгоизм – приводит к нарушению внутреннего согласия, к распаду «Я-коллектива», к потере смысла жизни, депрессии.

11.             Гипотеза. Депрессия – это результат нарушения процессов обмена между «Я-сейчас» и «Я-потом»? Может быть, «Я-сейчас» в «обмен» на свою деятельность, необходимую «Я-потом», получает Благодать Святаго Духа, и не от «Я-потом», а непосредственно от Бога! Противопоставление своей воли воли Бога привело к  нарушению общения, отпадению Адама и Евы от Бога. Внутренний мир, внутренний социум и есть тот духовный полигон, на котором душа учится бороться со злом – противлением воли Бога, и, под руководством Бога – учится восстанавливать общение, сначала в себе, в своём «Я-коллективе», затем во внешнем социуме. Исполнение заповедей во внутреннем мире тоже даёт Благодать, а нарушение их – лишает Благодати. При этом, при преодолении каждого рубежа отдаления, душа получает всё больше Благодати Святаго Духа от Бога. «Гордым Бог противится, а смиренным – даёт Благодать» - в этом и состоит непосредственное Божие руководство духовным ростом человека, и во внутреннем и во внешнем мире.

Шизофрения, с точки зрения этой модели, может быть, также, "распадение" единого «Я-коллектива», нарушение координации во внутреннем социуме.

 

12.             Предложенная модель, также, наглядно показывает абсурдность анархических и либеральных идей организации общества:  нет «свободы» друг от друга у членов «Я-коллектива»! Точно так же, не может быть свободы друг от друга и у членов одного общества, одного государства! Вопрос именно в том, каково правильное соотношение ответственности личности перед обществом, и общества перед личностью! И чрезмерная либерализация, и чрезмерная «централизация» приводят к уменьшению эффективности функционирования любого общества: и «Я-общества», и семьи, и общества в целом, так как, при «централизации» - невозможно учесть интересы отдельных личностей, а при «децентрализации» = либерализации – невозможно учесть глобальные общественные интересы.

Индивидуализм современного общества, разрушение семьи, приводит к тому, что вырастают поколения людей с совершенно не развитой структурой «Я-коллектива» и с чрезвычайно примитивными, эгоистическими, т.е., греховными, моделями внутренней этики.

 

13.               Рассматриваемая модель помогает сформулировать основные задачи воспитания. Главная задача воспитания: формирование личности, «усложнение» внутренней структуры личности ребёнка, развитие его внутренней культуры.

Культуру, как философское понятие, можно определить, как совокупность моделей, представлений о Боге, мире, человеке, принципов, моделей внутреннего и внешнего поведения. Эти модели формируются в процессе наблюдения окружающего мира, взаимодействия со сложными явлениями, объектами, другими людьми, в процессе воспитания и образования.

К культуре относятся и модели, собственно, внутренней организации, структуры личности и принципы, методы её внутреннего функционирования - методы решения сложнейшей задачи планирования-согласования деятельности в «Я-коллективе». О сложности этой задачи свидетельствует то, что эта задача до сих пор не решена в человеческом обществе, в экономике!

Методы планирования-согласования деятельности, по сути, являясь принципами взаимодействия членов коллектива, являются этическими принципами.

Таким образом, наиважнейшей задачей воспитания, является формирование внутренних, действующих в «Я-социуме», морально-нравственных принципов ребёнка. Это полностью соответствует основному принципу Православной Педагогики – нравственное воспитание, развитие должно опережать интеллектуальное.

Другой важнейшей задачей является воспитание, выработка чувства времени у ребёнка. Это непосредственно связано с умением, навыком сопоставления «хочу» и «надо», т.е., сопоставления желаний «Я-сейчас» и «Я-потом» (или желаниями другой, внешней личности!), и навыка выбора «надо», что, очевидно, связано с Христовой заповедью жертвенности себя для других! Необходимо с раннего возраста помогать ребёнку научиться делать не то, что хочется сейчас, а то, что надо для других (для внешнего социума), и для «Я-потом». Выработать умение и привычку смотреть на себя с точки зрения «Я-социума», т.е., полезно ли то, что я хочу делать сейчас, для меня, как «Я-коллектива”. Так же необходимо вырабатывать и привычку смотреть на себя с точки зрения внешнего социума, членом которого является человек, привычку координировать свои желания и поведение с внешним социумом.

Построение этих внутренних моделей, структуризация личности ребёнка, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с миром: окружающими его личностями, объектами и системами.

Понять что-то – это значит построить в себе (не обязательно осознанную!) модель этого объекта, явления, системы. Именно при этом и происходит развитие, «усложнение» ребёнка, его внутренней структуры, обогащение его внутреннего запаса моделей, отражающих его уровень понимания мира, т.е. развитие, построение культуры ребёнка.

Сложные внутренние модели не могут сформироваться при взаимодействии с простыми объектами, системами. Правильные внутренние модели поведения легче всего формируются при наблюдении, общении с правильными внешними моделями поведения.

Внутренний мир ребёнка формируется, является результатом отражения внешнего для него мира.

13.1.                Гипотеза: Именно воспитание правильного соотношения  личности к внешнему социуму и формирует внутреннюю структуру «Я» личности. Если в детстве не воспитать ответственности по отношению к окружающим, то вырастает человек безответственный и по отношению к самому себе.

Чрезвычайно важно сформировать у ребёнка – будущего члена общества – чувство ответственности перед другими членами семьи, перед обществом. Необходимо помочь ребёнку, ещё в детстве, научиться не делать то, что хочется в данный момент, а делать то, что «нужно», т.е., делать то, что не хочется, но необходимо для коллектива. Только таким образом можно помочь ребёнку начать правильно относиться к себе, к «Я-потом».

Иначе говоря, только через воспитание любви к другим, можно научить, приучить ребёнка к правильному отношению к себе.

 

14.                 Утверждение: Конюх, как личность, значительно сложнее, культурнее чем автомеханик.

Крестьянин взаимодействует с землёй, животными, природой – чрезвычайно сложными объектами! В результате этого взаимодействии чрезвычайно обогащается внутренний запас представлений, моделей людей, непосредственно общающихся с природой. Любая, самая сложная машина – значительно примитивнее. Именно поэтому, конюх культурнее механика.

Бог Творец – несопоставимо сложнее всех Своих творений! Именно поэтому, общение с Богом, Божественной Личностью: молитва, правильная духовная жизнь - максимально «усложняет» человеческую личность, формирует правильную внутреннюю структуру «Я-коллектива»,поднимает его культурный уровень.        

Дьявол чрезвычайно преуспел в отдалении человека от Бога: если, даже неверующий, крестьянин, хоть и не общался с Богом непосредственно, в молитве, но он общался с Богом опосредованно, в непосредственном общении с Его, удивительной красоты и сложности, творениями. Современный же неверующий человек, будучи окружён почти исключительно объектами своего «творения», существенно более простыми, лишён даже и этого, опосредованного общения с Богом! Даже домашние животные, и те, уже существенно «модифицированы»!

Это, во многом, объясняет такое катастрофическое падение культуры во всём мире – человек, общаясь только со своими «творениями», просто становится внутренне примитивным.

 

15.               Главная проблема воспитания: Технология воспитания раньше базировалась на технологии жизни семьи, а теперь не понятно, на что опираться.

Раньше сама технология жизни семьи естественно воспитывала в детях ответственность «сейчас» за «потом». Если сейчас не поработаешь, то потом – не покушаешь! Каждая пара рук в семье была необходима, и дети рано включались в систему коллективной взаимозависимости и ответственности. Семья была действительно единым коллективом, в котором царили отработанные веками принципы Православного поведения, любви и послушания, что приводило к быстрому естественному отображению структуры и принципов внешнего социума во внутреннюю структуру «Я-коллектива» каждого ребёнка.

В наше время, семьи, как коллектива, практически нет, технология жизни (связи затрачиваемых усилий с результатом – пищей на столе) вынесена далеко за пределы семьи. Ребёнок только видит, что родители куда-то уходят, потом приходят и ничего не делают – «отдыхают» непонятно от чего. Откуда-то, появляется что-то вкусное на столе. Огромных усилий родителей по обеспечению жизни они не видят. Даже при всём желании умных и понимающих родителей, как воспитать в детях чувство коллектива, взаимной ответственности? О какой будущей социальной ответственности можно мечтать, если ребёнок не научится ответственности перед самим собой в «Я-коллективе», не научится делать не то что ему хочется сейчас, но то, что нужно для него же, или других потом? Да и формируется ли вообще этот «Я-коллектив» у детей в современных семьях, в которых совершенно нарушена правильная структура семьи как коллектива? Можно придумать какие-то правила, какие-то искусственные ситуации, игры,  но дети очень быстро понимают их искусственность, и эти правила и ситуации перестают работать. Возможно ли вообще, какими-то правилами, специальными играми, заменить коллективную структуру семьи? Ведь именно структура взаимоотношений, взаимодействия, любви и взаимоответственности в семье раньше естественно отображалась в структуру «Я-коллектива» и внутренней этики каждого ребёнка и воспроизводились впоследствии в их будущих семьях.

Что делать сейчас, как воспитывать детей в современных условиях?

 

16.               Эгоизм и Альтруизм (Синдром князя Мышкина)

Эгоизм: Цель человека – он сам, ЕГО собственное благо. Все остальное – природа, другие люди - только ресурсы и инструменты для НЕГО. ОН – только потребитель. ЕГО воля – в центре мира. ОН стремится подчинить всё – своей воле.

Альтруизм: Противоположность Эгоизму: Цель человека – другой человек, его цели, его желания, его благо (в его, другого человека, понимании). Альтруист смотрит на себя как на ресурс и инструмент ДЛЯ другого человека. Альтруист полностью подчиняет свою волю – воле другого.

И эгоизм и альтруизм ОДИНАКОГО греховны, т.к. Бог, Божия воля - вне поля зрения. Именно это Достоевский показал в своём романе: князь Мышкин был инструментом в руках страстных, грешных людей, потворствуя им, он потворствовал злу, сам того не желая и не понимая, соучаствовал в их грехе, а это – грех.

Предлагаемая модель показывает, что можно быть эгоистом и по отношению к самому себе! В таком состоянии находится алкоголик или наркоман – он делает только то, что нужно «Я-сейчас», совершенно игнорируя «Я-потом», «Я-коллектив»!

К сожалению, часто родительская любовь – чисто альтруистическая (смысл жизни таких родителей – служение ребёнку), и, поэтому, греховна, т.к. приводит к злу, а не добру: вырастает эгоист, привыкший относиться к другим людям, как к ресурсам, ведь родители были его слугами.

Альтруист не может быть воспитателем: он ориентирован на служение другим, исполнение их воли. Воспитатель же, прежде всего, должен помочь воспитаннику подчинить свою волю - Богу. Иногда, для этого необходима власть и сила. Альтруист не способен на это.

Правильное состояние, по учению Святых Отцов Православия: альтруизм по отношению к Богу: полное подчинение Богу своей жизни, своей воли. Святой – альтруист по отношению к Богу. Он Раб Божий, ресурс и инструмент в Руке Божьей! Только при этом человек не будет ни эгоистом, ни альтруистом, ни по отношению к другим людям, ни по отношению к себе. Только тогда его действия будут действительно общественно полезны, т.е. справедливыми, так как только тогда человек творит благую Волю Божию, а не свою, или другого человека, греховную.

Рассматриваемая модель наглядно показывает, что такое истинная любовь к себе и к ближним, о которой говорит Христос: это альтруистическое «в Боге» служение «Я-сейчас» - «Я-потом» и обществу.

 

17.               Глубинная, фундаментальная связь Психологии с Экономикой:

Итак, рассматриваемая модель показывает структурную изоморфность Внутреннего и Внешнего миров человека, их взаимообусловленность.

Можно сказать, что Экономика – это «отражение» Психологии, а Психология – отражение Экономики.  Структура семьи отражается в структуре личности ребёнка, и, затем, воспроизводится в структуре новой, молодой семьи. Структура семьи, безусловно, находит своё отражение в структуре общества, и, наоборот, структура общества отражается в структуре семьи и личности. Эти три уровня: личность – семья – общество, структурно изоморфны, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушения правильных отношений на любом из трёх уровней влияет на остальные два. Исправление, улучшение принципов взаимодействия на любом из этих трёх уровней, также влияет на другие два уровня. При этом наибольший контроль у каждой личности, безусловно, над самим собой.

 

II.              Подсознательное – как «орган» понимания, орган отображения мира человеком, то есть, в терминологии Святых Отцов - «сердце» человека.

 

2.1 Гипотеза: Подсознание, подсознательное – это область «функциональных», «операционных» психо-физиологических моделей.

Подсознательное, бессознательное – термины, определяющие эту область психической деятельности человека через сознание, т.е., косвенно, опосредованно. 

Сознание, осознанное, осознаваемое, рассудочное, рациональное – тесно связано с вербальным и образным (и чувственным?) уровнем деятельности человека – это то, что может быть выражено в терминах языка. Сознание - это область моделей доступных непосредственному рассмотрению разумом.

Можно знать, понимать, как сыграть гамму на фортепиано, но нужны годы интенсивных занятий, чтобы сыграть гамму виртуозно! Что при этом происходит? – При тренировках происходит формирование «функциональной», операционной модели исполнения. Её характерная особенность не в том что она не осознаётся (подсознательна), а в том, что она «другая», не лингвистическая, и именно поэтому, не осознаётся! Это относится не только к двигательной активности, но и к любой другой, например, к духовной жизни. Хорошо известно, что совсем не достаточно знать заповеди, и стараться жить в соответствии с осознанными Евангельскими требованиями. Даже Апостол Павел скорбит: "… не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 2:15,19). Реальное «функциональное» поведение, несмотря на усилия сознания, отличается от разумно осознанно желаемого!

Практика показывает, что наши действия, в основном, определяются не набором осознанных, рациональных моделей, а моделями функциональными. Особенно это относится к ситуациям, требующих быстрого реагирования.

В духовной литературе, в терминологии Святых Отцов, “сердце» - это «орган» восприятия мира, орган, при помощи которого мы «отображаем», моделируем, понимаем мир.

Между этими двумя уровнями - «разумом» и «сердцем» - тесная, двухсторонняя, связь: возможно «перепрограммирование» разумом «функциональных» моделей, и возможно осознание каких-то «функциональных» моделей. Эти процессы, собственно, и лежат в основе духовной жизни: познание самого себя - это осознание своих внутренних «функциональных» моделей, принципов поведения. Борьба с «собой», очищение своего «сердца» - это «насаждение» в себе, в своём сердце, Евангельских принципов внутреннего поведения в «Я-коллективе» и внешнего поведения по отношению к ближним.

Таким образом, в современной терминологии, можно сказать, что духовная жизнь - это «перепрограммирование» своего «сердца», своих «функциональных» моделей.

 

2.2. Гипотеза: Особенность уровня «функциональных» моделей обусловлена тем, что они организованы на основе принципов Вероятностной Математики, а особенность уровня моделей сознания обусловлена тем, что они основаны на принципах обычной математики и математической логики.

В работе [1] предложен подход к построению Вероятностной Математики Уточнения Знания.

В этой математике нет «известных» и «неизвестных» величин - все величины и «известны» и «неизвестны»: что-то мы знаем лучше, что-то хуже. Известна степень «размытости», или точности знания всех величин. В этой математике есть только две операции: Обобщённое Сложение/Вычитание и Обобщённое Умножение/Деление. Что происходит в процессе выполнения операций (сложение или вычитание, умножение или деление) зависит от соотношения точностей исходных операндов. 

В результате проведения вычислений, определяются не только наиболее вероятные значения всех параметров (математических ожиданий), и их корреляция, но и «достоверность» полученных результатов. Особенность моделей, построенных в Вероятностной Математике Уточнения Знания состоит в том, что, в принципе, нет «неразрешимых» задач: у любой задачи всегда есть решение, только достоверность, вероятность этих решений зависит от постановки задачи.

Для применения методов этой Вероятностной Математики необходимо обычные математические модели представить в Аддитивно-Мультипликативной форме, т.е. переписать таким образом, чтобы полностью исключить операции вычитания и деления. Это, в принципе, возможно, так как обычная математика является «частным случаем» рассматриваемой Вероятностной Математики.

Эквивалентный «перевод» моделей Вероятностной Математики в модели обычной математики, так же, вероятно, возможен (что, безусловно требует специального рассмотрения), но, вообще говоря, может приводить к моделям не имеющим решения!

Процесс познания, таким образом, можно представить как процесс «отражения» окружающего мира в «сердце» познающего субъекта. Результат этого «отражения» - «функциональная» модель, которая, затем анализируется «разумом», т.е. «отражается» в осознанную «рациональную» модель. В дальнейшем, эта модель осознанно используется для «перепрограммирования» моделей функционального уровня.

 

 

III.          Модель Линейного Программирования в Психологии.

(Основы Математической Психологии)

 

3.1.  Структура Личности – как структура модели Линейного Программирования (модели ЛП): 

Основные компоненты структуры модели ЛП:

          lich_f1.jpg

Суть задачи ЛП:

·                     Дан вектор c приоритетов, или «цен» на вектор «продуктов»  x

·                     Дан вектор наличия ресурсов  b

·                     Задан набор «Технологий» A (способов «преобразования» вектора ресурсов  b  в вектор продуктов  x.

Задача ЛП состоит в нахождении такого «плана» производства продуктов x, чтобы потребление ресурсов  Axне превысило вектора наличия ресурсов b, а «стоимость»  cx произведённой продукции была максимальной.

Суть модели можно сформулировать и немного иначе: нахождение плана деятельности x, обеспечивающего максимальное продвижение в направлении цели, заданной вектором c, используя заданное множество допустимых технологий A, не выходя за рамки ограничений по ресурсам b.

Основные категории модели:

·                     Цель (определяется, задаётся вектором c).

·                     Технологии (определяются матрицей A).

·                     План деятельности (вектор x).

·                     Ограничения  на ресурсы (вектор b).

Возможна и более адекватная реальности, более сложная нелинейная постановка задачи (НП) [2]: нахождение «оптимального» плана деятельности по максимальному приближению к цели, заданной нелинейным критерием F(x), при заданном множестве возможных технологий и при условии минимизации затрат ресурсов.

lich_f2.jpg

В этой модели - критерий F(x,m) является оценочной структурой, отражающей субъективную оценку полезности, приоритетности продукции с точки зрения данного субъекта экономики. Вектор m несёт информацию о желаемых «целевых» количествах продуктов x.

Замечание 1.Эта модель очень интересна с точки зрения психологии, так как учитывает не только «материальную», но и «оценочную» информацию, содержащуюся в критерии F(x,m).

Замечание 2.Предложенная модель (2) является  моделью любого члена, элемента «Я-коллектива». Таким образом, процесс принятия решений в иерархической структуре «Я-Общества» можно представить как процесс взаимодействия отдельных «личностей», описанных моделью (2).

 

3.2.             Взаимообусловленность категорий Цель и Ограничение.

Из математической Теории Двойственности в Линейном Программировании следует, что категории Цель и Ограничение взаимо-двойственны («зеркальны»): то, что в прямой задаче ЛП является целью (вектор c - задаёт цель), в двойственной – становится ограничением (вектор c- описывает ограничение); то, что в прямой задаче описывает ограничение (вектор b), в двойственной - описывает цель. То, что на верхнем иерархическом уровне – ограничение, становится целью нижних уровней (минимизация влияния ограничений).        

lich_f3.jpg

Задача слева – «прямая», исходная задача ЛП. Задача справа – «двойственная» задача к исходной. 

Двойственная задача интересна ещё и тем, что в ней, помимо участвующих и в прямой задаче параметров вектора оценок c, технологической матрицыA, вектора ограничений на ресурсы b,возникает вектор «двойственных переменных» y, имеющий смысл внутренних оценок на ограничения b.

Замечание 2.Таким образом, свойства двойственной задачи, делают модель ЛП ещё более интересной с точки зрения психологии, так как позволяет на основе учёта «материальной» информации о технологиях и ограничениях, и «оценочной» информации, содержащуюся в критерии F(x,m), рассчитать, оценить важность ресурсов b с «точки зрения»  цели, выраженной критерием F(x,m) и множеством технологий A.

3.2.1.     Гипотеза: Не является ли эта задача и наиболее общей задачей, стоящей перед каждой личностью? Не является ли модель ЛП (или НП) по структуре достаточно адекватной моделью личности?

Т.е., не определяется ли личность достаточно полно в терминах Целей которые она ставит перед собой (как материальных, так и не материальных!), «Технологий» которыми личность владеет (известных личности способов достижения поставленных целей), Ограничений (материальных, не материальных, и нравственных) и Оценок.

Что ещё не учтено в такой модели?

В Православной Аскетике известно, что Покаяние – это фундаментальное изменение человека, по сути – изменение личности. Первым, кто вошёл в Рай вместе с Христом Спасителем был Благоразумный Разбойник. Но, понятно, что разбойник не мог войти в Рай – вошёл тот, кто был разбойником. Вошла другая личность, преображённая покаянием. Покаяние – это изменение личности, т.е., изменение целей («Прежде всего, взыщите Царствия Божия»), изменение ограничений (принятие Заповедей Христовых – как главных ограничений), изменение способов достижения целей – «технологий» (отказ от греховных способов достижения цели, греховных «путей»).

 

В динамических (с учётом времени) моделях, то, что в долгосрочном плане является ограничением, на краткосрочном уровне является целью (цель – расширить ограничение).

Вообще говоря, эти три категории (Цель, Технология, Ограничение), взаимообусловлены: Ограничение  «порождено», «вызвано», «возникает» как следствие, как «результат» некоторой Цели и каких-то Технологий, а любая Цель – есть стремление освободиться от Ограничений в какой-то более общей задаче. Вообще Ограничение – это то, что мешает мне приблизится к Цели, тогда более локальной Целью становится «расширение» этого Ограничения. При изменении Цели или Технологий, меняются представления об ограничениях. Целью может стать и изменение Технологий. Но, можно сказать, что Технология, «первичнее», чем Цели и Ограничения, так как только при помощи Технологий, вообще, становятся «видными» какие-то потенциальные Цели и Ресурсы! 

Пример: В семье родились близнецы, и семья почувствовала себя уж очень ограниченной в финансах. Расширение этого Ограничения стало Целью. Что бы было  больше денег – нужна другая работа. Необходимо искать другую работу, и это становится локально-временной целью по изменению Технологии зарабатывания денег. Можно и не меняя работу повысить свою квалификацию – это тоже изменение Технологии.

У каждого из нас сложнейшая пространственно-временная система Целей «порождённая» нашим набором Технологий, т.е. знаний и умений, и Ограничений – материальных, информационных и этических. Очень сложно разобраться, структурировать эту систему, т.к. любой объект в этой структуре может быть и Целью, и Ресурсом-Ограничением, и Технологией: всё зависит от временной точки зрения, от структуры конкретной задачи, решаемой в какой-то конкретный момент времени. И время может быть, так же реальное и «виртуальное». Виртуальное – это время в процессе планирования.

Ещё пример: У Вас нет дома («ограничение» - то, что нужно, но чего нет). Возникает Цель – построить дом. Продумывая этапы работы, Вы представляете себе, что Вам нужно будет класть пол – нужны доски. Досок нет (новое ограничение), но их можно (исходя из известного Вам набора технологических способов) напилить из брёвен. Брёвен тоже нет (ограничение), но их можно купить (опять один из способов «получить» брёвна). (Кто-то может выбрать другой «способ» - украсть, если у него нет нравственных «ограничений»!) Возникает ещё одна Цель - надо купить брёвна (ограничение стало целью). Пилы тоже нет (ограничение) – возникает ещё одна Цель – купить пилу. И так далее… Каждое ограничение становится целью и порождает задачу, которую необходимо решить. В процессе нахождения решения, выявляется иерархическая структура проблемы, полностью обусловленная известными и доступными технологиями достижения данной цели, выявляются новые ограничения, которые, в свою очередь превращаются в задачи более нижнего уровня… Это происходит до тех пор, пока все эти цепочки не «добираются» до реальных ресурсов, необходимых для реализации всех этих планов. В примере с домом, если есть главный универсальный ресурс – деньги, то покупаются брёвна, покупается пила, нанимаются рабочие и начинается выполнение плана – т.е., реальная работа по постройке дома.

 

___________________________________________________

 

В настоящее время, студентам, изучающим психологию и социологию на университетском уровне, преподаётся, в серьёзном объёме, курс статистики. Хорошо было бы ввести курс по математической экономике – что даст значительно больше для понимания внутренней природы психологических и социальных процессов!

 

 

Библиография.

1. МАТЕМАТИКА УТОЧНЕНИЯ ЗНАНИЯ: ВЕРОЯТНОСТНАНАЯ МАТЕМАТИКА БЕЗ НЕИЗВЕСТНЫХ И БЕЗ БЕСКОНЕЧНОСТИ. Часть I. Обобщённая Вероятностная арифметика. Основные определения и свойства.  

Mathematics of Knowledge Refinement: Probabilistic Arithmetic, with no unknowns and no infinity. Part I. Generalized Probabilistic Arithmetic. Basic definitions and properties.

M.Luboschinsky,  http://arxiv.org/abs/1111.0274

 

2. НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ С ГАУССОВСКИМ КРИТЕРИЕМ ОПТИМАЛЬНОСТИ (Модель Гауссовского программирования).  

Nonlinear Planning Model With a Gaussian Criterion of Optimization (Gaussian Programming Model),  M.Luboschinsky,  http://arxiv.org/abs/1201.6680v1

 


27.11.2013 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение