ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Виктор Попков. 1932-1974

Виктор Попков. 1932-1974

Печать
03.12.2013 г.

С 13 декабря 2013 г. по 26 января 2014 г. в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка.19) государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» представит ретроспективу живописных работ выдающегося художника-шестидесятника Виктора Попкова. Наряду с «эталонными» произведениями одного из лидеров «сурового стиля» впервые можно будет увидеть целый ряд неизвестных широкой публике работ из частных собраний. После показа в Москве сорок полотен, отражающие основные этапы творчества Виктора Попкова, отправятся в Венецию, а затем в Лондон.

 

Значительное наследие Виктора Попкова на расстоянии почти сорока лет с момента его трагической гибели приобретает очертания целостного и уникального явления, в котором созвучные мастеру художественные традиции претворились в оригинальный пластический язык. Признанный официальными советскими структурами и любимый зрителями, Виктор Попков принадлежал к тому поколению художников, которые начинали работать в эпоху разоблачения «культа личности» и выражали честную творческую позицию. 

«Экспозиция в Академии художеств даст возможность увидеть картины, никогда не экспонировавшиеся и предлагающие новое прочтение творчества одного из значительных художников второй половины ХХ века, взгляд из сегодняшнего дня, — отмечает генеральный директор «РОСИЗО» Зельфира Трегулова. — Будучи еще студентами искусствоведческого отделения, на выставки современных художников мы отправлялись, в первую очередь, ради нескольких имен, среди которых был Виктор Попков».   

Выставка объединит наиболее значимые работы, часть из них еще при жизни художника была приобретена музеями — Государственной Третьяковской галереей и Русским музеем, региональными музеями в Орле и Волгограде, а другая часть находится в частных собраниях. Будут представлены все этапные для художника произведения, начиная с ранней, полной энтузиазма и надежд «Весны в депо», наследующей традиции безмятежного соцреализма предыдущей эпохи, и заканчивая недописанной картиной «Осенние дожди. Пушкин», передающей состояние отрешенности, которая в свете преждевременной смерти художника прочитывается как расставание с земной телесностью. На выставке можно будет увидеть и образцово-«суровых» «Строителей Братска», выразивших идею героической самоотверженности во имя коллективных задач, которая вдохновляла многих в шестидесятые годы, и более поздний, «новореалистический» этап творчества, отразивший разочарование в «великих задачах» и обостренное переживание глубинной разобщенности людей. В экспозицию будут включены три работы из цикла «Мезенские вдовы», ставшие для нескольких поколений российских зрителей живописной «эмблемой» незарубцованных воспоминаний о войнах первой половины ХХ столетия. 

Работы, отобранные для выставки из частных собраний, прежде всего из коллекции Андрея Филатова, открывают неизвестную территорию в творческой топографии уникального художника и задают неожиданный ракурс для прочтения тех его работ, которые некогда сразу после создания входили в золотой фонд советского художественного наследия. Здесь впервые зритель увидит неожиданного Попкова — художника трагического экспрессионизма, который близок к таким мастерам, как Марк Шагал и Эдвард Мунк, если бы эти образы не носили столь отчетливого личностного характера («Зимняя выпивка», «Спящий Попков»). Картины «Светящиеся окна», «Интерьер», «Чекист» впервые окажутся в одном экспозиционном пространстве в виде триптиха, который покадрово «освещает» три последовательные сцены времен сталинских репрессий, а также работа «Он им не завидует», звучащая как Lacrimosa из «Реквиема». В этом свете и монументальные «Строители Братска», покорители природы, традиционно возводимые к стилистическим приемам художников ОСТа, неожиданно раскрываются в своем экзистенциальном измерении. В контексте этих работ скоропостижная смерть художника (от случайного выстрела инкассатора) выглядит неизбежным итогом неизбывной внутренней драмы. 

За последние годы работы Виктора Попкова были включены в состав многих важных экспозиций русского искусства, в том числе таких, как знаменитая выставка «Россия!» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке или прошедшая в 2011 году в Риме выставка «Социалистические реализмы». Имя художника, который при жизни не раз выставлялся за границей и стал дипломантом биеннале современного искусства в Париже, не является незнакомым для европейского зрителя. Однако такие яркие русские художники, как Виктор Попков, пока недостаточно известны на Западе и заслуживают большего признания в мировом культурном сообществе. 

С февраля выставка будет экспонироваться в Венеции, в рамках Года туризма России в Италии, в выставочном зале Университета Ка Фоскари. Далее экспозиция переместится  в Лондон, на престижную площадку Сомерсет-хаус, где она пройдет в рамках  культурного обмена в Год российской культуры в Великобритании и станет первой персональной  выставкой художника, работавшего в СССР в рамках официальной художественной сцены. 
 

 

В.Е. Попков. Строители Братска, 1960 г. В.Е. Попков. Северная часовня. 1972 г. В.Е. Попков Шинель отца, 1970-1972 гг.В.Е. Попков Двое, 1966 г.



 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение