Выставка приоткрывает дверь в удивительный мир звериного царства, представляя художественные образы домашних питомцев, лесных зверей, птиц, обитателей морских глубин и доисторических животных. В экспозицию вошли живописные, скульптурные и графические произведения известных художников Санкт-Петербурга, работающих в области анималистического жанра: В.М. Новикова (Варгачева), О.И. Гречкина, В.В. Жукова, Т.П. Капустиной, В.С. Лаврентьева, В.А. Петровичева, В.А. Татаренко и других.
Анимализм, как известно, берет свое начало в глубокой древности. Можно сказать, что история изобразительного искусства, собственно, и началась с изображения животных. Наскальные рисунки первобытных людей, найденные в пещерах Испании и Франции, и сейчас поражают удивительной жизненностью в передаче облика диких быков, лошадей, медведей и бизонов. Отношение к животным в искусстве менялось с общим развитием отношения человека к природе. Во многих древнейших культурах сложилась мировоззренческая система зооцентризма – почитания и обожествления животных. Культ зверей – один из первых этапов познания человеком окружающего мира. Появившиеся монотеистические религии низвергли звероподобных идолов. В средневековом искусстве изображения животных, конечно, встречается, но, скорее, в качестве декоративного дополнения или «говорящих» символов. Животное в искусстве Нового времени становится объектом пристального изучения, наблюдения и эстетического созерцания. Осознание ограниченности и недостаточности антропоцентрической модели мироздания так или иначе должно было привести к возвращению анималистических мотивов. Кто-то очень образно сказал, что «животные – больная совесть человечества, чувствительность которой заостряется по мере его растущего самоутверждения над природой». В 1990 году папа римский Иоанн Павел II признал, что у животных есть душа, поскольку Бог вдохнул жизнь во всех живых существ, в том числе и в животных.
Так что же такое анимализм? Анимализм – это не просто жанр изобразительного искусства, посвященный животному миру, это один из методов художественного выражения мировоззрения, рассматривающего животное, как неотъемлемую и равновеликую человеку часть окружающего мира.
Художники-анималисты стремятся показать зверя крупным планом во всей характерности его облика и поведения. Животное для художника – не только интересная модель, обладающая природно-пластическими свойствами подвижного существа, но и живая выразительная индивидуальность, наделенная своим миром чувств. В однофигурных и групповых композициях, в статичных и динамичных позах, в выразительных силуэтах мастера анималистического жанра пытаются передать те или иные оттенки психических состояний и эмоциональных проявлений животных. Подобная образно-психологическая и эмоционально-лирическая трактовка позволяет создавать удивительно проникновенные звериные портреты, выразительную скульптурную пластику, трогательные, запоминающиеся образы детской книжной иллюстрации. Известный художник-анималист середины XX века Дмитрий Горлов как-то сказал: «Мне хотелось бы пробудить любовь к зверю не как к игрушке, а как к существу, имеющему такое же право на существование, как и человек, и желание понять этот большой и прекрасный мир, в который люди слишком редко заглядывают».
«Нарисуй мне барашка», – трогательно просит герой сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери, ищущий себе друга. «Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго». Выставка в Малом зале «Манеж» посвящена животным – существам, которые живут рядом с нами, но до которых нам, «людям серьезным», нет особого дела. Мы крайне редко «слезаем со своего трона», чтобы посмотреть им в глаза. Вам когда-нибудь доводилось видеть глаза обманутой собаки? Не дай вам Бог. Там – пропасть... Звери гораздо искреннее людей, и, можно сказать, благороднее, потому как им, в отличие от нас, не свойственно коварство.
Выставка в «Манеже» – для детей и для взрослых, которые были когда-то детьми. Добрая выставка художников, влюбленных в мир зверей, воспитывает сердце, научая душой постигать мудрое устройство природы, ее силу, ее хрупкость, ее могущество и беззащитность.
Источник