Социальное производство |
10.12.2013 г. | ||
Штамповка рабочей силы с помощью
профессиональных стандартов
9 декабря 2013 г. Президент
Российской Федерации В.В. Путин провел
совещание по вопросу разработки профессиональных стандартов. По мысли Президента, стандарты
призваны задавать требования к компетенции специалистов самого широкого круга
специальностей. Система стандартов должна стать одним из основных инструментов
модернизации экономики. С помощью профессиональных стандартов будет
закладываться основа более высокого качества рынка труда. В идеале система должна работать
так. Государство инициирует и направляет разработку, а затем принимает в
качестве нормативного документа тот или иной профессиональный стандарт.
Одновременно создаются сертификационные центры, которые должны удостоверять,
соответствует ли работник требованиям стандарта или нет. Государство будет
лицензировать работу подобных центров. Получение сертификата работником будет
означать его профессиональную пригодность. Наличие такого сертификата должно
стать критерием при найме на работу: есть сертификат – можешь устраиваться, нет
сертификата – хорошей работы не будет. Сегодня понятие стандарта уже
введено в Трудовой кодекс, и Министерство труда занимается их разработкой.
Предполагается, что продукт этой работы должен приниматься профессиональным
сообществом и, прежде всего, профсоюзами. В первую очередь профессиональная
стандартизация должна охватить государственные организации, госкомпании и
работников бюджетных учреждений. Предполагается, что положения
стандартов станут ориентиром для образовательной и профессиональной подготовки.
Процесс, действительно, идёт. С
февраля 2013 г. Минобрнауки открыло для общественного обсуждения проект
Профессионального стандарта педагога. Учителя – тоже своего рода
госслужащие, и следует ожидать, что стандартизация коснётся их одними из первых.
Накануне совещания у Президента «Российская газета» проанализироваластандарт педагога и обнаружила в нем такие нетривиальные пункты как: совместное
с учениками использование иноязычной информации (то есть знание иностранного
языка); умение включить в учебный процесс всех учеников, как одаренных, так и
ограниченными возможностями, плюс тех, для кого русский не является родным
языком; обязательная компьютерная грамотность и владение мультимедийными
средствами. Газета задаётся вопросом, насколько сегодняшнее учительское
сообщество готово соответствовать данному стандарту. Очевидно, что не готово. Также (газета об этом не говорит,
но это не менее важно) стандарт предписывает учителю развивать у учеников
навыки поликультурного общения и толерантность, а также ключевые личностные
компетенции по международным нормам. Стоит напомнить, что сексуальные
компетенции по европейским
нормам считаются ключевыми для развития личности школьника. Мы видим, как через стандарты
закладывается некий инвариант учительства. Хочешь быть учителем – соответствуй
стандарту. А иначе не будешь допущен к профессиональной деятельности. И этот
набор условий местами – чисто инструментальный (есть навык или нет), по большей
части – формальный и, несомненно, – идеологичный (протаскивается современная
либеральная идеология с её непременной толерантностью). Места для таланта,
учительского дара, духовного контакта с учеником не остаётся. Профессиональный стандарт
педагога – это показательный пример профессионального стандарта вообще. Любая
профессия будет загоняться в рамки. Человек будет оцениваться не потому, что он
может, и не через то, сколько он знает, а по формальным, искусственно заданным
критериям. Мир профессиональной деятельности становится механистичным, из него
словно извлекается душа. Для «эффективных менеджеров» такой подход привычен.
Для них имеет смысл только то, что может быть измерено, формально проверено.
Всё остальное – культурный мусор, достойный того, чтобы быть выброшенным на
свалку истории. Стоит также отметить, что
тотальная стандартизация резко уменьшает социальную мобильность. Возникает жесткая
стратификация. Подобный подход был заложен и в уже принятых образовательных
стандартах, где ученик уже на входе в старшую школу должен определиться с
профессиональным выбором. Ты прописываешь себя в некой клеточке социума, и
далее вся твоя жизнь будет определяться тем, «попал» ты или «не попал». Если
выбор был удачен, и ты действительно можешь этим заниматься, и к тому же
обществу нужны именно такие специалисты, то ты – на волне, а если промахнулся,
то шансов переиграть у тебя практически нет, – ты заранее проигрываешь
конкурентам, изначально сделавшим правильный выбор и уже набравшим необходимые
навыки и компетенции. Общество тяготеет к
воссозданию сословной или даже кастовой
системы. Система профессиональных стандартов будет закреплять позиции за
лучшими и обрекать тех, кто промахнулся или не имел средств для получения
лучшего образования, на прозябание в неквалифицированном социальном остатке
(новые парии). Капитал проставит своё тавро: те, кто ему подходит, будут
промаркированы сертификатами, а прочие будут выведены из употребления.
Сертификацией окажутся охвачены самые доходные и интересные специальности, и
через этот механизм они будут закреплены за состоятельными людьми. Также очевидно, что сертификацию
легче будет проходить молодым людям. Для
эффективных менеджеров это хорошо – они всегда за обновление кадров. А для тех,
кто будет вытеснен в этой конкурентной борьбе? С учетом того, что пенсионный
возраст у нас скорее увеличат, чем снизят, множество людей в возрасте окажется
отлученным от профессиональной деятельности. И, наконец, с помощью стандартов
обеспечивается контроль за содержанием умов профессионалов. Если ты задаешь то,
что должен знать человек, ты этим формируешь содержание его мыслительного
процесса. Т.о. стандарты становятся частью строящегося неототалитаризма. Очень
грустно осознавать, что Россия в этом процессе не только участвует, но и проявляет инициативу. | ||
Наверх |