Григорий Распутин как западный кинообраз варварской России |
В западных кинематографических трактовках жизнеописания Г.Распутина создается чрезвычайно упрощенный образ России – варварской, непредсказуемой, бунтарской, мистической, а главное – чужой, не совместимой с нормальным американо-европейским образом жизни. Мне уже доводилось отмечать, что западной медиакультуре недостаточно только произведений русской литературной классики, с её глубоким «взглядом изнутри»: Западу нужен собственный образ России, соответствующий стереотипным представлениям массового менталитета о «загадочной русской душе» [Федоров, 2012]. И если идеальной адаптацией позитивного образа России для западной аудитории стал роман Жюля Верна «Михаил Строгов» (1875), действие которого разворачивается в эпоху царствования Александра Второго, то образ России варварской, непредсказуемой, мистической, бунтарской был с размахом воплощен на экране во многочисленных версиях западных «биографий» так называемого старца-целителя, «божьего человека», прорицателя Г.Е.Распутина (1869-1916), имевшего, как известно, сильное влияние на царскую семью и убитого 16 декабря 1916 года в результате заговора князя Ф.Юсупова и других представителей высшего общества, желавших изменить ход российской истории. Скажу сразу, что самое неблагодарное дело в данном случае искать в западных фильмах о Распутине историческую правду, как, впрочем, и перечислять те или иные нелепости и несоответствия. Западные кинематографисты впервые обратились к истории Г.Распутина еще в 1917 году, а потом снова и снова (в общей сложности не менее тридцати раз) создавали на кино/телеэкранах его образ совсем с другими целями. Разумеется, коммерческая сторона дела была немаловажной, однако стремление закрепить в западном обществе стереотипную трактовку разгульной стихии «русской души» была куда сильнее. Западному экрану всегда нужен был не исторически точный портрет, а образ Г. Распутина – как своего рода метафора тревожного и опасного образа России. Думается, анализ такого рода феномена Г.Распутина как образа варварской России, адаптированного для массовой аудитории Запада, будет весьма полезен для студентов многих специальностей – будущих историков, политологов, культурологов, искусствоведов, педагогов. Следуя методологии, разработанной У.Эко [Эко, 2005, с.209],А.Силверблэтом [Silverblatt,2001, p.80-81], Л.Мастерманом [Masterman, 1985; 1997], К.Бэзэлгэт [Бэзэлгэт, 1995], в анализе многочисленных фильмов о жизни и смерти Г.Распутина я буду опираться на такие ключевые слова медиаобразования, как «медийные агентства» (media agencies), «категории медиа/медиатекстов» (media/media text categories), «медийные технологии» (media technologies), «языки медиа» (media languages), «медийные репрезентации» (media representations) и «медийная аудитория» (media audiences), так как все эти понятия имеют прямое отношение к ценностным, идеологическим, рыночным и структурно-содержательным аспектам анализа медийных произведений. Отмечу, что методология У.Эко [Эко, 2005, с.209] и А.Силверблэта [Silverblatt, 2001, p.80-81] полностью соответствует основным подходам герменевтического анализа аудиовизуальной, пространственно-временной структуры медиатекстов. Напомним, что герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора произведения и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с культурной традицией и действительностью; проникновение в логику произведения; анализ медиатекста через сопоставление художественных образов в историко-культурном контексте. Таким образом, предмет анализа - система медиа и ее функционирование в обществе, взаимодействие с человеком, язык медиа и его использование. Идеология авторов в социокультурном контексте, условия рынка, которые способствовали замыслу, процессу создания и успеха медиатекста (доминирующие понятия: «медийные агентства», «категории медиа/медиатекстов», «медийные технологии», «медийные репрезентации», «медийная аудитория»).
Европа находилась в состоянии мировой войны четыре года (1914-1918). В 1916-1917 годах затянувшаяся военные действия уже утратили в России былую популярность. Убийство Г.Распутина, свержение монархии и приход к власти Временного правительства не смогли преодолеть тотальный кризис общества, что привело сначала к большевицкому перевороту, а потом и к гражданской войне. Естественно, при таком состоянии дел российским властям в 1917 году по большому счету было уже не до кинематографа, и он в массовом порядке «выбрасывал» на экраны десятки коммерческих лент чудовищного художественного качества. Так с марта 1917 года как из рога изобилия посыпались российские ленты-однодневки, в самом негативном свете рисующие образ Г.Распутина и царской семьи («Драма из жизни Григория Распутина», «Омытые кровью», «Тёмные силы - Григорий Распутин и его сподвижники», «Святой чёрт - Распутин в аду», «Люди греха и крови - Царскосельские грешники», «Любовные похождения Гришки Распутина», «Похороны Распутина», «Таинственное убийство в Петрограде 16 Декабря», «Царские опричники» и др.). Поскольку западная пресса давно уже подготовила обильную почву для появления «распутинской киносерии», в том же 1917 году практически одновременно в США и Германии были сняты фильмы, где Распутин трактовался как демонический образ таинственной и враждебной Западным цивилизациям России. Медийный интерес к Г.Распутину не угас и в 1920-х – 1930-х годах: во-первых, именно интригами Распутина можно было довольно легко объяснить «широким массам» по обе стороны океана главную причину падения династии Романовых и прихода к власти большевиков; во-вторых, легенды о мистических и сексуальных обрядах Распутина позволяли западных кинематографистам сыграть и на этих струнах медийного воздействия; в-третьих, для российских эмигрантов, работавших в западном кино, это была отличная возможность проявить себя в профессии в качестве «экспертов по русской истории и русской душе». При этом стоит отметить, что жадное увлечение кинодельцов подобными «струнами» иногда приносили им не только прибыль, но и убытки. К примеру, после выхода на экран американского фильма «Распутин и императрица» (1932) находящаяся в эмиграции княгиня И.Юсупова не только потребовала от Metro-Goldwyn-Mayerвозместить ей моральный ущерб (так как ее возмутила клеветническая трактовка образа ее персоны в качестве изнасилованной любовницы «старца»), но и через суд получила от киностудии 750 тысяч долларов компенсации. События второй мировой войны на время вытеснили тему Распутина из поля зрения западных кинематографистов, однако, начиная с 1950-х интерес к такого рода метафоре образа России вновь овладел умами неравнодушных к нашему отечеству зарубежных студий и авторов. Среди «распутинской серии» 1950-х – 1960-х островком исторического правдоподобия стал фильм Робера Оссейна «Я убил Распутина» (Франция, 1967) по причине того, что был снят по мемуарам самого князя Феликса Юсупова. Но в основном сюжетные линии и черты характера главного героя вполне соотносились со сложившейся традицией «кинораспутинщины»: бешено вращающий глазами чернобородый гигант покоряет царскую семью и красивых женщин, исцеляет юного царевича, литрами пьет водку, пророчествует и отчаянно борется со смертью в финальной сцене его убийства… В 1970-х – 1980-х с образом Распутина на западном экране происходили аналогичные вещи. Иногда («Николай и Александра», США, 1971) авторы стремились хотя бы к минимальному правдоподобию. Иногда – делали ставку на сексуальные акценты («Распутин», ФРГ, 1984). Но в целом это был отлаженный конвейер коммерческого интереса к теме. Любопытно, что такого рода тенденция ничуть не изменилась и после распада СССР. Западные фильмы 1990-х и начала XXI века, даже с участием известных российских актеров («Распутин», Франция, 2011), на мой взгляд, поставлены всё в том же ключе. Кстати, в последние 20-25 лет ранее запрещенные в СССР западные фильмы о Распутине стали вполне доступны для российской публики, однако, в отличие от Запада не вызвали массового интереса. Даже такой амбициозный французский проект как «Распутин» (2011) с Жераром Депардье в заглавной роли не добрался в России до массового проката, ограничившись релизами на DVDи телепоказами. Скорее всего, причина отторжения российской массовой аудиторией западной «распутинианы» проста: быть может, не обращая особого внимания на художественные особенности такого рода фильмов, русская публика не приемлет в них «клюквенную» приблизительность российских реалий, фактур, характеров. Зато выпущенная в 1985 году советский кинопрокат (до этого пролежавшая с десяток лет на полке) «Агония» Э.Климова, где по сюжету одно из центральных мест отводилось Г.Распутину, только за первый год демонстрации собрала 18 миллионов зрителей. В «Агонии» кризис России 1916 года был показан с присущей Э.Климову синтезом иронии и психологизма. Фарсовые, эксцентрические сцены сменялись страшными натуралистическими видениями... В центре картины - фигура Григория Распутина в мощном исполнении Алексея Петренко, сумевшего добиться поразительного результата, выстроив роль на перепадах вулканического темперамента, животного страха, нечеловеческой силы, униженной слабости, развращенности и религиозности. Задача сложнейшая, но актеру удалось уловить нерв роли, воплотить на экране неоднозначный характер… Структура и приемы повествования в медиатексте (доминирующие понятия: «категории медиа/медиатекстов», «медийные технологии», «языки медиа», «медийные репрезентации») В ходе коллективного обсуждения со студентами можно сделать вывод, что в целом западная кинематографическая «распутиниана» построена на несложных дихотомиях: 1) варварский мир Г.Распутина и в какой-то степени приближенный к европейскому мир царской семьи и высшего света Российской империи; 2) положительные персонажи (царская семья, дворянки-красавицы, князь Юсупов и его друзья) и «безумный монах» Распутин; 3) стремление защитить Россию от пагубного влияния Распутина (Ф.Юсупов и его друзья) и жажда безгранично властвовать Россией со стороны самого «старца». Схематично структуру, сюжет, репрезентативность, этику, особенности жанровой модификации, иконографии, характеров персонажей западных кинематографических медиатекстов о Распутине можно представить следующим образом: Исторический период, место действия: Россия 1905-1916 годов (хотя в основном показан год гибели
Г.Распутина – 1916). Иногда в качестве «постскриптума» присутствует сцена
расстрела царской семьи в 1918 году. Обстановка, предметы быта: роскошь дворцовых палат Санкт-Петербурга и дворянских
особняков, скромный быт бедноты, русские
просторы, леса и реки. Предметы быта соответствуют социальному статусу
персонажей, хотя во многих выглядят слишком «западно» (что, впрочем, не
удивляет, так как вплоть до 1990-х годов зарубежные фильмы о Распутине по
идеологическим причинам не могли сниматься на российской территории). Приемы изображения действительности: позитивные по отношению к положительным персонажам,
гротеск (иногда даже в комедийном ключе, как в британском фильме «Распутин –
безумный монах») по отношению к «демоническому» Г.Распутину. Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: Царская
семья, дворянская элита (включая юных симпатичных особ женского пола),
объединенные монархическими ценностями и патриотическими идеями. Бешено
вращающий глазами чернобородый гигант Г.Распутин – религиозный мессия, гипнотизер, прорицатель, покоряющий царскую семью и красивых женщин,
исцеляющий юного царевича, литрами пьющего водку и отличающийся отменным
аппетитом. Царский двор одет с подобающей роскошью, военные - в красивую форму. Персонажи
дворянского происхождения наделены изящным телосложением, особенно – женщины.
Их лексика изыскана. Мимика и жесты эмоциональны. Естественно, что тембр
голосов положительных персонажей (в звуковых фильмах) приятен и бархатист. Распутин
одет в сельско-купеческом фольклорном стиле, обязательно с православным
крестом. Его отличает мощное телосложение, простота и «народность» лексики, форсированность мимики и жестов, басовитый
голос, грозность и нравоучительность интонаций. Существенное изменение в
жизни персонажей: 1905 год. При царском дворе появляется «божий человек»
- Г.Распутин, который завоевывает сердца
императорской четы и красивых дворянок своими мистическими пророчествами,
исцелениями и харизмой (вариант действие фильма начинается уже в десятые годы,
когда Распутин был уже влиятельной фигурой при царском дворе, или даже сразу в
1916 году). Возникшая проблема: патриотично
настроенным дворянам во главе с князем Ф.Юсуповым становится известно о
негативном влиянии Г.Распутина на царскую семью и судьбу России… Поиски решения
проблемы: князь Юсупов и его друзья разрабатывают план
убийства Г.Распутина. Решение проблемы: Юсупову
удается заманить Распутина в ловушку и убить… Итак, в западных
кинематографических трактовках жизнеописания Г.Распутина создается чрезвычайно
упрощенный образ России – варварской,
непредсказуемой, бунтарской, мистической, а главное – чужой, не совместимой с
нормальным американо-европейским образом жизни. © Александр Федоров, 2013. Литература Masterman,L. (1985). Teaching the Media. London:
Comedia Publishing Group, 341 p. Masterman, L. (1997).
A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.)
and London (UK): Transaction Publishers, pp.15-68. Silverblatt, A. (2001). Media Literacy.Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. М.: Изд-во Ассоциации деятелей
кинообразования, 1995. 51 с. Федоров
А.В. Трансформации
образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации
(1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация
для всех», 2010. 202 c. Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов
положительного образа России на занятиях в студенческой аудитории (на примере
экранизаций романа Жюля Верна «Михаил Строгов») // Инновации
в образовании. 2012. № 5. С. 67-78. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум, 2005. 502 с. Избранная фильмография Распутин / Rasputin. Германия, 1917. Режиссер и сценарист Herr Arno. Актеры: Max Hiller, Fritz Hofbauer и др. Распутин, черный монах / Rasputin, the Black Monk. США, 1917. Режиссер Arthur Ashley. Актеры:
Montagu Love, Henry Hull, June Elvidge и др. Распутин / Rasputin. Das Liebesleben des sonderbaren Heiligen.Австрия, 1925. Режиссер R. Gersik. Актеры:
Paul Askonas, Rolf Meinau, Milena Pawlowna и др. Красный танец / The Red Dance. США, 1928. Режиссер Raoul Walsh. Сценаристы:
Henry Leyford Gates, Eleanor Browne и др. Актеры: Dolores
del Rio, Charles Farrell, Иван Линов, Demetrius
Alexis и др. Любовные приключения Распутина / Rasputins Liebesabenteuer. Германия-США, 1928. Режиссер Martin Berger. Сценарист Dosio Koffler. Актеры: Николай Маликов, Diana Karenne, Erwin Kalser, Александр Мирский, Наталья
Лысенко и др. Шипы принцессы / Dornenweg einer Fürstin. Германия, 1928. Режиссеры: Николай Ларин, Борис Неволин.
Сценарист Борис Неволин. Актеры: Владимир Гайдаров, Suzanne Delmas, Ernst Rückert, Григорий Хмара и др. Распутин / Rasputin. Германия, 1929. Режиссер Max Neufeld. Актеры: Eugen
Neufeld, Max Neufeld, Renati Renee и др. Распутин: демон женщин / Rasputin, Dämon der Frauen. Германия, 1932. Режиссер Adolf Trotz. Сценаристы: Осип Димов, Adolf Lantz. Актеры: Conrad
Veidt, Paul Otto, Распутин и императрица / Rasputin and the Empress. США, 1932. Режиссер Richard Boleslawski. Сценарист Charles MacArthur. Актеры:
John Barrymore, Ethel Barrymore, Lionel Barrymore и др. Трагедия империи / La tragédie imperial. Франция, 1938. Режиссер Marcel L'Herbier. Сценаристы:
Alfred Neumann, Max Glass и др. Актеры: Harry
Baur, Marcelle Chantal, Pierre Richard-Willm и др. Распутин / Raspoutine. Франция-Италия,
1954. Режиссер Georges Combret. Сценаристы:
Claude Boissol, Georges Combret. Актеры:
Pierre Brasseur, Isa Miranda, Renée Faure и др. Распутин / Rasputín. Аргентина, 1958.Режиссер Ernesto Mas. Сценарист Narciso I. Serrador. Актеры: Violeta
Antier, Juan Carlos Galván, Héctor Gance и др. Ночи Распутина / Les nuits de Raspoutine. Франция-Италия,
1960. Режиссер Pierre Chenal. Сценаристы:
Pierre Chenal, Ugo Liberatore. Актеры:
Edmund Purdom, Gianna Maria Canale, John Drew Barrymore и др. Распутин / Rasputin. ФРГ, 1966. Режиссер и сценарист Robert A. Stemmle. Актеры: Herbert Stass, Anneliese Römer, Wolfram Schaerf и др. Распутин: безумный монах / Rasputin: The Mad Monk. Великобритания, 1966. Режиссер Don Sharp. Сценарист Anthony Hinds. Актеры: Christopher
Lee, Barbara Shelley, Richard Pasco и др. Я убил Распутина / J'ai tué Raspoutine. Франция, 1967. Режиссер Robert Hossein. Сценаристы:
Feliks Yusupov, Paola Sanjust и др. Актеры: Gert
Fröbe, Peter McEnery, Robert Hossein, Geraldine Chaplin и др. Николай и Александра / Nicholas and Alexandra. США, 1971. Режиссер Franklin J. Schaffner. Сценаристы:
Edward Bond, James Goldman. Актеры:
Michael Jayston, Janet Suzman, Roderic и др. Распутин / Rasputin. Великобритания, 1971. Режиссер Alan Cooke. Сценарист Ronald Eyre. Актеры:
Robert Stephens, Peter Barkworth, Isabel Dean и др. Распутин – оргии при царском дворе / Rasputin - Orgien am Zarenhof. ФРГ, 1984. Режиссер и сценарист Ernst Hofbauer. Актеры: Alexander Conte, Marion Berger и др. Распутин / Rasputin. США-Венгрия,
1996. Режиссер Uli Edel. Сценарист Peter Pruce. Актеры:
Alan Rickman, Greta Scacchi, Ian McKellen, James Frain и др. Убийство Распутина / Killing Rasputin. Испания, 2003. Режиссеры:
Alfonso García, Fernando J. Martínez. Сценаристы:
Alfonso García, Fernando J. Martínez. Актеры:
Alberto De Prada, Beatriz Díaz, Carlos Gutiérrez и др. Распутин / Rasputin. Италия, 2010. Режиссер и сценарист Louis Nero. Актеры: Francesco
Cabras, Daniele Savoca, Franco Nero и др. Секретные папки. Распутин / Mystery Files: Rasputin. Великобритания, 2010. Режиссер Marc Tiley. Актеры:
Amy Barnes, Struan Rodger, Glynis Stewart
и др. Испытания Распутина / The Trials of Rasputin. Канада, 2011. Режиссер Danishka Esterhazy. Сценарист Rebecca Gibson. Актеры:
B. Pat Burns, Trevor Kristjanson, Gizem
Naz и др. Распутин / Raspoutine. Франция, 2011. Режиссер Josée Dayan. Сценаристы: Vincent Fargeat, Philippe Besson. Актеры: Gérard Depardieu, Fanny Ardant, Владимир Машков, Филипп Янковский,
Анна Михалкова, Ирина Алферова, Данила Козловский, Константин Хабенский, Ксения
Раппопорт, Леонид Мозговой и др. | ||
10.12.2013 г. | ||
Наверх |