Искусство навевать прохладу |
19.12.2013 г. | |
До 7 апреля 2014 г. в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва, Пречистенка, 12/2) будет проходить выставка "Искусство навевать прохладу", на которой представлено 100 вееров из собственной коллекции музея.
Впервые музей А.С. Пушкина представляет публике свою собственную коллекцию вееров. Коллекция сравнительно молодая – хотя начало ей было положено в 1960-х годах, основной массив был собран именно в последние годы. И даже во время подготовки выставки коллекция пополнилась несколькими весьма любопытными экспонатами. По своему составу, разнообразию и ценности ее можно назвать даже уникальной. Выставка дает яркое представление о бытовании вееров в России с середины XVIII века до первых десятилетий XX. В хронологически выстроенной экспозиции – более 100 вееров. Среди них есть выдающиеся, эталонные памятники веерного искусства разных периодов и направлений, в создании которых участвовали талантливые художники, виртуозные резчики, лучшие декораторы своего времени. Важным контекстом для веерного великолепия служат на выставке дамские наряды, модные картинки и журналы прошедших эпох, портреты, хроника петербургской и московской жизни в графике и фотографии из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Некоторые фрагменты выставки представляют целостные жанровые зарисовки и исторические сюжеты. Экспозиция последовательно развивается от одного экспоната к другому, представляя типы вееров, их стилевое развитие и национальные особенности исполнения на фоне различных эпизодов из жизни общества. Самые ранние предметы в экспозиции относятся к середине XVIII века. Выставка демонстрирует произведения французской, голландской, итальянского немецкой и английской школ веерного искусства во всем многообразии их художественного исполнения. К раритетам этой эпохи относится и гравированное приложение к Энциклопедии наук, искусств и ремесел Дени Дидро и Жан-Лерон Д’Аламбера 1773 года, где на четырех листах подробно, с комментариями, проиллюстрирован весь процесс производства складных вееров с бумажным, пергаментным или шелковым экраном. Вторая половина XVIII – начало XX века стала эпохой расцвета вееров как в Европе, так и в России. В это время складной веер является не просто обязательной принадлежностью дамского туалета – несколько утратив свое прямое назначение навевать прохладу, он становится орудием кокетства, средством невербального общения. Изобретенный в ту пору так называемый «язык веера» хорошо знали и женщины, и мужчины. Особое внимание уделено на выставке веерам пушкинского времени. Несколько экспонатов выставки имеют весьма богатую родословную. Принадлежащие некогда современникам и даже близким поэта, они переходили от поколения к поколению уже в качестве семейных реликвий. Эти памятники, сохранившие имена владелиц, обладают исключительной исторической ценностью. Среди них: - веер, с большой долей вероятности принадлежавший дочери поэта Наталье Александровне Меренберг (подарен музею Клотильдой фон Ринтелен, праправнучкой А.С. Пушкина); - веер внучки поэта Марии Александровны Пушкиной (единственный не «музейный» экспонат – он специально Веер Натальи Николаевны Павлищевой. 1880-е. Франция.представлен на выставку из семьи наследников рода); - веер Натальи Николаевны Павлищевой, родственницы по мужу Ольги, родной сестры А.С. Пушкина; - веера из семей Орловых, Кривцовых, Нащокиных… Фамильные веера помещены на выставке в историко-художественный контекст пушкинской эпохи. Бурная жизнь веера продолжалась и далее, до двадцатых годов XX века. Если на пике своей популярности вееры заказывались у известных фирм и мастеров, которые изготовляли их из дорогих материалов – перламутра, черепахи, слоновой кости, страусиных перьев, шелка, расписывали вручную, то со временем веер перестал быть предметом роскоши. Из дворянского быта он распространился в среду других сословий – мещанства, купечества. В массовом производстве вееров дорогие материалы заменялись на более дешевые, имитирующие натуральные. Часть веерной экспозиции в музее А.С. Пушкина рассказывают и об этом периоде истории.
| |
Наверх |