Фотографы России до 1917 года |
10.01.2014 г. | |
С 14 января по 3 февраля 2014 г. в Русском музее фотографии (Нижний Новгород) будет проходить выставка "Фотографы России до 1917 года", приуроченная к 175-летию фотографии.
Впервые вниманию зрителей будет представлена салонная фотография разных городов Российской империи. Никогда прежде музей не открывал для публики эту обширную часть своих фондов. От столиц до окраин огромного государства, в больших губернских городах и в уездном захолустье работали многочисленные ателье. Самыми популярными форматами фотографий в дореволюционное время были кабинет-портрет и визитная карточка. Отпечатки наклеивались на картонные паспарту с затейливыми рисунками, информацией о заведении и оттисками наград, полученных владельцем за его искусство. Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Царицын, Углич, Тула, Тверь, Симбирск, Тифлис, Симферополь, Пермь, Сарапул, Ташкент, Смоленск, Рязань, Чистополь, Вятка, Вологда, Казань, Екатеринбург, Гродно, Батум, Вильно, Краков, Ялта, Астрахань, Уфа, Барнаул, Иркутск, Владивосток, Хабаровск, Чита - вот далеко не полный список городов, представленных на выставке. Среди владельцев фотоателье - фотохудожник Сергей Лобовиков из Вятки, придворные фотографы Карл Бергамаско, Карл Булла, Иван Дьяговченко, Александр Оцуп. Есть и экзотические примеры: фотограф Двора Его Императорского Величества Негуса Абиссинского Николай Ануфриев или придворный фотограф принца Сиамского Федор Подзоров, работавший во Владивостоке. В отличие от авторов фотографий, имена их героев почти не известны. Но встречаются и знакомые лица: на фотографии, сделанной в заведении Д. Здобнова в Санкт-Петербурге можно узнать нижегородского купца, хлебопромышленника Николая Бугрова. Самые ранние из представленных на выставке фотографий были сделаны в 1880-х годах, большинство – в начале ХХ века. Мода сниматься в фотоателье давно в прошлом, теперь каждый сам себе фотограф. Но карточки, созданные в строгой атмосфере старинных фотосалонов, где исключен был случайный снимок, по-прежнему притягивают взгляд. Сколько прекрасных лиц, иногда веселых, но чаще серьезных и даже торжественных смотрят на нас: дети в матросских костюмчиках, дамы в разукрашенных шляпах с собачками, веерами и муфтами, франты в цилиндрах, священники, солдаты и офицеры, актрисы и балерины… Салонные фотографии – это тоже история, без репортажных кадров и ярких событий, зато в них с особой неповторимостью ощущается дух прошедшего времени, что-то утраченное и, хотя бы на миг, обретенное.
| |
Наверх |