С 10 октября по 9 ноября 2014 г. в Выставочном зале «РОСИЗО» (Москва) будет проходить выставка «Мир детей и зверей». Детство – особый период для каждого человека. В процессе познания окружающей действительности складывается характер ребенка, и от того, каким будет это время, зависит очень многое в дальнейшей его судьбе. В первые годы жизни ребенок еще не догадывается о грядущих трудностях и смотрит вокруг невинным и радостным взором. Он пока не обременен «взрослыми» понятиями добра и зла, красоты и безобразия, чувства и разума, и потому может более тонко и непосредственно ощущать гармонию природы. Сходным образом, должно быть, чувствуют животные, чье восприятие основано только на естественных инстинктах. Выставка в «РОСИЗО» - это попытка объединить два столь разных, но в то же время столь близких друг другу мира, детей и животных. Основу экспозиции составили графика и скульптура из собрания ГМВЦ «РОСИЗО» 1960-1990-х гг., а также произведения современных российских авторов: скульптура Сергея Бычкова, графика Михаила Молочникова и Аси Кузнецовой-Руф, живопись Татьяны Чурсиной и Александра Бирюлина и работы Егора Плотникова.
Первые шаги к постижению окружающего мира ребенок делает в кругу самых близких людей. Именно этому посвящена серия Константина Назарова «Семья», изображающая идиллическое единение детей и взрослых, их счастье от пребывания друг с другом. Дальнейшее познание происходит уже в компании сверстников, и большое значение в этом процессе имеют детские игры, представленные на выставке работами Сергея Хаджинова («Кораблики», «Ножик»), Марины «Афанасьевой («Игра в прятки») и Егора Плотникова («Игра», «Детство», Первый полет»). В прошлом, в СССР, кроме семьи в формировании творческого начала в ребенке принимало участие и общество, этому уделялось внимание в политике страны. Значительная часть произведений из советского собрания «РОСИЗО» изображает ребят, занятых спортом или творчеством в специально организованных государством секциях и студиях («Лыжницы» и «Победители» Людмилы Эскараевой, «Юный художник» Юлии Далецкой, «Студия при ЖЭКе» Владимира Межевчука). В этом же разделе экспозиции можно увидеть анималистические сюжеты, в трактовке которых художники использовали игровое начало как возможность поговорить о волнующих проблемах («Волк» Дмитрия Данилова, «Ворона и крыса» Павла Шимеса, «Я стоял на носу» Сергея Бычкова и др). Процесс постижения мира происходит также и через знакомство с животными. Дети, еще не успевшие понять и принять правила взрослых, пытаются осознать окружающее пространство, наблюдая за «братьями меньшими», модели поведения которых на этом этапе могут казаться им сходными со своими собственными. Поэтому второй раздел выставки посвящен сопоставлению мира детей и животных, реального и фантастического. Изображения зверей – «Леопард», «Тигр» и «Филин» Муртузали Магамедова, «Тойтерьер» и «Тонкий лори» Марины Островской, «Кабаны» и «Гиена» Андрея Марца, «Токующий луговой тетерев» Сергея Рябченкова, «Зебры» и «Крокодил» Татьяны Чурсиной - позволяют взглянуть на них чистым взглядом ребенка, еще свободным от груза коллективной памяти. Но, увы, детство не вечно, и реальность все настойчивее проникает в мир фантазий. Постепенно ребенок утрачивает свое наивно-невинное восприятие, все больше оказываясь в плену противоречий взрослой жизни. Именно об этом повествуют картины и инсталляции Саши Бирюлина («Поколения 2012», «Будет ли…») и пронзительные портреты Ольги Маркиной из серии «В детском доме», с которых на нас смотрят ребята, не по годам рано узнавшие, как сложна бывает жизнь за грань иллюзий детства. |