Большой взрыв Папы Франциска |
30.10.2014 г. | ||
Папа Франциск, выступая на
церемонии открытия бюста своему предшественнику Бенедикту XVI,
которая состоялась 27 октября 2014 г. в Понтификальной академии наук, произнес
короткую речь,
коснувшись вопросов современных научных концепций. Вот существующий (неофициальный)
перевод интересующего нас абзаца. «Когда мы читаем о сотворении
мира в Книге Бытия, мы рискуем вообразить Бога чародеем с волшебной палочкой,
который в состоянии сделать все. Но это не так. Он создал все живое и позволил
ему развиваться в соответствии с внутренними законами, которые дал каждому. Таким
образом, эта работа по сотворению мира продолжалась на протяжении многих веков
и тысячелетий, пока не стала тем, что нам известно сегодня, так как Бог не
демиург и не волшебник, а Создатель, дающий жизнь всему сущему. Начало мира не
было продуктом хаоса, имеющего какое-то иное происхождение, а проистекало
непосредственно из высшего принципа, который созидает любовью. Большой взрыв,
который сегодня считается началом мира, не противоречит вмешательству
божественного Создателя, а, скорее, нуждается в нем. Эволюция в природе не противоречит понятию
сотворения, потому что эволюция требует создания существ, которые развиваются».
В этом абзаце Папа Франциск
согласует понимание творения и две популярные сегодня концепции, обладающие
статусом научного знания – теорию Большого взрыва и теорию эволюции. Католическая церковь еще раз подчеркивает
свое желание «не отставать» от духа времени, или, другими словами,
соответствовать некоему уровню ожиданий современного человека. Ибо сегодня, вроде как, уже и неприлично не
верить в эволюцию и Большой взрыв. Папа
соглашается с этим и пытается показать, что вера в эволюцию (или Большой взрыв)
не противоречит вере в Бога. Подобный подход не является
новаторством нынешнего понтифика. Об этом, в частности, сказал официальный
представитель Римско-католической церкви в России – Директор информационной службы
римско-католической архиепархии Божией Материи в Москве священник Кирилл
Горбунов: «Первым папой, который не то чтобы подтвердил, но сказал, что теория
эволюции в принципе не противоречит библейской картине мира, был папа Пий XII,
который считается по своим взглядам одним из самых традиционных понтификов
церкви. Этот же постулат подтвердил и Иоанн Павел II, утверждавший, что теория
эволюции намного больше, чем просто теория. Папа Бенедикт XVI со своей стороны
пытался обратить внимание на то, что многие воспринимают теорию эволюцию лишь
как цепь каких-то слепых, совершенно случайных событий, как последовательность
действий, которые хаотическим образом привели к появлению новых форм жизни, и
что человек просто результат случайности. Но папа Бенедикт говорил, что это не
так. Эволюция является результатом творческого акта Бога, и то, как она протекала
и протекает — все это творческий замысел Бога». Таким образом, теория эволюции
уже давно была плавно вписана в официальную католическую картину мира. Там же
нашлось место и Большому взрыву. Между тем, и эволюция, и Большой
взрыв являются не более чем предметом веры, поскольку основные положения этих
теорий фактографически не проверяются. Благожелательные реверансы в их адрес со
стороны Папского престола – жест суетливый и недостойный учения, претендующего
на звание истинного. Но в зеркале католичества истина отражается весьма
странным образом. Теперь комментаторам Папы Франциска приходится объяснять,
почему Бог не может «сделать всё». В жертву приносится первая глава Бытия. Вот как это излагает Кирилл
Горбунов: «Первая глава бытия – это литургический гимн, который провозглашает
тайну сотворения мира Богом и богословские истины. Конечно, по прочтению
ее, может создаться впечатление, что Бог, как фокусник, вынимал эти
творения из шляпы. Папа Франциск же, напротив, сказал, что
с естественно-научной точки зрения процесс творения был гораздо сложнее
и более долог, чем может показаться. Акт Бога не является произволом,
это следствие Его замысла любви по отношению к миру». Стремясь угодить властителям современных умов, католические теологи поступаются величием Бога. Бог в их представлении выглядит чрезвычайно умным конструктором, силой и знаниями во много раз превосходящим человека, но всё уже умопостижимым, действующим так же, как действовал бы обладающий подобною же мощью человек. Они судят о Боге на основе современных научных знаний. От подобного подхода до утраты веры – один шаг. | ||
Наверх |