Гордость городов |
10.12.2014 г. | |
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и Volobaev Art Projects представляют выставочный проект "Гордость городов. Гравюра, живопись и фотография из частных коллекций". Выставка пройдет с 10 декабря 2014 г. по 13 января 2015г. в Аптекарском приказе Музея архитектуры (г. Москва).
Выставочный проект представляет жанр архитектурного городского вида - ведуты - в нескольких совершенно различных по материалам и времени техниках. В едином выставочном пространстве отображается типология и эволюция изображений городских построек и пространств: от средневековых гобеленов до современных фотографических отпечатков. Во всех этих работах прослеживается и история архитектур - многих из запечатленных на картинах и графических листах зданий больше не существуют. В самостоятельный жанр изображение повседневного городского пейзажа выделяется в Венеции XVIII века ("ведута" по-итальянски и значит "вид"), хотя еще в XVI столетии голландские живописцы переносили панорамы городов на холст, нередко используя для целей большей точности оптический прибор: камеру обскуру. Представленные на выставке живописные полотна итальянцев Николо Гварди (1715-1786) и Антонио Визентини (1688-1782) показывают зрителю Венецию эпохи Просвещения, спустя 200 лет все еще узнаваемую и такую же прекрасную. Художник и архитектор Визентини, что интересно, также использовал оптическую камеру, стремясь к наилучшей передаче череды разнообразных построек в городском пространстве, за что стал известен как "живописец-перспективист". Виды других итальянских городов на выставке можно увидеть в графических работах Джованни Пиранези (1720-1778), - археолога, архитектора, художника и гравера. Драматические в своем настроении работы Пиранези часто представляют античные руины и развалины эпохи Древнего Рима, демонстрируя трагические видоизменения, "величие разрушения" (Павел Муратов) грандиозных каменных сооружений. Живописные полотна с видами городов голландских мастеров относятся к XIX веку: эпохе романтизма. Так, картины Адриана Эверсена (1818-1897) во многом наследуют прото-ведутам Нидерландов XVI столетия. Но, изображая старые города Голландии - Харлем, Делфт, Алкмар - Эверсен демонстрирует не только прекрасное владение композицией и своеобычные цветовые решения, но и создает условные и обобщенные образы городов. В таких полотнах речь уже не идет о топографическом соответствии реальности, - в городских кварталах Эверсена на первый план выходит будничная жизнь их обитателей, поглощенных своими занятиями, а вся картина скорее рассчитана на эмоциональное восприятие зрителем, чем на узнавание конкретных построек. Мостом в современность выставка обозначает оригинальные фотографические отпечатки: их черно-белая природа во многом отсылает к графическим работам итальянских мастеров, выстраивая перед зрителем многоплановые перспективы российских и европейских городов (Валерий Близнюк, серия фотографий "Новая Москва").
| |
Наверх |