Десакрализация с помощью сакрального искусства |
03.08.2010 г. | ||
О биеннале сакрального искусства, проходящей в итальянском городке Изола-дель-Гран-Сассо стало известно благодаря провокации, устроенной Франческо де Молфетта, который выставил статую Девы Марии в одеянии с лэйблом Louis Vuitton. Бренд Louis Vuitton является старейшим в мире высокой моды, более того – в нём видят воплощение идеи высокой моды как таковой. Статуя, изготовленная Франческо де Молфетта, в целом соответствует католическим канонам, однако на одеянии присутствуют золотые буквы LV. Автор уверяет, что он не собирался глумиться над святыней, ему хотелось лишь укорить общество «построенное на основе культа внешнего вида и поклонения брендам, олицетворяющим поиск эфемерного счастья».
Предыдущей акций де Молфетта, вызвавшей широкий общественный резонанс, была выставка «Новые идолы», прошедшая в апреле этого года в миланской Don Gallery. В гротескной форме были представлены популярные персонажи и явления современной культуры. Франческо де Молфетта критичен по отношению к современному миру. Он высмеивает его наиболее одиозные перекосы, и это ему удаётся. Но смех сам по себе – оружие страшной разрушительной силы. Контролировать его практически никому не удаётся. Смех вырывается на свободу, и очаг поражения оказывается гораздо большим, чем хотелось бы тому, кому вздумалось посмеяться. Действительно, попытаться «возвысить» Церковь с помощью лэйбла Дома Высокой Моды, это интересное решение. Ни Церковь, ни вера не нуждаются в возвышении, это чисто человеческое – желать статусных бирок. Лэйбл на фоне святыни обнажает собственную пустоту, а преклонение перед ним выглядит особенно глупым. Эффект достигнут. Но автор использует для решения этой задачи сакральный символ. Изображение Девы Марии не может использоваться в «фоновом режиме». Сакральный символ всегда требует концентрации на самом себе. Именно он несёт нам основные смыслы. Дева Мария в одежде от Louis Vuitton выпадает из пространства сакральности. Этой статуе никогда не будут поклоняться, она становится лишь иллюстрацией, более того – иллюстрацией, не имеющей отношения к истинам веры и Писанию. А это значит, что религиозный символ полностью десакрализирован, и таким образом уподобен любому другому символу. Из духовной реальности мы попадаем в обычный культурный контекст. Не остаётся места ни для молитвы, ни для покаяния, мы лишь зрители, и нам надлежит только смеяться. При этом смеёмся мы не отдельно над лэйблом. Наш смех обращён к фигуре в целом. У де Молфетта, хотел ли он того или не хотел, высмеяна сама Дева Мария. Смешно поклонение статуе в одеянии от кутюр, но исподволь нас приучают, что смешно поклонение вообще… | ||
Наверх |