Весной этого года компания PepsiCo выпустила новую марку кваса "Русский дар". Вот каким словами это сопровождалось.
Вице-Президент по маркетингу PepsiCo Russia Beverages, Дмитрий Ширшов: "Нам было очень важно найти и сохранить для будущих поколений рецептуру изготовления настоящего русского кваса. Ведь квас - это часть наших традиций, которыми мы гордимся и считаем уникальными. Аналогов кваса нет нигде в мире, это дар русской земли! В нашем напитке мы собрали богатые традиции почти утерянных рецептов и мастерство приготовления настоящего кваса. Сегодня мы представляем Вам итог наших усилий и упорных поисков - "Русский Дар", обладающий прекрасным вкусом и ароматом".
Дизайн этикетки выполнен "под хохлому" и разработан Заслуженным художником Николаем Гущиным. Николай Гущин является главным художником фабрики "Хохломской художник" и директором Музейно-выставочного центра "Отчина" (р.п. Ковернино).
Его слова: "Каждый народ силен не только своей экономической и политической мощью, но и национальным духом. Оплот и сердце народа - его традиции и многовековая культура. Россия славится своей богатейшей историей и ярким культурным наследием. В нем - сила и величие нации. Поэтому так важно сохранять исконные традиции древней русской земли и бережно передавать в дар будущим поколениям. Квас "Русский дар" - это соединение двух исконно русских символов: искусства приготовления кваса и хохломской росписи. В своем гармоничном единстве "Русский дар" олицетворяет возрождение русских традиций и сохранение народной культуры".
Впечатление от всего этого двойственное. То, что такой монстр как PepsiCo, заинтересовался русскими традициями, вроде бы хорошо. Однако PepsiCo отнюдь не русское предприятие. Не будем обманываться, эксплуатация традиции - это прежде всего рыночный ход, борьба за потребителя. То, что хохлому приходится продвигать с помощью квасных этикеток, свидетельствует об упадке народного промысла... Здесь именно такая зависимость, опять-таки - не надо обманываться. Николай Гущин действительно большой энтузиаст своего дела, его участие в этой PR акции симптоматично: это попытка сохранить и спасти интерес к хохломской росписи...
Ещё один момент - само название кваса "Русский дар". Взорвана очереджная лингвистическая бомба. Дар продаётся за деньги. Семантика слова "дар" размывается. Для рынка естественно пользоваться словами с положительными коннтоациями. "Дар" именно такое слово. Хорошее название увеличивает продажи.
Что жек мы будем иметь в итоге. Укрепление наших традиций? Или мы растащим последнее руками дельцов, заботящихся о прибыли - своей личной и корпоративной?