До 5 марта 2015 г. в Тульском областном художественном музее будет проходить ретроспективная выставка «Природа и люди России», посвящённая 130-летию со дня рождения Василия Васильевича Рождественского
Коллекция Тульского областного художественного музея настолько качественна и многообразна, что позволяет создавать любые тематические выставки, отмечать юбилейные даты в жизни страны и в творчестве выдающихся художников, показывая их произведения из фондов или ярко презентуя в постоянной экспозиции. В составе этой выставки несколько десятков произведений, выполненных мастером на протяжении 1920-1950 годов, некоторые из них показываются в Туле впервые. Рука автора, его сразу узнаваемый почерк – это гармоничный сплав из традиционной, русской художественной школы, которую он постигал в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества под руководством великих классиков: В.А.Серова, К.А.Коровина, А.Е.Архипова и других, а также из увлечения импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом. В молодые годы В.Рождественский сблизился со сверстниками-единомышленниками: П.Кончаловским, И.Машковым, А,Куприным, А.Лентуловым, Р.Фальком, объединившимися в группу «Бубновый валет» и имевшими новаторские взгляды на живописную систему. Впоследствии художник пришёл к реалистической манере, однако рецидивы юношеских поисков вошли в его творчество навсегда. Жизнь Василия Васильевича была полна различными событиями и неожиданными поворотами. Родившись в семье священника и учась в духовном училище, он в своё время увлёкся революционной деятельностью и был наказан тюремным заключением. Переехал из Тулы в Москву, бывал за границей, где отдал дань западноевропейскому искусству. Три года с 1914 по 1917 находился в действующей армии на фронтах Первой Мировой войны. После демобилизации занимался преподавательской деятельностью и общественной работой, много путешествовал по стране, неоднократно посещал Крым, Беломорье, Карелию, Дагестан, Алтай, Урал, Подмосковье… Им были созданы сотни живописных и графических произведений, в которых он прославлял природу и людей России. Его пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные композиции экспонировались на многочисленных выставках в Москве, Ленинграде, других городах, буквально во всех республиках СССР и за рубежом. И всюду живопись Рождественского покоряла чистым, звонким цветом, переливами полутонов, сиянием света, уверенной лепкой формы, поэтическим выражением темы, а графика – виртуозным владением техниками акварели, угля, карандаша, эмоциональным отношением к природным красотам и человеческим характерам.
Лучшие из работ мастера оседали у частных лиц и в музеях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в республиканских и областных музейных собраниях, в том числе и в Тульском. В наших хранилищах находится настоящее сокровище – 44 произведения (17 живописных и 27 графических) талантливейшего русского художника – В.В.Рождественского. Собирались они постепенно, с 1925 по 2003 годы. Источники поступления, в основном, государственные: Всесоюзный промышленно-художественный комбинат имени Е.В. Вучетича, Дирекция художественных выставок и панорам, «Росизо» - всего 31 экспонат. Знаменитый «Автопортрет» 1924 г. перешёл в собственность ТОХМ в 1974 году от вдовы Василия Васильевича - Натальи Ивановны. Значительный вклад в 1979-1980 годах в укрепление «рождественской» коллекции внёс народный художник СССР, Лауреат Государственных премий, также уроженец г.Тулы П.Н.Крылов (Кукрыниксы). Это 11 первоклассных живописных полотен и графических листов 1920-х и 1940-х годов.
Музейная выставка удивляет и радует разнообразием природных мотивов и их решений, изображением людей из народа, связанных с местным бытовым укладом. Эти работы приоткрывают чудодейственную силу и глубину таланта незаурядного творца, создавшего свой неповторимый художественный мир. В нём – ослепительные пейзажи Крыма, например, «Оттузы» 1923 г., где густо синее небо органично сплавлено с розовой скалистой землёй и роскошной зеленью. Василий Васильевич любил наносить на холсты рельефные потоки так любимых им изумрудных, сапфировых, бирюзовых, золотых и серебряных красок, которые своей бурной живописной оркестровкой материзовывали красоту окружающего лучезарного мира. Однако драгоценная палитра мастера кардинально меняла свою тональность при виде уральских гор, дагестанских аулов, алтайских долин и рек, лесов и полей Подмосковья, северных пейзажей…
В.Рождественский по праву считается одним из первых художников, заново открывших прелесть и первозданную красоту Беломорья и Пинеги, известной своими песнями и сказками. В этот, исконно русский, древний край он многократно возвращался в 1920-1930 годы и создал немало превосходных произведений, среди них: «Весенняя белая ночь. Ветряная мельница» 1930 г., «Порог на реке Суме. Карелия» 1920-е г.г, «Северный пейзаж. Ели» 1930 г. и другие. Будучи страстным исследователем природы, он исходил заветными, малохоженными тропами и дорогами не только свой излюбленный север, но и всю Россию. Поэтому его создания хранят свежее «натурное» дыхание, они необычайно достоверны и убедительны. Художник долгое время был под впечатлением призрачного света белых ночей, короткого северного лета с зеленью цветущих трав, выразительной архитектуры деревянных изб и храмов, кружевных узоров рыбацких сетей и, конечно, простых и мудрых, талантливых и добрых, милых его сердцу людей. Таких он находил повсюду – это пинежская сказительница, песенница А. Е. Суховерхова, народный поэт А.П.Новиков, жители аула Гергебиль в Дагестане, представители республик Советского Союза и другие.
Автопортреты мастера 1924 и 1940 годов - это своего рода откровение творческой и человеческой натуры и в то же время глубокое таинство, хранящееся в каждой личности. Современники, например, близкий друг – Р.Фальк считал его чистым и серьёзным художником. Вся жизнь Василия Васильевича Рождественского - подтверждение того, что он был не только выдающимся живописцем, графиком, театральным художником, талантливым педагогом и писателем, оставившим автобиографические мемуары «Записки художника», но и честным, прекрасным человеком.
Источник |