Кукольное одиночество |
18.03.2015 г. | ||
Hello Barbie - социально опасная игрушка
Осенью 2015 г. в продаже должна
появиться новая модель куклы Барби (речь идет, прежде всего, об американском
рынке). Суть нововведения состоит в том, что игрушка сможет вести диалог с
ребенком. Модель подключается к Интернету (беспроводное подключение), имеет
встроенный микрофон и динамики. Реплика ребёнка превращается в
аудиофайл, который отправляется на сервер корпорации Mattel, которая производит
куклы Барби. Там вопрос распознается, а компьютер подбирает из базы подходящий
ответ. Американское Общество по борьбе с
детской рекламой пытается предотвратить поступление новой модели на прилавки. В
частности, приводится аргумент, что разговор, который будет вести компьютер
под видом куклы, может содержать скрытую
рекламу (продвигать аксессуары или другие игрушки серии). Также возникает угроза, что кукла может
шпионить за ребенком, а через него – за семьёй. Массив разговоров ребенка с
куклой помогает составить психологический портрет ребёнка, получить информацию
о внутрисемейной ситуации, узнать личные тайны ребёнка. Всё это делает ребёнка,
пользующегося новой куклой, особенно уязвимым. Но, думается, это всё – не главная
опасность. Детям необходимо общение, а они, как правило, испытывают его
дефицит. Тем более дефицит такого общения, которое было бы для ребёнка
комфортным, вписывающимся в шаблон идеального диалога.
Взрослым практически всегда бывает
некогда. Мы часто общаемся с ребёнком формально, скомкивая разговор, поскольку нас
поджимают другие дела. А других детей рядом может не оказаться. К тому же
разговор со сверстниками редко протекает гладко. Каждый ребенок пытается,
прежде всего, высказаться сам, задать свои правила игры и т.д. В итоге коммуникация между детьми
становится возможна только на условиях компромисса. Это – один из необходимых
уроков социализации. Когда ребенок не удовлетворен состоявшейся
коммуникацией с родителями или со сверстниками
или не имеет такой возможности, он часто разговаривает с игрушками, говоря то
за себя, то за них. Теперь представим, что у него
есть новая Барби…. Ребенок получит возможность вести
диалог всегда, когда захочет. К его услугам – универсальный собеседник. И этот
собеседник, благодаря заложенной в компьютер программе, всегда знает, что хочет
услышать ребёнок. И у него нет никаких оснований не сказать ребёнку то, что тот
желает услышать. Конечно, прямые антипедагогические реплики, скорее всего,
программа исключает… Но производитель заинтересован в том, чтобы ребёнок
получал от разговора удовольствие. Это будет способствовать продажам. В результате другие собеседники
ребёнку будут менее интересны. Конечно, ребенок нуждается не только в словах и
общение всегда больше слов. Поэтому владельцы Барби всё равно будут тянуться и
к взрослым, и к детям. Но и без слов обойтись нельзя. И каждый раз ребенок
будет сравнивать то, как с ним разговаривают живые люди с тем, как
разговаривает кукла. Ив этом сравнении кукла будет выигрывать. Иначе никак:
иначе весь проект разговаривающей игрушки окажется коммерческим провалом.
Поэтому программисты постараются. Неизбежно дети будут больше
общаться с куклой, меняя разговор с живыми людьми на разговор с игрушкой там,
где это возможно. Возникнут трудности с социализацией. Ребенок будет всё больше
замыкаться в своём мирке, в котором кукла будет создавать иллюзию общения. С
новой Барби одиночества в мире станет больше. | ||
Наверх |