ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Иллюзия большего знания

Иллюзия большего знания

Печать
02.04.2015 г.

Результаты исследования: пользование интернетом завышает нашу оценку собственных знаний

 

American Psychological Association провела исследование с целью выяснить, как Интернет влияет на нашу самооценку.

В исследовании принимали участие 302 человека. Они были разделены на две группы. Представителям обеих групп  задавали одинаковые вопросы, но первой группе надо было найти ответ в интернете, а  второй выдавали ответ в виде готового текста. После этого надо было оценить свои знания. 

Участники эксперимента, которые использовали интернет для поиска ответа, были склонны считать, что знают гораздо больше, чем они знали в действительности. Даже если им не удавалось найти ответ, но они посещали сайты нужной тематики, они приходили к выводу, что обладают определёнными знаниями на данную тему. 

Один из исследователей - аспирант факультета психологии Йельского университета Мэтью Фишер – прокомментировал это так: «Интернет — это такая мощная среда, которая даёт доступ к мировым знаниям. И становится очень легко перепутать собственные знания и информацию из внешней среды. Когда люди к этому привыкают, им становится трудно объективно оценить собственные умственные способности, они очень зависимы от интернета. С интернетом границы между тем, что вы действительно знаете, и тем, что вы думаете, что знаете, стираются». 

Конечно, исследование лишь подтверждает интуитивно понятные вещи. Но оно заставляет сформулировать то, на чем мы обычно наше внимание не фиксируем. Вот эти тезисы: 

1.      Мы все пользуемся интернетом.

2.      Мы все ищем в интернете ответы на самые разные жизненные вопросы.

3.  Следовательно, наша оценка собственных знаний по совершенно разным вопросам, завышена.

4.      В реальности, мы не знаем, что мы действительно знаем.

5.      Но считаем, что можем судить практически обо всём.

6.      Уровень некомпетентности в эпоху интернета растет, а не уменьшается.

7.      Самоуверенность также растет, готовность учиться и слышать чужое мнение снижается. 

Отказаться от интернета не только очень сложно, но и глупо: база знаний, которая в нём содержится, действительно востребована и помогает там, где человеку в докомпьютерную эпоху приходилось сдаваться, поскольку у него не было необходимой информации. Нужно учиться критично относиться к уровню собственных знаний. Следует развести знания и интернет. Мы знаем лишь то, что находится в нашей голове, а не в сети. 

Эйнштейн

Хаджи-Мурад Алиханов "Эйнштейн", 2010

С другой стороны, стоит вспомнить, что когда Эйнштейна попросили назвать величину скорости звука в воздухе, он сказал: «зачем запоминать, когда можно посмотреть в справочнике!». Теперь у нас есть универсальный справочник, а это значит, что необходимо пересмотреть ценность того, что надо хранить в голове. Подлинное знание – это не цифры (или – если взять чуть шире – не голые факты). Это – система, понятия, иерархия фактов. Вот что должно находиться в нашей голове, а за фактурой можно обратиться к интернету. 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение