Год культуры |
Реалии нашей культурной жизни (об изобразительном искусстве в современной России)
2014 год, по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и поддержке правительства, в «целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-истори Это событие вызвало волну обсуждения в СМИ, на форумах, в блогах, соцсетях. С одной стороны звучало ожидание, что в культуру «хлынут» бюджетные деньги, а с другой, что это окончательно «добьет» жалкие остатки великой культуры. Гораздо незаметнее прошло постановление правительства от 3 марта 2012 года (№ 186) О федеральной целевой программе «Культура России (2012 ― 2018 годы)». Анализ программы займет слишком много места, но необходимо отметить, что там предусматривалис В этой связи хочется поговорить об изобразительном искусстве. Оно на виду, более понятно и на его примере проще говорить о состоянии искусства и культуры в целом. Как это ни парадоксально, отсутствие или наличие средств на изобразительном искусстве напрямую не отразится. Достаточно простых, хрестоматийных примеров: становление «золотого века» испанской живописи приходится на период упадка империя, а не на ее расцвет. Можно найти и более близкие примеры из отечественной истории. Взлеты искусства наступают, если так можно сказать, по своим законам. Так, государство нашло возможность сделать крупные вливания пришли в кинематограф. Результат, увы, налицо. Хочется воскликнуть вслед за острыми критиками: лучше бы деньги туда не приходили. В советский период на изобразительное искусство тратились огромные средства: выставочные залы, выставки, творческие союзы, мастерские и художественные фонды, творческие дачи, заказы, звания и премии. От этого периода «поддержки» осталось не так много значимых имен. Бесконечные традиционные, отчетные выставки к юбилеям («Слава труду» и иже с ними) производили довольно унылое впечатление и только поддерживали мнение, что тотальный контроль «душит искусство». Но тогда, при всей скучности и общей «серости» выставок, были произведения, выполненные профессионально. И в отечественное искусство вошли представители «сурового стиля» (шестидесятники) и «стилисты» рубежа 70 ― 80-х. Эпоха 90-х нанесла огромный, если не сказать катастрофический
Во-первых, по художественному образованию. Экономические трудности привели к невозможности студентам из провинции учиться в центральных столичных вузах. При этом во многих городах стали открываться собственные художественные отделения и создаваться частные вузы. На определенном этапе это помогало выжить самим художникам, оставшимся без государственных заказов и ставшими педагогами. Но зачем в небольшом провинциальном городке с населением 300 тысяч несколько художественных отделений и даже Институт дизайна и шоу-бизнеса? А многочисленные отделения дизайна, ландшафта, костюма, керамики и т.д., и т.п. в педагогических вузах или универах? Художниками, т.е. теми, кто пошел дальше в профессию, стал участвовать в выставках, стал членом союза, становились единицы. Цифры печальны: 1 к 45 (в среднем) от выпускников. Но и в этом случае, оторванные от крупных художественных центров, они старались подражать заполонившим виртуальное пространство мастерам типа Даени и Джонсона. Бесконечные девушки, букеты, деревья, озерки, горные пейзажи в дымке …. И это при том, что федеральной целевой программой «Культура России» предусмотрено выделение средств на ежегодное «направление от 10 до 35 студентов в рамках студенческого обмена», и «преподавателей на стажировку в зарубежные учебные заведения», а также «проведение зарубежными деятелями искусств мастер-классов». Оставим за рамками анализ необходимости мастер-классов зарубежными преподавателями. При общем разрушении художественной школы, отечественная на несколько порядков выше по мастерству, что признают приезжающие мастера. Во-вторых, угасала и выставочная деятельность. Перепрофилировал Постепенно происходит активизация выставочной деятельности. Крупные выставки, берущие свое начало с 50-х годов, возрождаются. Теперь они именуются «Россия-9», «Россия-12» и т.д. Они стремятся показать лучшее. Проведение таких выставок предусмотрено программой и указом о годе культуры. Но общий уровень их в целом очень невысок. Очень унылое впечатление осталось от недавней, очередной «России». Были, конечно, и отдельные удачи: всероссийская выставка с патриотической тематикой «Единение. 2012» (получившая грант от Президента для поддержки творческого проекта общенациональног Все это проходило при государственном финансировании, что давала надежду, что эта поддержка изменит ситуацию в искусстве. Финансирование продолжилось и в следующем году. В 2013 году начинается издание восьмитомного «Искусства Российской Федерации». Нечто масштабное и аналогичное было издано в 1971 году в 10 томах – «История искусства народов СССР». Нынешнее издание отличает качественная полиграфия. Тома, тиражом 1000 экземпляров (не предназначены для широкой продажи, а лишь для библиотек и музеев), должны представить искусство всех федеральных округов и стать полномасштабной антологией изобразительного искусства России: «Дальний Восток», «Сибирь», «Центр», «Юг», «Север», «Москва», «Санкт-Петербург Просмотр вышедших томов принес разочарование. Букеты, лошадки, зимние пейзажи в духе Клевера. Ни ярких работ, ни открытий. И это при том, что постоянно слышу от художников, что государство о них не заботится. Огромные средства, выделенные на издание, отсутствие единого куратора, привело к тому, что чаще местные, региональные отделения Союза художников просто проталкивали своих представителей (знакомых, друзей). Если раньше для вступления в организацию требовалось высшее художественное образование, наличие крупных выставок (всесоюзных, республиканских, зональных), то теперь в союзы принимали «своих». И заполнили творческие организации выпускники, в лучшем случае, местных художественных училищ, не имеющие порой ни одной выставки, даже местного уровня. Вначале, при просмотре издания, бросилось в глаза отсутствие данных, которые являлись обязательными при издании такого уровня: размеры, техника. Но зачем указывать размеры, если и так ясно, что большинство работ принадлежит к коммерческим, в их худшем варианте. Это работы, сделанные в расчете на заказчика, на размеры квартир. И единицы только могут говорить о творческих поисках. А ведь на это ушли далеко немалые деньги. Кстати, аналогичная ситуация происходит и со званиями. Еще печальнее обстоит дела со скульптурой. Памятники в наших городах ставятся по желанию и вкусу власти и «прыти» скульптора. Конечно, крупные музеи страны проводят выставки, которые полностью отвечают мировому уровню. Но провинциальные музеи и галереи все больше показывают выставки персональные или просто сборные (весенние, осенние), которые не требуют вложений и делаются из того, что дает сам автор или авторы. Полностью уходит понятие выставки, утрачивается культура экспозиции. К тому же по стране «кочуют» многочисленные выставки с работами Пикассо, Дали, Магритта и др., заявленные, как собрания из частных коллекций. Вот только имена коллекционеров не указаны. Что касается поддержки культурных проектов, то Владимир Мединский сообщил, что государство будет поддерживать не «элитарное» или «модное», а «талантливое и социально значимое» искусство. Очень бы хотелось, чтобы эти деньги пошли действительно на талантливое и значимое … Программа проведения Года культуры опубликована. Есть положительные и спорные направления. Не остались без внимания и малые города: в каждом из них к 2015 году появятся, по меньшей мере, «пять центров культурного развития». Согласно плану властей, основной упор будет делаться и на цифровой контент. Так, денежные будут выделяться на создание сайтов музеев, на издание научных каталогов собраний. К примеру, в России из 484 музеев изобразительных искусств подавляющее большинство не имеют каталогов собраний.
Часто бываю в этих малых городах. В местных музеях нет специалистов, в лучшем случае историки или филологи. Что представят они на сайты? Кто будет отбирать работы, готовить текст для каталогов? Недавно пришлось общаться с директором муниципальной галереи в малом городе. Галерея небольшая, посещают в основном школьники и пенсионеры. Уровень экскурсий оставлю за пределами статьи. Но директор искренне хочет привлечь посетителей. В прошлом году на открытие выставок (в основном, местных художников) ей выделяли 1000 (!) рублей, а в этом году … 500 рублей. Даже не сделать рекламу на телевидении и радио, не говоря о печатной продукции. Но штаты местного управления культуры при этом значительно возросли. А с ними и огромная отчетность. Необходимо пересмотреть политику местных управлений культуры. Как правило, в их руководстве случайные люди, не имеющие даже общего гуманитарного образования. Иногда, правда, местные власти создают конкурсы и гранты для поддержки изобразительного искусства, но в одном городе была особенно удивлена, что такой грант получил … чиновник от культуры. Поднять искусство только с помощью грантов, субсидий и гос. поддержки не удастся. Начинать надо с художественных школ, которые еще держат уровень. И хорошо, что предусмотрено программой создание материальной базы таких школ. Необходимо начинать готовить специалистов, чтобы выделенные деньги все же шли на пользу, а не на дорогие издания, и выставочные проекты, которым, большей частью, и показать-то нечего. Укрепить существующие учебные заведения, у которых многовековая традиция и опыт подготовки творческих кадров, поддержать выставочные проекты и творческий потенциал. | |||
Наверх |