ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Человек >> Год культуры

Год культуры

Печать
АвторТатьяна Ропот  

Реалии нашей культурной жизни (об изобразительном искусстве в современной России)

 

2014 год, по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и поддержке правительства, в «целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» объявлен указом президента России Владимира Путина Годом культуры. Главное, как отмечал председатель правительства Д. Медведев, это должен быть «не просто какой-то лозунг, а именно набор мероприятий», с крупным финансированием, которое должно быть направлено не только на столичные проекты, но и «главным образом в культурные центры провинциальных городов».

Это событие вызвало волну обсуждения в СМИ, на форумах, в блогах, соцсетях. С одной стороны звучало ожидание, что в культуру «хлынут» бюджетные деньги, а с другой, что это окончательно «добьет» жалкие остатки великой культуры.

Гораздо незаметнее прошло постановление правительства от 3 марта 2012 года (№ 186) О федеральной целевой программе «Культура России (2012 ― 2018 годы)». Анализ программы займет слишком много места, но необходимо отметить, что там предусматривались важные аспекты, касающиеся музеев, библиотек, концертных залов, памятников культуры, рассматривались вопросы реставрации, каталогизация коллекций, а также образование (строительство новых художественных вузов в регионах). Закладывалось финансирование всех разделов, предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета для поддержки инновационных проектов в области современного искусства.

В этой связи хочется поговорить об изобразительном искусстве. Оно на виду, более понятно и на его примере проще говорить о состоянии искусства и культуры в целом.

Как это ни парадоксально, отсутствие или наличие средств на изобразительном искусстве напрямую не отразится. Достаточно простых, хрестоматийных примеров: становление «золотого века» испанской живописи приходится на период упадка империя, а не на ее расцвет. Можно найти и более близкие примеры из отечественной истории. Взлеты искусства наступают, если так можно сказать, по своим законам. Так, государство нашло возможность сделать крупные вливания пришли в кинематограф. Результат, увы, налицо. Хочется воскликнуть вслед за острыми критиками: лучше бы деньги туда не приходили.

В советский период на изобразительное искусство тратились огромные средства: выставочные залы, выставки, творческие союзы, мастерские и художественные фонды, творческие дачи, заказы, звания и премии. От этого периода «поддержки» осталось не так много значимых имен. Бесконечные традиционные, отчетные выставки к юбилеям («Слава труду» и иже с ними) производили довольно унылое впечатление и только поддерживали мнение, что тотальный контроль «душит искусство». Но тогда, при всей скучности и общей «серости» выставок, были произведения, выполненные профессионально. И в отечественное искусство вошли представители «сурового стиля» (шестидесятники) и «стилисты» рубежа 70 ― 80-х. Эпоха 90-х нанесла огромный, если не сказать катастрофический, урон изобразительному искусству.

ivlasov.jpg

          Игорь Власов "В музее", 1998

Во-первых, по художественному образованию. Экономические трудности привели к невозможности студентам из провинции учиться в центральных столичных вузах. При этом во многих городах стали открываться собственные художественные отделения и создаваться частные вузы. На определенном этапе это помогало выжить самим художникам, оставшимся без государственных заказов и ставшими педагогами. Но зачем в небольшом провинциальном городке с населением 300 тысяч несколько художественных отделений и даже Институт дизайна и шоу-бизнеса? А многочисленные отделения дизайна, ландшафта, костюма, керамики и т.д., и т.п. в педагогических вузах или универах? Художниками, т.е. теми, кто пошел дальше в профессию, стал участвовать в выставках, стал членом союза, становились единицы. Цифры печальны: 1 к 45 (в среднем) от выпускников. Но и в этом случае, оторванные от крупных художественных центров, они старались подражать заполонившим виртуальное пространство мастерам типа Даени и Джонсона. Бесконечные девушки, букеты, деревья, озерки, горные пейзажи в дымке …. И это при том, что федеральной целевой программой «Культура России» предусмотрено выделение средств на ежегодное «направление от 10 до 35 студентов в рамках студенческого обмена», и «преподавателей на стажировку в зарубежные учебные заведения», а также «проведение зарубежными деятелями искусств мастер-классов». Оставим за рамками анализ необходимости мастер-классов зарубежными преподавателями. При общем разрушении художественной школы, отечественная на несколько порядков выше по мастерству, что признают приезжающие мастера.

Во-вторых, угасала и выставочная деятельность. Перепрофилировались многие залы. Зато стали появляться частные галереи. С одной стороны они расширили границы искусства, показали то, что раньше не принималось на выставки, но при этом они «воспели» якобы «современное» искусство, передовое. То, где не надо учиться десятилетиями. Что такое подлинная художественная школа? Это 5 лет в детской художественной школе (или изостудии), художественном училище (раньше их было несколько на всю страну, теперь же число их не поддается счету), художественный вуз (2 в Москве, 2 в Питере и немного в столицах союзных республик). Теперь в искусство хлынул поток «творцов». Профессионализм из него ушел. Сюда пришли те, кто хотел быстрой и шумной славы, денег, имея подчас только двухмесячные курсы дизайна … Искусствоведы и критики, желающие заработать, старались «открыть» новые имена. Не случайно, образчиком «модной» критики и искусствоведения этого времени стала фраза: « …. зоологическая волна резонирует как онтологический скандал, воплощая абсурдный максимум биографики, соединивший фигурой этимологического гротеска апофеоз и экзекуцию биографического логонарцшссизма, в котором не без оснований распознана оплотненная изнанка отвергнутой мифологемы».

Постепенно происходит активизация выставочной деятельности. Крупные выставки, берущие свое начало с 50-х годов, возрождаются. Теперь они именуются «Россия-9», «Россия-12» и т.д. Они стремятся показать лучшее. Проведение таких выставок предусмотрено программой и указом о годе культуры.

Но общий уровень их в целом очень невысок. Очень унылое впечатление осталось от недавней, очередной «России». Были, конечно, и отдельные удачи: всероссийская выставка с патриотической тематикой «Единение. 2012» (получившая грант от Президента для поддержки творческого проекта общенационального значения), «Россия – Родина моя!» (посвященная единению народов). На них были представлены работы действительно профессиональные. Хотя новых открытий и ярких имен назвать было трудно.

Все это проходило при государственном финансировании, что давала надежду, что эта поддержка изменит ситуацию в искусстве. Финансирование продолжилось и в следующем году.

В 2013 году начинается издание восьмитомного «Искусства Российской Федерации». Нечто масштабное и аналогичное было издано в 1971 году в 10 томах – «История искусства народов СССР». Нынешнее издание отличает качественная полиграфия. Тома, тиражом 1000 экземпляров (не предназначены для широкой продажи, а лишь для библиотек и музеев), должны представить искусство всех федеральных округов и стать полномасштабной антологией изобразительного искусства России: «Дальний Восток», «Сибирь», «Центр», «Юг», «Север», «Москва», «Санкт-Петербург» и другие. Программа отмечена грантом президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Просмотр вышедших томов принес разочарование. Букеты, лошадки, зимние пейзажи в духе Клевера. Ни ярких работ, ни открытий. И это при том, что постоянно слышу от художников, что государство о них не заботится.

Огромные средства, выделенные на издание, отсутствие единого куратора, привело к тому, что чаще местные, региональные отделения Союза художников просто проталкивали своих представителей (знакомых, друзей). Если раньше для вступления в организацию требовалось высшее художественное образование, наличие крупных выставок (всесоюзных, республиканских, зональных), то теперь в союзы принимали «своих». И заполнили творческие организации выпускники, в лучшем случае, местных художественных училищ, не имеющие порой ни одной выставки, даже местного уровня. Вначале, при просмотре издания, бросилось в глаза отсутствие данных, которые являлись обязательными при издании такого уровня: размеры, техника. Но зачем указывать размеры, если и так ясно, что большинство работ принадлежит к коммерческим, в их худшем варианте. Это работы, сделанные в расчете на заказчика, на размеры квартир. И единицы только могут говорить о творческих поисках. А ведь на это ушли далеко немалые деньги. Кстати, аналогичная ситуация происходит и со званиями. Еще печальнее обстоит дела со скульптурой. Памятники в наших городах ставятся по желанию и вкусу власти и «прыти» скульптора.

Конечно, крупные музеи страны проводят выставки, которые полностью отвечают мировому уровню. Но провинциальные музеи и галереи все больше показывают выставки персональные или просто сборные (весенние, осенние), которые не требуют вложений и делаются из того, что дает сам автор или авторы. Полностью уходит понятие выставки, утрачивается культура экспозиции. К тому же по стране «кочуют» многочисленные выставки с работами Пикассо, Дали, Магритта и др., заявленные, как собрания из частных коллекций. Вот только имена коллекционеров не указаны.

Что касается поддержки культурных проектов, то Владимир Мединский сообщил, что государство будет поддерживать не «элитарное» или «модное», а «талантливое и социально значимое» искусство. Очень бы хотелось, чтобы эти деньги пошли действительно на талантливое и значимое …

Программа проведения Года культуры опубликована. Есть положительные и спорные направления. Не остались без внимания и малые города: в каждом из них к 2015 году появятся, по меньшей мере, «пять центров культурного развития». Согласно плану властей, основной упор будет делаться и на цифровой контент. Так, денежные будут выделяться на создание сайтов музеев, на издание научных каталогов собраний. К примеру, в России из 484 музеев изобразительных искусств подавляющее большинство не имеют каталогов собраний.

suvorova.jpg

  Анна Суворова "В музее", 1997

Часто бываю в этих малых городах. В местных музеях нет специалистов, в лучшем случае историки или филологи. Что представят они на сайты? Кто будет отбирать работы, готовить текст для каталогов? Недавно пришлось общаться с директором муниципальной галереи в малом городе. Галерея небольшая, посещают в основном школьники и пенсионеры. Уровень экскурсий оставлю за пределами статьи. Но директор искренне хочет привлечь посетителей. В прошлом году на открытие выставок (в основном, местных художников) ей выделяли 1000 (!) рублей, а в этом году … 500 рублей. Даже не сделать рекламу на телевидении и радио, не говоря о печатной продукции. Но штаты местного управления культуры при этом значительно возросли. А с ними и огромная отчетность. Необходимо пересмотреть политику местных управлений культуры. Как правило, в их руководстве случайные люди, не имеющие даже общего гуманитарного образования. Иногда, правда, местные власти создают конкурсы и гранты для поддержки изобразительного искусства, но в одном городе была особенно удивлена, что такой грант получил … чиновник от культуры.

Поднять искусство только с помощью грантов, субсидий и гос. поддержки не удастся. Начинать надо с художественных школ, которые еще держат уровень. И хорошо, что предусмотрено программой создание материальной базы таких школ. Необходимо начинать готовить специалистов, чтобы выделенные деньги все же шли на пользу, а не на дорогие издания, и выставочные проекты, которым, большей частью, и показать-то нечего. Укрепить существующие учебные заведения, у которых многовековая традиция и опыт подготовки творческих кадров, поддержать выставочные проекты и творческий потенциал.


14.04.2015 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение