ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература

Здравствуйте, зомби!

Печать
АвторВ.А. Кутырев, д-р философ.н., проф.  

Что труднее  всего на свете? –  спрашивал Гёте. И отвечал: видеть своими глазами  то, что лежит перед ними. Осмелимся дополнить: и поддерживать    не любые, а  жизне-человеко-сохраняющие   тенденции  времени. Значит, иным, хотя бы и научным, но отрицающим наше бытие  течениям, надо сопротивляться.

Геополитический младенец Дали

В современной российской  философии наиболее влиятельны два  течения: большое, рыхлое, в виде традиционной метафизики и гуманизма, исходящее из реалий макромира,  человека как личности и  субъекта, мыслящего, находясь в сознании. Личность-субъект-сознание  – старая троица эпохи модерна, ее обсуждают, заботятся о развитии,  толкуют даже о совершенствовании.  И культивируемая  на переднем крае познания как пост(транс)модернизм, идеология изживания человеком самого себя, объявившая об его  конце   во всех ипостасях, отражающая движение  к новой, несоразмерной  с природой Genus gomo,    когнитивной онтологии.  Живые = смертные люди  с одной стороны,  «самоубийцы», техно(бес)смертники (см. стратегическую инициативу «Бессмертие – 2045»),  с другой. 

В чистом виде они сосуществуют в виде  параллельных, только изредка  пересекаюшихся   прямых.  Реальные процессы идут посредине: личность размывается,  однако о прямом самоуничтожении  человека говорить  рано, киборги и искусственный интеллект перспектива, если близкая, то не абсолютная.  Ей предшествует, будет предшествовать    человек, который   еще мыслит, действует,  хотя  все больше без рефлексии над тем, для чего, куда и к каким последствиям ведет то, что он делает. Он пока в  уме, правда,  уже  «не в своем». Без (о)сознания и понимания. 

В обществах,  дальше продвинувшихся по пути техницистской деградации человека и отказа от культуры, а может быть допустимо  сказать, формирования «культуры смерти»,  данная тенденция  выразилась в росте интереса к феномену зомби.    Зомби  –  существо, которое  подобно человеку, но все делает механически,  не испытывая чувств, без души,  без  «внутреннего», как бы подчиняясь  приказам извне.   Как восставший из могилы и оживший мертвец, или  «undead» (термин, близкий зомби) = немёртвый,  или  мёртвый, но не погребенный (в славянском фольклоре – вурдалак). Выйдя из языческой религии вуду,  зомбизм инфицировал   передовой отряд человечества. Теме зомби  уделяют возрастающее  внимание кино, литература, возникла мифология зомби, ее интенсивно эксплуатируют масс-медиа и поп-культура.  В философии сознания пример зомби обычно приводился в доказательство тупика, в который попадает  теоретик, сводящий  сознание  к  физиологической работе мозга или к информации.  Постепенно  стрелка барометра стала склоняться в пользу зомби.  Пошли толки о том, что для эволюции  сознание, с его сомнениями, неоднозначностью выводов, субъективными оценками и эмоциями, больше не нужно. Оно не эффективно. Человек (?) вполне может  жить без него. По рациональной организации и логической непогрешимости  философские зомби превосходят людей. Зомби начали писать книги о том, что быть зомби  совсем не трагедия, скорее,  хорошо.  Теперь становится понятно, почему так безразлично и даже радостно обсуждается вопрос,  почему людям нет места в будущем[1]. Вектор движения человеческой цивилизации к  постчеловеку перестает  ее авангард не только пугать, но и  беспокоить. Он в нем рекламируется  (сайт телеканала Россия-1 называется  zoomby.ru! – провокационная ирония,   куда смотрело начальство?). Вот-вот разразится поведенческая мода: быть зомби – это круто[2]. Undead-Вурдалаки идут!

Определяя индекс зомбизации того или иного общества,   целесообразно различать,  по крайней мере, два вида зомби. Слабые (лучше  сказать:  легкие?)    и сильные    (сказать:   тяжелые?).   Это уместная аналогия с различением слабого и сильного искусственного интеллектов. Слабый (легкий, частичный) зомби –  мыслящий зомби.    Он мыслит и действует,  но отвечает    только на вопрос «как»,  не интересуясь,  почему,  зачем  это делает, к чему ведет его мышление, если его продолжить,   хотя  бы дальше хода е-2 – е-4. Он мыслит без осознания последствий,  как бы   не в собственном = человеческом уме.   В свое время  Р. Оппенгеймер на предупреждения об опасности атомной бомбы для человечества, ответил: главное, чтобы была хорошая физика. Сейчас почти вся наука вышла за пределы жизненного мира  людей и стала постчеловеческой, а значит опасной,  в сущности,  если брать ее «саму-в-себе»,  дем(е)онической,  однако большинство ее творцов не желают со(при)знавать необходимость установления границ для своей деятельности. Регулирования ее. Главное, производить новации. И внедрять их, не думая, (кто-то, стараясь не думать) о сколько-нибудь отдаленных результатах. Мыслить  без смысла.  Наиболее распространенные места обитания ин(новационных)теллектуальных   зомби – «силиконовые долины»,  технопарки, компьютерные лаборатории университетов и  другие  инкубаторы  достижений постчеловеческого прогресса. Уже есть выдвинутые   этой средой зомби-министры.  Вместо модернистской  троицы: «личность - субъект - сознание» мир все больше населяет постмодернистский  тип лишившегося сознания человека-деграданта, Homo intellectus: «актор - слабый зомби - мышление».

Утрачивая сознание, слабые  зомби остаются,  однако, в сфере логоса.  У многих  сохраняется  способность  не только мыслить, но  и осознавать, если это происходит вне  рамок профессиональной деятельности.  В отличие от них сильные зомби ориентированы на исчисление, матезис. Это представители когнитивно-информационного знания, обитающие все больше в виртуальной реальности. Их мышление полу- или полностью формализовано, они обходятся без обращения к смыслу вообще,  что предвидел и описывал  Ж. Деррида в своих концепциях  грамматологии.  Если слабые зомби не желают думать о последствиях своей деятельности, то сильные  теряют способность думать (в человеческом смысле) вообще. Это (за)программированные зомби. Они  сортируют,  комбинируют и обрабатывают  информацию. От традиционного  мышления  у них, если  остаются, то  мыслекоммуникации. Они мыслят, но уже «не в своем уме».  Через них мыслит «Иное». ЭтоHomo digitalis  эпохи  трансмодерна, которая, в отличие от постмодернизма,  не «после», не изживает, а  переступаетчерез человека. Человек превращается в человеческий фактор,  агента  сетей. Место  модернистской троицы: «личность-субъект-сознание» и  постмодернистской:  «актор-слабый зомби-мышление» занимает  трансмодернистская, Homo computus:  «агент - сильный зомби - исчисление». Возникает, распространяется  феномен действующей   без сознания и функционирующей без мыс(ш)ления  зомбократии. Утрата смыслов, субъектности (легкие зомби) перерастает в утрату самости, своего Я (тяжелые зомби). По мере нарастания скорости в гонке постчеловеческих технологий, зомбиальная ориентация становится все более влиятельной и агрессивной.  Шизоиды наступают.  Они ближайшая переходная ступень к киборгам и искусственному интеллекту. К инобытию. Называемому, для самообмана, «бессмертием».

Закат сознания, его редукция к техническому мышлению является внутренним содержанием, своего рода антропологической реализацией «Заката Европы» О. Шпенглера,  «Конца истории» Ф. Фукуямы, «Заката Запада» П. Бьюкенена. Это и есть возникновение «Последнего человека», постчеловека, превращение культуры в цивилизацию, а цивилизации в Технос, который они предвидели и которым  пугали. Но боятся всегда будущего. Когда явление происходит на самом деле, его  не замечают. Или замечают единицы – «несчастное сознание».   Мы становимся  свидетелями как  последние люди, агенты и зомби выходят на main stream  теоретической деятельности и  с самоубийственным азартом   ослепших от гламурного блеска и ненасытного обжорства  слонов, топчут   мировоззрение  гуманизма, выражавшее время существования людей в сознании, личностей,   заменяя  его гуманологией,  персонологией, скриптологией,  другими, все более постчеловеческими  вариантами  трансформации человека.  Возник феномен мизантропологии, всяческого поношения человека и отказа от него в пользу роботообразных.  Перед перспективами осуществления  этих новаторских идей,  опасения провидцев заката современной  цивилизации выглядят наружными симптомами известной роковой  болезни (Духа).  Мы свидетели, кто способен и решается видеть,  Заката-конца  Человечес(тва)кого.

«Подводящей» идеологией к состоянию, когда ему наступит  полный  конец, является движение за «Homo enhancement» (улучшение человека), непрерывное, без какого-либо  образца  или идеала, или создание, конструирование   нового сущего,  переход к универсализму  техноэволюции. С точки зрения судьбы Homo genus/sapiens (родового и разумного человека), началась его дегенеративная эволюция  (де-э-/ин/волюция). Перерождение в мутантов. Рождение   (само)вы-родков.  Трансгоманисты пока не составляют большинства даже в передовых странах,  но их суицидальные для человечества  идеи быстро набирают сторонников. Бытие определяет сознание. Небытие тоже определяет сознание.  Распространяется сознание небытия, маскируемое иллюзиями насчет ноосферы, органотехнического усиления способностей, «пережизни», бессмертия  и прочих благ, которые по(на)стигнут  человека.  Трансгоманисты второй волны  от этого самообмана  отказываются, утверждая, что подлинное назначение людей в том, чтобы превратиться в нелюдей, люденов, трансхьюманов и т.п. Как можно скорее стать материалом прогресса. Инопланетянами на собственной Земле. И сделать для этого саму Землю «поствитальной», как другие безжизненные планеты[3]. По мере превращения из субъектов научно-технического развития в  его  фактор, иными словами, становясь   легкими зомби, люди перестают осознавать себя людьми и выражать собственно человеческие  интересы или, тем более,   будучи тяжелыми, программированными зомби,  транс-гомонисты/виталисты  предлагают  реализовать провозглашенную в пост(транс)модернизме «смерть человека»  практически,  веря сами и уверяя других, что они не марионетки технопрогресса, а просто «хотят усилить трансперсональный  интеллект», что можно сделать с помощью чипов и/или стать бессмертными (в сети или/и роботами), о чем они тоже мечтают. Людоделы   становятся людоедами.

Франс Хальс Молодой человек с черепом

 
 Франс Хальс
"Портрет молодого человека с черепом", 1628 

Они пришли …   (Само)убийцы. За нами. И за собой, насколько они еще люди.  За  всеми, кто осознает, тем более, чувствует себя человеком и хочет сохранить  идентичность. И судя по тому, как их встречают (в основном восторженно, ведь это прогресс), мы не будем знать, когда нас не будет.  Бедное, бедное, глупое, несчастное  человечество. Само роет себе могилу.

    WelcomeZoomby!                                             Добро пожаловать, вурдалаки!

        

                                                В.А. Кутырев, д.ф.н., проф.  (Нижний  Новгород)

      

       Сокращенный вариант опубликован в «Вестнике РФО»,  2015  №1. 

 

 



[1] См.: Joy B. Why the Future Doesn’t Need Us? // Wired – 2000/ Apr. Vol. 8. №  4.

[2]  На данный момент  наиболее полное представление о  «зомбистике» дано, пожалуй,  в: Голынов-Вольфсон Д.  Век живых мертвецов: ХХ  столетие  глазами зомби. // Неприкосновенный запас. 2008. № 6 (062).

[3] См., например: В. Кишинец  На смену обезьяне. Философ Владимир Кишинец говорит гомо сапиенсу good bye! // НГ EX Libris 2012-08-30. Поправим журналистский заголовок: До свидания  он говорит не гомо сапиенсу (для трансгуманистов это банально), а  как до конца  последовательный =  без(д)умный техницист, т.е. идеальный прогрессор, он  выступает  против  всего живого на Земле.   


16.04.2015 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение