ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Дружественные ресурсы

Орудие "самоспасения" против орудия "самоуничтожения"

Печать
АвторИ.П. Корзун  

О спасении культуры как спасении через культуру...

Константин Трутовский Урок музыки. Сцена в хате

Сегодня переживаем один из тех, увы, нередких исторических моментов, когда "страшно за себя, за близких, страшно, особенно, за Родину "(К. Леонтьев). Когда вновь актуально звучат эти грозные тютчевские строки: "Содрогаешься при мысли о жестоких испытаниях, через которые должна пройти бедная Россия". Достаточно и того, что вполне серьезно стали говорить о возможности третьей мировой войны. И более того, приводить убедительные доказательства о необходимости ее. Если к этому добавить угрозу , которую несут с собой био- и нанотехнологии, искусственный интеллект, демография и пандемии, т.н. "исламский фактор" и т.д., не говоря уже о реальной опасности существования русской нации, то следует признать: оптимизм - это вчерашний день, философия прошлого, по Прусту... Ну, как тут не вспомнить  бердяевский призыв: "Привыкайте жить при катастрофе!" (Впрочем, лучший совет найдем у Гамлета: "быть всегда наготове", например, или "покайтесь в содеянном и воздержитесь впредь.").

По мнению одних специалистов, вопросы войны и мира решаются в сфере экономики, на взгляд других - в идеологической сфере. Со своей стороны, замолвим слово - другое за культуру.

"На мой взгляд, шансы, что мы сейчас сможем избежать глобальной войны  и выживем, в огромной степени, зависят от того, насколько нам удастся подтянуть уровень гуманитарной составляющей нашей культуры до современных технологических и технических возможностей,"- убежден  Георгий Малинецкий, зав.отделением Института прикладной математики РАН. (Кстати говоря, научно доказано: если моральные программы цивилизации не поспевают за ростом индустриальной мощи, то эта цивилизация гибнет. Речь, видимо, здесь идет о т.н. законе техногуманбаланса).

Чтобы "подтянуть уровень ... до...", выступить в роли спасителя, культура должна сначала спасти саму себя. Каким образом? Ответ до банальности прост, но именно так: улучшая, возделывая (на латыни "культура" и есть "возделывание") - в нас и через нас - и себя, и окружающую жизнь.

Культура (та, что имеет отношение к духовной сфере, "гуманитарная составляющая") начинается со стремления к знанию и добросовестному труду, сказал бы Чехов. С желания изменить себя, раз нельзя изменить мир, заметил бы Конфуций. Однако, с чего бы не начиналась культура, она делает нацию великой; привносит систему ценностей; выводит из состояния рабства и страха; противостоит идеологии и пропаганде, ходячим истинам, толпе; повышает (наряду со знанием) эффективность политики, экономики, гуманизирует их, заставляет "вести себя" прилично; способствует восприимчивости к красоте; апеллирует к терпимости, милосердию, чувству стыда и вины... Продолжать можно долго. Есть немало вещей, с которыми справиться дано лишь культуре. Это эффективное средство борьбы с ненавистью, пошлостью, глупостью, укрепления духовного уровня общества, истинной любви к своей стране. Вообще, культура, как и внутренняя жизнь, едва ли, не всё. Остальное, по большому счету, - дым, видимость, наваждение. Определимся ли когда-нибудь с приоритетами?.. При всем том, культура, что называется, тонкая штучка, она всегда под угрозой. Это паутина ("яблочная кожура" по Ницше) над биологическим каркасом. Потому что, "культуру можно держать лишь на пределе доступного человеку напряжения сил", - не уставал напоминать Мамардашвили.

Культура отражает мир и сама отражается в мире. Она несет как бремя своей судьбы, так и судьбы России, современной цивилизации.

"Культурный элемент, - писал А.Тойнби, - представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации". Той самой, в которой общественное сознание по-прежнему предпочитает видеть, скорее, аналог прогресса, просвещения, мировой культуры. Хотя еще в конце 19-начале 20 веков крупнейшие мыслители, деятели искусства прозорливо видели в ней "упадок морального духа", "страшный недуг современного человека". Чехов ужасался "до какой степени мы искалечены мировой цивилизацией". Для Пруста метафизическим образом ее стал образ воронки, для Эренбурга - гориллы за рулем "мерседеса". Позже Л.Леонов скажет: "Сегодня цивилизация, а завтра сидим на голых песках под небом глухим... Вовсе не мозг, а некий другой орган, что пониже, определяет линии цивилизации..." И, отнюдь, не случайно специалисты задаются сегодня вопросом: а не уйдет ли земная модель цивилизации во вселенский отсев, в корзину неудачных вариантов?

По словам того же А.Тойнби, "упадок любой культуры есть результат ошибочного выбора".Ошибочная цивилизация, цивилизация мнимых ценностей предопределила всемирно-исторический кризис культуры. Последняя еще успела как-то отразить его в литературе, искусстве, но противостоять упадку, сумасшедшему давлению научно-технического прогресса и "восставших масс", авангарда масскультуры уже не могла.

Приобщение отечественной культуры к мировой цивилизации, космополитической культуре, обернувшееся слиянием негативных сторон жизни Запада с негативными сторонами российской жизни, не могло не отразиться на качестве народа. "...Как бесславно/Во что-то превратились мы...", - напишет Ахматова. Среди многих угроз и вызовов особую тревогу, а порой и отчаяние, вызывает уровень общественного сознания, морали. Смещение нравственных ориентиров, "дремотно-скотское состояние наше" (Л.Леонов). Как показывают соцопросы, рейтинг таких понятий, как "стыд", "совесть", "честь", "долг" и "патриотизм" за последние годы упал в разы. Говорят, "человек страшно за все ответственен". В наши дни лишь 8% населения ("АиФ", 2015) чувствует ответственность за ситуацию в стране, за будущее России. Что ж, Бог спросит и спрашивает уже. Но нет ли тут и ответственности культуры за русский народ? За его, народа, темноту, - слепоту перед тем, что есть, - утрату совести, здравого смысла.

"И почему, вообще, случилось то, что случилось с Россией?" Мучаемся ли этим вопросом, как мучился им Бунин?.. "Русский ум и русский дух" высоко вознесли отечественную культуру. Она законная наша гордость. И, казалось бы, незыблемое ядро, охранный пояс. Сумела ли, однако, сполна реализовать свой нравственный потенциал? Проросла ли вглубь, развернулась вширь, перепахала массы?.. В царской России с классикой знакомо было от 0,2 до 0,5 процента населения. "В массе своей народ почти ничего не знал о духовной жизни", - свидетельствует игумен Никон (Воробьев). В советские же времена ("голые годы") "мы жили в нуле", страдали "болезнью пустоты". Бродский говорил о "культурной самокастрации" (Всё великое создавалось вопреки... вопреки официальной отмены души). И не случайно, обе судьбоносные революции подрубили великую державу враз, как трухлявую березу.

И сегодня незащищенность культурой колоссальна. Проблема - как "вернуть народу право на культуру" - столь же актуальна, как пятьдесят, сто лет назад. Духовные силы надорваны глобальной несправедливостью, шкурно-рыночными отношениями, привычкой власти лгать и льстить народу, теленакачкой, душегубкой- попсой.  Впору вспомнить страстный призыв А.Н.Бекетова, выдающегося ученого, деда А.Блока: "Дать русскому народу света, больше света!.."

Троице-Сергиева лавра

  
          Игорь Яровой "Троице-Сергиева лавра", 2012

Что касается кичливости, бахвальства великим наследием, культурой прошлого, которыми грешим порой... Не напоминают ли они навязчиво декларируемую нами причастность к Победе 45-го? (Ну, какие мы подражатели героям, какие победители?! Скорее уж предатели... предатели той жизни, счастливой, справедливой, материально обеспеченной, духовно богатой, о которой мечтали - есть тому документальные свидетельства -, за которую сложили свою голову миллионы защитников Отечества).

На память приходят две цитаты из советского прошлого. "Культура является тем воздухом, без которого мы шагу вперед сделать не можем". "Я не знаю ничего иного (кроме культуры), что может спасти нашу страну от гибели".  Автор первой - Сталин, второй - Горький. Так ведь, за их словами - идеологический посыл, скажут нам, да и ситуация несравнима. (Но вот слова нашего недавнего современника Бориса Покровского: "Никакая экономика, никакая политика - ничто, кроме подлинной культуры, не поможет нам поднять голову"). Однако, если и так... Как хотелось бы услышать подобные фразы из уст нынешних руководителей. И не только фразы...

Пока же имеем то, что имеем. Многострадальные "Основы государственной политики" обернулись фарисейством, "кучей гремучих слов", пафосных, ни к чему не обязывающих. И это на фоне убойного сокращения финансирования культуры, попыток свести ее миссию к укреплению того патриотизма, который исчерпывается небескорыстной  поддержкой власти и борьбой с очернительством. Похоже, существующей госсистеме просто не нужна культура. А, следовательно, и свободная нравственная личность.

Вернемся, однако, к упомянутой выше угрозе Третьей мировой на фоне новой российской действительности. Есть амбиция, и есть амуниция. С первой у нас стало лучше, со вторым - явно хуже. Как утверждал Розанов, "победа создается не на войне, а в мирное время". Что он имел в виду? Войну плоти и духа. Сатаны и Бога?.. Так ведь, амуниция - не только мощная армия, экономика и т.д. Это и богатство духа. По Прусту, побеждает тот, у кого сердце сильнее. Сильным же его делают религия и культура, называемая, порой, светской религией.

История России, при всей безумной трагичности, поразительно богата победами духа. Не хотелось бы обращаться за примерами к недавнему прошлому, зная цену тех достижений и, тем не менее... За 15 "сталинских" лет, как Феникс из пепла, возникла супердержава, поражавшая воображение современников. (Если же идти в глубину столетий, вспомним московские пожары 16 века, когда город выгорал дотла. И какая сила воли, сила жизни, раз за разом, возрождала его вновь и вновь?!). А что сделано нами за тот же срок? Да, что-то сделано, но, называя вещи своими именами, " всё расхищено, предано, продано". Положа руку на сердце, "живем только по легкомыслию. Оцепенели." (Последняя фраза принадлежит З.Гиппиус, у которой есть удивительное замечание о нашей (!) политике, как "разрушении вперед").

Кажется, Вощев у Платонова страдал от неспособности окружающих воспринять "сущность". Сущностью (смыслом, сутью, самым-самым) в нашем контексте становится игнорирование масштаба опасности Большой войны, а также, "возможной и скорой, математически предсказуемой, - по словам протодиакона Андрея Кураева, - смерти русского народа и России". Казалось, угроза подобной опасности должна была заставить нас максимально напрячься, однако... "ни страха, ни жути - каменное взирание". Словно, заворожены этой опасностью, обессилены ею и отступиться не можем. А ведь есть пророчество от Э.Фромма: "Раз люди не отдают себе отчет в том, куда они идут, они пробудятся, когда станет совсем поздно и когда их судьба будет решена безвозвратно".

В наши дни цены растут, всё дорожает, но ужасней всего, что дорожает время, данное нам Богом, сокращается лимитный срок. Пробудится ли в компрадорской номенклатуре инстинкт самосохранения, прозреют ли развращенные и одураченные массы, дождемся ли реформ в интересах народа, перехода к новому строю?.. Короче, станет Россия другой или..?

Возможно, здесь сказано что-то лишнее, не по теме. Однако, со всеми этими вызовами культуре приходится считаться, определяться. Что такое бездарная политика, непредсказуемая экономика, узаконенная коррупция, что такое нынешнее состояние власти, фанаберия элиты, пустота жизни обывателя, что такое торжество масскульта, гламура, цинизма и хамства, - как не отсутствие культуры, махровое бескультурье?

Слово "культура" звучит абстрактно, речь, вероятно, должна идти о миссионерстве культуры, об ее "мягкой силе", об отсутствии в ней энергетики и т.д. Но, прежде всего, - о человеке культуры. Сегодня время, когда каждый просто-таки обязан быть культурным. Только им, культурным людям,  и дано (если дано) обеспечить гуманитарный уровень политики, экономики, госуправления, о чем писал  цитируемый выше Георгий Малинецкий. И говорить, видимо, надо о преобладании, господствующем положении культурных людей в общественной жизни, на всех уровнях власти, в сфере образования и науки... О необходимости их духовного единства на почве активного неприятия аморальности, пошлости и невежества, безответственности и равнодушия.

Ну, а как деятелям литературы и искусства "подтянуть уровень...до..."? Тут, наверно, потребуется не просто желание-подвижничество, не только талант-гениальность. Впрочем, в наши дни герой уже тот, кто делает на ниве культуры то, что может.

P.S. Высокопочитаемый в православном мире святитель Тихон Задонский каждое свое послание заканчивал призывом: "Спасайся!" То было напоминание о пути к воплощению великой идеи христианства - вечному спасению. В начале текста уже было упомянуто это слово в соответствующем контексте. Им, пожалуй, и закончим, перефразируя Розанова: "Спасение культуры. Когда-нибудь раздастся это как крик истории". Только забудем про "когда-нибудь". Свое понимание ада Достоевский однажды выразил двумя словами: "Слишком поздно".


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение