Новейшее возрождение традиции, или Весёлый коровяк |
16.07.2015 г. | ||
Как это у нас не получается и почему...
В последнее время стало модно
заниматься возрождением традиций. Это, как говорится, тренд. Быть в тренде
означает не только быть молодцом, но и возможность оказаться на хорошем счету у
начальства. Поэтому возрождением традиций не только занимаются, но об это ещё и
говорят, и чем больше, тем лучше. Однако здесь возникает
перфомативное противоречие. Подобный подход к возрождению традиций миру
традиции чужд. Он продолжает отрицать традицию, и вместо возрождения лишает её
последних жизненных сил. 11 июля в селе Крылово Осинского
муниципального района Пермского края прошел неординарный
турнир (так он назван в официальном
анонсе) «Веселый коровяк». Вот как это подаётся: «Организаторы праздника «Веселый коровяк»
ставят перед собой цель содействовать возрождению российской деревни, ее
традициям, уважению к ее истокам, популяризировать богатейшее культурное
наследие и современное творчество Пермского края среди жителей и гостей Крыловского
сельского поселения». Праздник вписан в региональную программу, которая
реализуется под эгидой Министерства культуры Пермского края. Центром праздника, давшим ему
название, является конкурс по метанию сухих коровьих лепешек. Это, так сказать,
изюминка на торте, а весь торт – это забавные соревнования и конкурсы,
тематически связанные с сельским хозяйством, среди которых – гонки на
мотоблоках, бег с садовыми тележками, бег с коромыслами. Посмотреть на всё это съезжаются
туристы, которых в прошлом году было аж полторы тысячи человек. Это позволяет
проводить сельскохозяйственную ярмарку. То есть главное – коммерческий интерес.
Который поддерживается культурной программой, для приличия включающей концерт,
а в этом году (в честь 70-летия Победы) – и показ литературно-музыкальных композиций,
посвященных труженикам тыла. Но не это
обеспечивает приток публики, а разные забавы… И если где-то бегают с бревнами и
кидают на дальность мобильные телефоны, почему у нас нельзя бегать с коромыслами
и кидать коровьи лепёшки? Как подобные мероприятия связаны
с туристическим бизнесом – понятно. Как они способствуют возрождению традиций
села – не очень. Посткультура, конечно, может принести деньги, но она не может
вернуть смыслы. Наоборот, посткультура стимулирует дальнейшее разложение и
смешение смыслов. Успешность жизни села оказывается в зависимости от того, как
много людей оно сможет привлечь на свои «неординарные» развлечения. Традиция – это жизнь внутренними
смыслами, а тут смысл пытаются вывернуть вовне.
И это – весьма типично. Поскольку заявить о возрождении традиции просто,
несложно также воспроизвести этнографические элементы, присущие традиции, но
где взять утраченное мировоззрение?
| ||
Наверх |