Послание Великому Князю Василию об исправлении крестнаго знамения и о содомском блуде |
Старец Филофей (ок. 1465-1542) был насельником псковского . Известен своими письмами, в которых выдвинул концепцию "Москва - Третий Рим". Одним из его адресатов был Великий Князь Василий Иванович (Василий III).
Даже от вышней и от всемогущей, все в себе
содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой
великие славятся и могучие, возвещают праведность твою, пресветлейшего и
высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя
и владыки всех, браздодержателя святых Божьих престолов, святой вселенской
соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее
Успения, который вместо римского и константинопольского владык воссиял. Ибо
старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима,
Константинова-града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами
рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая
соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной
христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится. Так пусть знает твоя державность, благочестивый
царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем
царстве: един ты во всей поднебесной христианам царь. И следует тебе, царь, это
блюсти со страхом Божьим, убойся Бога, давшего тебе это, не надейся на золото,
и богатство, и славу: все это здесь собирается и здесь, на земле, остается.
Вспомни, царь, того праведного, который, скипетр в руке и царский венец на
своей голове нося, говорил: "Богатству, что притекает, не отдавайте
сердца", и сказал премудрый Соломон: "Богатство и золото не в
сокровищнице познается, но когда помогает нуждающимся"; апостол же Павел,
ему следуя, говорит: "Корень всякому злу - сребролюбие", - и велит
отказаться, не возлагать надежды и тем более сердца на него, но уповать на все
дающего Бога. Ибо вся твоя к Богу чистая вера и любовь - к Божьим святым церквам;
да и еще, царь, соблюди две заповеди, ведь в твоем царстве не осеняют люди себя
правильно знамением святого креста. И о них заранее провидевший это апостол
Павел говорил: "Прежде писал вам, ныне же с плачем говорю о врагах креста
Христова, им же конечная погибель". Второе: наполни святые соборные церкви
епископами, пусть не вдовствует святая Божия церковь в твое царствование! Не
преступай, царь, завета, что положили твои прадеды, и великий Константин, и
блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и другие блаженные
святые, того же корня, что и ты. Не обижай, царь, святых Божьих церквей и
честных монастырей, как данных Богу в наследство вечных благ на память
последующим родам, на что и священный великий Пятый собор строжайший запрет наложил. О третьей же заповеди пишу и с плачем горько
говорю, чтобы искоренил ты в своем православном царстве сей горький плевел, о
котором и ныне еще свидетельствует серный пламень горящего огня на площадях
Содомских, о котором пророк Исайя, рыдая, повествовал: "Вслушайтесь в
слово Божие, князья Содомские, и воспримите Божий глагол, люди Гоморры:
"Что Мне тук жертв ваших и подношений ваших, переполнен Я всесожжениями. И
если принесете Мне кадило - мерзко Мне это, и праздники ваши ненавидит душа Моя!""
Так пойми, благочестивый царь, что пророк не мертвым, уже погибшим содомлянам
такое говорил, но живым, творящим злые дела. Ибо сказано: "Блудящий при
живой жене разрывает плоть свою, но творящий содомский блуд убивает плод своего
чрева". Бог сотворил человека и семя в нем для рождения детей, а мы сами
свое семя убиваем и отдаем в жертву дьяволу. И мерзость такая преумножилась не
только среди мирян, но и средь прочих, о коих я умолчу, но читающий да
разумеет. Увы мне, как долго терпит Милостивый, нас не судя! Все это я написал,
много и горько рыдая, и сам я, окаянный, полон грехов, но боюсь и молчать,
подобно тому рабу, что скрыл свой талант. Ибо я грешен и недостоин во всем и невежда в
премудрости, но ведь и бессловесная Валаамова ослица разумного поучала, и
скотина пророка наставляла, так и ты не зазри о том, благочестивый царь, что
дерзнул я писать твоему величеству. И ныне молю тебя и вновь умоляю: все, что
выше я написал, прими Бога ради, ибо все христианские царства сошлись в твоем
царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца. Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля
благодатью Божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на
милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук
обижающих. "Не обижайте, - сказал Господь, - малых сих, верующих в Меня,
ибо ангелы их видят всегда лик Отца Моего, который на небесах".
"Блажен, - сказал, - призревший нищего и убогого, в день страшный спасет
его Господь". Господь сохранит его, и оживит его, и ублажит его на земле, и
не предаст его в руки врагов, Господь тебе в помощь. И если хорошо урядишь свое царство - будешь сыном
света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь
говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства
сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не
бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого
Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давыда слово:
"Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того".
Святой Ипполит сказал: "Когда увидим, что Рим осажден персидскими войсками
и персы вместе со скифами идут на нас с боем, тогда несомненно поймем, что то
Антихрист". Пусть же Бог миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами
Пречистой Богоматери и святых чудотворцев и всех святых - преисполнит твое
державное царствование!
| |
23.07.2015 г. | |
Наверх |