Война социологов против детей |
19.08.2010 г. | ||
В университете штата Огайо проведено масштабное исследование, в ходе которого было изучено поведение 13 тысяч подростков. В выборку попали те, у кого, по меньшей мере, было по пять друзей и по пять подруг. Иными словами, довольно социально адаптированные личности. Проверялось, есть связь социальной адаптированности с тем, один ребенок в семье или нет. Выяснилось отсутствие подобной зависимости. В результате сделан вывод, что наличие или отсутствие братьев и сестёр не влияет на то, как ребёнок чувствует себя в обществе. Примечателен заголовок статьи в РБК daily, сообщающей об исследовании (от 18.08.10) – «Братья и сестры не нужны».
Идеологическая направленность вывода очевидна. Вообще, в последнее время неоднократно звучат высказывания, целью которых является ограничение рождаемости. Если нельзя доказать, что много детей – это плохо, то предпринимаются попытки обосновать, что мало детей – это не менее хорошо. У данного исследования довольно шаткие основания. Почему задано отсечение именно на уровне пяти друзей и пяти подруг? Имплицитно, таким образом, задаётся некая норма социализированности. Чем она обоснована? Далее, эта норма признаётся не только необходимой, но и достаточной, дальнейшие различия в социализации считаются несущественными. В результате мы получаем лишь некий статистический срез, но не ответ на искомый вопрос – влияет ли наличие братьев и сестер на социализацию. При пороге отсечения на пяти друзьях и пяти подругах - не влияет. А если бы мы остановились на трёх друзьях и трёх подругах, или, скажем, семи? Какой бы расклад был тогда? Поневоле начинаешь подозревать, что цифра пять выбрана ради идеологически верного результата исследования… Любые выводы на основании какой-либо статистики также грешат тем, что к высказываниям о качественной стороне явлений люди приходят исключительно из анализа количественной стороны. Число коммуникаций не говорит ни о их стабильности, ни о глубине.. Друзья друзьям рознь. К тому же разные люди затрачивают совершенно разную психологическую энергию на поддержание одних и тех же коммуникаций. Кому-то дружить легко, а кто-то себя постоянно принуждает к этому, чтобы не отставать от сверстников. В упомянутой статье есть мнение российского психолога (Елена Захарова, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ), которая говорит, что проблема единственного ребёнка не в поведении, а в переживаниях. Но переживания тем и удобны, что они не попадают в сферу внимания статистики, - о них можно не говорить. | ||
Наверх |