Как превратить нации в аборигенов |
21.09.2015 г. | ||
Новейшая тенденция в образовании
Изменения, которыми движется
история, порою выглядят как вспышка молнии: внезапно человечество открывает для
себя нечто, чего, казалось, не было раньше. Бац, и произошло. И теперь надо
разбираться с тем, что случилось. Но, если приглядеться, очень часто большому
событию, к которому оказывается привлечено наше внимание, предшествовали
события поменьше, которые в центр внимания не попадали. И ведь действительно,
стоило ли особо интересоваться тем, что случилось где-то далеко и касалось
частных вопросов? Таких событий
происходит великое множество, и
далеко не все мелкие события впоследствии
попадают в предвестники мировых потрясений. Однако иной раз именно интерес
общественности, проявленный на ранних
стадиях, не даёт отдельным прецедентам сложиться в некий устойчивый процесс. И
уж во всяком случае – кто предупреждён, тот вооружён. Вот, например, два таких события,
которые явно укладываются в одну тенденцию, намеченную пока незаметным
пунктиром. Министерство образования Японии (конкретно - министр образования Хакубун
Симомура) разослалораспоряжение по 60 национальным вузам, призвав их исключить из программы
образования гуманитарные и социальные науки, чтобы сконцентрироваться на
«науках, более соответствующих потребностям общества». 26 вузов ответили
согласием. Кто-то пока возмущается. Тем временем в Австралии тамошнее министерство образования
одобрилоновую учебную программу, в соответствии с которой, начиная с пятого класса,
школьники будут учиться писать
программный код, а седьмого класса изучать полноценную дисциплину
«Программирование». Что характерно, это будет делаться вместо таких предметов,
как история и география. Вряд ли тут проявляется влияние
Тихого океана, а что ещё общего у Японии и Австралии? Очевидно, что мы
наблюдаем зарождение новой образовательной идеи, в соответствии с которой
человеку будущего гуманитарные и социальные дисциплины не нужны. История с
географией мыслятся как избыточные знания, по крайней мере, для масс. Они
заставляют человека думать иначе, чем ему надлежит. С точки зрения чаемого
мироустройства, гуманитарные дисциплины делают человека менее эффективным,
снижают качество человеческого материала… Говоря же без затей, запрет на
историю с географией, просто жизненно необходим, если планируется построение
неототалитарного общества. А когда его удастся построить, история с географией,
конечно же, вернутся, но уже в том виде, в котором будут полностью
соответствовать новому миропорядку. И как тут не вспомнить главу
«Первая награда по географии» из романа «Дети капитана Гранта» Жюля Верна. В
ней знаменитый Паганель экзаменует мальчика Толине – австралийского аборигена,
получившего образование в Мельбурнской средней школе.
– Азия, – сказал
Толине, – огромная страна. Столица ее – Калькутта. Главные города: Бомбей,
Мадрас, Аден, Пегу, Сингапур, Коломбо; острова: Лаккадивские, Мальдивские,
Чагос и многие другие. Все это принадлежит англичанам. – Хорошо, хорошо, ученик
Толине. А что вы знаете об Африке? – В Африке две главные
колонии: на юге Капская со столицей Капштадтом, а на западе английские владения
с главным городом Сьерра-Леоне. – Прекрасный ответ! –
сказал Паганель, начавший уже мириться с этой англо-фантастической
географией. – Вижу, преподавание у вас было поставлено как нельзя лучше.
Что же касается Алжира, Марокко, Египта, то они, конечно, стерты с английских
атласов. Ну, а теперь я с удовольствием послушаю, что ты мне расскажешь об
Америке. – Америка делится на Северную
и Южную, – начал Толине. – В Северной англичанам принадлежит Канада,
Новый Браунсвик, Новая Шотландия, а также Соединенные Штаты, которыми управляет
губернатор Джонсон. – Губернатор Джонсон? – воскликнул
Паганель. – Этот преемник великого Линкольна, убитого обезумевшим фанатиком –
сторонником рабовладельцев? Чудесно! Лучше этого и придумать нельзя. Ну, а
Южная Америка с Гвианой, с Фолклендскими и Шетлендскими островами, Южной
Георгией, Ямайкой, Тринидадом и так далее, и так далее – все это также
принадлежит англичанам? Не стану с тобой спорить. А теперь, Толине, мне
хотелось бы знать твое мнение или, вернее, мнение твоих преподавателей, о
Европе. – О Европе? –
переспросил маленький австралиец, не понимавший, почему так горячится географ. – Да, о Европе. Кому
принадлежит Европа? – Европа принадлежит
англичанам, – убежденным тоном ответил мальчик. Похоже, кто-то хочет повторить этот образовательный эксперимент, но чтобы получить в будущем миллионы или даже миллиарды маленьких толине, надо сначала сделать так, чтобы сегодняшняя молодёжь потеряла всякий интерес к предметам, не имеющим прикладного характера. | ||
Наверх |