Мир символов. Лекция по теории культуры |
Третья лекция по теории культуры: вводится понятие символа. Даётся описание функционирования символа. Показывается символическая природа мифа. Место традиции в мире символов. Современное состояние культуры.
Из цикла: Лекции по теории культуры. Лекция 3.Символы, несомненно, один из важнейших классов культурных элементов, задающий общий культурный контекст наряду с семантикой вещей и природных объектов. Хотя символы вторичны (они возникают в уже существующем культурном поле и являются, по сути, результатом устойчивых культурных предпочтений), они более заметны – как раз во многом благодаря этой вторичности. Мы видим картину и не замечаем мазков кисти художника, её создающих. Однако именно пятна краски только и есть на полотне, а итоговый образ существует в нашем восприятии. Так и тут: когда мы обращаем наш взгляд на культуру, в первую очередь нам на глаза попадаются символы. Под символом мы здесь понимаем некоторую смысловую единицу являющуюся выражением других смысловых единиц. Как правило, то, что служит самим символом, знаком, конкретнее и проще того, на что этот символ указывает, то есть чем его денотат. Часто денотат символа вообще не может быть строго или исчерпывающим образом описан. Именно эта неопределённость с одной стороны при наличии потребности в культурном осмыслении с другой стороны и создают запрос на выражение чего-либо через символ.
Допустим, Париж – город фривольности, первой революции, моды, гламура, богемы, мечты о лёгкой жизни, - как собрать воедино все эти множественные черты? Понимание города, настолько засвеченного в культуре, может вылиться в многотомный роман. Если же мы попытаемся сжать наше понимание до единственной эмоционально-семантической вспышки, воплотить его в одном знаке, то получится символ. Таким символом может быть, например, Эйфелева башня. Башня причастна Парижу, является туристическим объектом первой величины, и этого достаточно. В самой башне нет ничего такого, что мы приписываем культурному образу Парижа, но ничего такого и не требуется – нам необходим лишь пусковой механизм – картинка, слово, связывающее нас с денотатом, а нужное смысловое наполнение символа будет подгружено нашим сознанием. С помощью символов мы перемещаемся – но не в реальном, а в культурном пространстве. Географический Париж, реальная столица Франции может и не очень-то совпадать с тем Парижем, который воспроизводится в нас с помощью символа Эйфелевой башни… Возникающие несоответствия дезориентируют, тем более, что человек как существо символическое склонен больше доверять привычным ему символам, нежели непосредственному наблюдению. Вернее, чистое наблюдение невозможно, поскольку символы уже снабжают нас заготовками, искажающими восприятие. Однако, несмотря на подобное несовершенство, символы являются эффективным методом освоения действительности, поскольку с помощью символов мы встраиваем воспринимаемую информацию в уже усвоенное нами мировоззрение. Всё сущее занимает надлежащее ему место в нашей картине мира. Картина, конечно, может быть неверна, а символы могут больше обманывать, чем объяснять, но это неизбежная оборотная сторона. Символы необходимы, потому что с их помощью мы сохраняем цельность нашего мировосприятия. В символах мир предстаёт осмысленным, культурно освоенным, то есть именно нашим миром. Символы позволяют осваивать мир не только в проекции пространства, но и в проекции времени. Например, традиционным символом Октябрьской революции является крейсер «Аврора». Крейсер отсылает нас к залпу, прозвучавшему в ночь штурма Зимнего, а сам залп также является глубоко символичным: это знак случившегося перелома русской истории. Россия меняет свою судьбу, и то, что было прежде, навсегда останется в прошлом. Эту символику хорошо прочувствовал Сергей Эйзенштейн и использовал в своём фильме «Октябрь».
Революция не может не быть драматичной, поэтому реальная, практически бескровная история свержения Временного правительства не годилась в качестве символа. И Эйзенштейн снимает совсем другую историю: рабочие и матросы взламывают парадные ворота, сбивают орлов, буквально врываются в Зимний… Красиво, эффектно. Эта кинематографическая сцена сама стала символом падения прежней России, а убедительность её такова, что многие поколения зрителей воспринимали её на уровне кинохроники.
Человек постоянно находится под давлением символической среды и ощущает его как раздражающий фактор. Призванные облегчить восприятие мира, символы, тем не менее, нас запутывают. Мы хотим упорядочить символическое пространство, но разнородность символов мешает это сделать. В результате человек оказывается перед дилеммой полного потеря ориентиров в дискретном символическом мире или жёсткого отбора используемых им символов. В этом случае символы делятся на свои и чужие, и для создания собственной картины мира используются только те, что прошли изначальный отбор. Подобные системы отобранных символов образуют традиции. Традиция помогает человеку ориентироваться в культурном поле. Фактически, она сохраняет за ним возможность сознательного освоения мира культуры, поскольку предоставляет инструментарий, позволяющий двигаться шаг за шагом, накапливая позитивное культурное знание. Вне традиции подобное невозможно, так как новые символы постоянно заставляют переосмысливать былой опыт. Современный человек не хочет быть человеком традиции. Культура последнего времени взрастила атомарную личность, стремящуюся к автономному бытию. В результате, человек сегодня испытывает давление символической среды так сильно, как никогда ещё не случалось в истории. В отсутствие традиции ничто не может быть достаточно фундаментальным основанием. Это создаёт возможность для массовых символических манипуляций. Сегодня можно, при наличии достаточных финансовых и информационных ресурсов, убедить огромное количество людей практически в чём угодно. Современная культурная среда, таким образом, представляет собой арену столкновения различных символических манипуляций.
Лекция 2. Мир природных объектов
| |||||
11.03.2010 г. | |||||
Наверх |
Комментарии
Так что тут поле исследования осталось безбрежное.
Спасибо за интересный дискурс!
С уважением - Дмитрий Лалетин
RSS лента комментариев этой записи.