«Обитель за пазушкой» |
Очерк о святочном рассказе Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика". Особенность творчества Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) такова, что за конкретно-бытовыми фактами русской реальности всегда проступают вневременные дали, открываются духовные высоты. Эта духовность – следствие глубокой веры писателя в то, что человеческое бытие не ограничивается земным существованием. Жить без веры нельзя, ибо вера больше, чем жизнь. «Думаю и верю, что “весь я не умру”, – писал Лесков А. И. Чертковой за год до смерти, – но какая-то духовная постать уйдёт из тела и будет продолжать “вечную жизнь”» [1]. Перспектива вечной жизни предъявляет
человеку высокие духовно-нравственные требования. И Лесков полон желания
поддержать в людях «проблески разумения о смысле жизни» (XI, 477).
Выполнить эту непростую задачу во многом помогает писателю излюбленный им жанр святочного
рассказа. Лесковские святочные рассказы – часто
необычные, курьёзные, нарушающие «жанровые ожидания», –
всегда ориентированы
на евангельскую учительно-притчевую традицию. В статье «Объяснение по трём пунктам» Лесков чётко сформулировал свою
мировоззренческую и писательскую позицию в самом первом «пункте»: «Я имел в
виду важность Евангелия, в котором, по моему убеждению, сокрыт глубочайший смысл жизни» (XI, 233). Таков «Христос в гостях у мужика». Этот святочный рассказ был написан к
Рождеству 1880 года и опубликован в первом январском номере детского журнала «Игрушечка»
за 1881 год с посвящением «христианским детям». Переиздан «Христос в гостях у
мужика» был только в 1992 году. Как и в других святочных
произведениях, здесь реализуются главные мотивы рождественского повествования – чудо, спасение, дар. При весьма
прозрачных намёках на возможность рационального, логического объяснения многих
чудес, здесь всё же присутствует дух мистической сверхчувственности,
Божественного Промысла. В творчестве Лескова встречаются
многочисленные признания, подобные сделанному в повести «Владычный суд»: «Я тогда был не совсем чужд некоторого мистицизма,
в котором, впрочем, не всё склонен отвергать и поныне, ибо, – да простят
мне учёные богословы, – я не знаю веры, совершенно свободной от своего рода мистицизма» [2]. Произведения Лескова, по замечанию
самого писателя в авторском предисловии к сборнику «Святочные рассказы», «имеют элемент чудесного – в смысле сверхчувственного и
таинственного» (7; 116). «Вещи и явления, которых мы не можем постигать нашим
рассудком, вовсе не невозможны от этого… – размышлял
Лесков в романе «На ножах». – Я признаю
священные тайны Завета и не подвергаю их бесплодной критике. К чему, когда
инструмент наш плох и не берет этого?» (5; 96) В рассказе «Христос в гостях у
мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от
греха долголетней обиды и гнева рассказчик усматривает «перст Божий» и
предполагает, что скоро «и всю руку увидим» [3].
Действительно, в финале, когда
Тимофей и его гости с трепетом надеются на приход Христа – давно
ожидаемого главного Гостя, – в ночь под Рождество совершается
рационально не объяснимое чудо: «…из сеней, где темно было, неописанный розовый
свет светит и… выходит белая, как из снега, рука, и в ней длинная глиняная
плошка с огнём… <…> Ветер с вьюгой с надворья ревёт, а огня не колышет»
(10). Источник «неописанного розового
света» – в
Божественной природе Иисуса Христа. На всенощных богослужениях звучит
песнопение Господу «Свете тихий», в
котором «тихий» Божественный свет сливается с «розовым» светом вечерней зари: «Свете тихий святыя славы, Бессмертнаго Отца
Небеснаго, Святаго, Блаженнаго Иисусе Христе: пришедши на запад солнца, видевши
свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога». Узрев «Свет от Света», герои
рассказа удостоились получить знак о том, что «Христос среди нас!» (11) Столь же таинственна сверхъестественная
природа светоносного видения дяде Тимофея. Когда-то он смертельно обидел и
ограбил племянника. И тот, с болью в сердце затаив горечь обиды, уехал подальше
из родных мест, чтобы начать жить заново в далёком сибирском краю. Глубоко
раскаявшись, в надежде на прощение дядя долгие годы безуспешно искал Тимофея. И
вдруг – неожиданно даже для самого себя – появился в его доме в рождественский
вечер: «…кто-то неведомый осиял меня и сказал: “Иди, согрейся на Моём месте и
поешь из Моей чаши”, взял меня за обе руки, и я стал здесь сам не знаю отколе”
(11). Важно, что русский человек не
подавлен величием и непостижимостью Божественного чуда, а принимает его со
спокойной и твёрдой верой, как должное: «Я, дядя, твоего Провожатого ведаю: это
Господь, Который сказал: “аще алчет враг твой – ухлеби его,
аще жаждет – напой его”» (11). Здесь – дорогая
Лескову национальная русская черта быть «с Христом запросто, семейно»: «Я более
всех представлений о Божестве люблю
этого нашего русского Бога, который
творит себе обитель “за пазушкой”» (1,
348), –
говорил писатель. Тут, у сердца, “за пазушкой”, как уверен герой другого рождественского
рассказа Лескова – «На краю света» – «монашек
такой маленький, такой тихий», праведный отец Кириак, «тайны… очень большие
творятся – вся благодать оттуда идёт: и материно молоко детопитательное,
и любовь там живёт, и вера… сердцем одним её только и вызовешь, а не разумом.
Разум её не созидает, а разрушает: он родит сомнения <…>, а вера покой
даёт, радость даёт…” (1, 354). Сердце – доминанта православной
антропологии – центр всей внутренней работы человека, средоточие живой стихии
духовной практики, устремлённой к богопознанию и богообщению. Так и в рассказе «Христос в гостях у
мужика» герой «стал навсегда мирен в сердце своём» (11). О «сердечном» познании Бога размышлял
Лесков в заметке «Боговедение баснописца
(Post-scriptum об Иване Андреевиче Крылове)». Писатель
отметил крыловское «любопытное и прекрасное богопознание». Именно Лесков первым привлёк к нему
внимание: «никто никогда не приводит, какое представление о Боге имел Крылов. А
оно очень кратко и прекрасно. Крылов говорит: Чтоб Бога знать, быть надо Богом, Но чтоб любить и чтить Его, Довольно сердца одного» [4].
Далее Лесков комментирует крыловские
строки: «Определение это мне кажется прекрасным, и таким же оно казалось
архиереям, которым я говорил о нём, и просвещённому буддисту из японского
посольства, который записал себе крыловское богопознание и сказал: “Это может
объединить все понятия”» [5].
«За всех» – предсмертная
молитва в устах кротчайшего отца Кириака в повести «На краю света»: «Вот… риза
Твоя уже в руках моих… сокруши стегно мое… но я не отпущу Тебя… доколе не
благословишь со мной всех” (1, 391). Это может показаться дерзостным. Но только
на первый взгляд. В комментарии рассказчика-архиерея выражена авторская
позиция: «Дерзкий старичок этот своего, пожалуй, допросится, а Тот по доброте Своей
ему не откажет. У нас ведь это все семейносо Христом делается. Понимаем мы Его или нет, об этом толкуйте, как знаете, но
а что мы живём с Ним запросто – это-то уже очень кажется
неоспоримо. А Он попросту сильно любит…” (1, 392). «Вся Россия дерзит, молясь: “Спас-Батюшка,
Боженька”. Но не в этой ли дерзости вся её сила? Избави её Бог тут от
вежливости», потому что «холодно-вежливы бывают с чужим, посторонним». Лесков
же показал «дерзость смирения». Бог
«свой» у человека, когда человек «свой» у Бога и «чужой себе»[6] . В рассказе «Христос в гостях у
мужика» тот же самый «русский Христос за
пазушкой» – простодушно-доверительное, без лукавого мудрствования
отношение к Богу. Отсюда – и упование
Тимофея на то, что «Господь Своё обещание сдержит, придёт» (8), потому что
однажды во время молитвы мужик услышал явственно: «Приду!» (7). В этой простосердечной надежде нет греха гордыни или
надменного самовыделения. Наоборот, Тимофей ожидает Гостя с кротостью и смирением, веруя в слова Писания, что «Сей
грешники приемлет и с мытарями ест» (7). Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение. 3, 20). Возглас «Приду!», долетевший к
Тимофею откуда-то «в ветерке розовом», когда он читал эпизод из Евангелия, как
«Христос пришёл в гости к фарисею и Ему не подали даже воды» (7), легко можно
было бы объяснить экстатическим состоянием героя. В садике, где он тогда
молился и плакал среди цветущих роз: «и
через их запах весь дом был в благовонии» (6), – Тимофей испытал что-то «вроде забытья или обморока»:
«и всё вокруг меня стало розовое, даже и самые мои слёзы» (7). Но стоит ли подыскивать
рационалистические объяснения чудесному, если, по справедливым словам Лескова,
«инструмент наш плох и не берёт этого» (5, 96)?
Розовый свет, растворённый в покаянных молитвенных слезах, это и есть
«Свете тихий», Его отблеск, Его благодать. Главное чудо этого святочного
рассказа – приход Христа
не в дом, а в сердце человека, открывшееся для заповеди «возлюби и прости»(5). «И это мне нравится, – говорит рассказчик, – как злат
ключ, что всякий замок открывает. А в чём же прощать, неужели не в самой
большой вине?» (5). Христианские духовно-нравственные уроки
святочных рассказов Лескова наглядны, просты и доступны: «Как по святой воле Божией жить надо, чтобы образ Создателя в себе не
уронить и не обесславить» (3). Рассказчик «Христа в гостях у мужика»
наставляет приятеля, хранящего долголетнюю память об обиде: «Ты, – говорю, – ополчись на
себя. Пока ты зло помнишь, зло живо; а пусть оно умрёт, тогда и душа твоя в
покое станет» (5). Привычные в святочном жанре рамки
замкнутого мирка уютной рождественской комнатки в рассказе «Христос в гостях у
мужика» раздвигаются до масштабов всего мира, человечества, которое с
Рождеством Христовым становится единой семьёй, детьми Божьими: «Мужчины и
женщины, и детское поколение, всякого звания и из разных мест – и российские, и
поляки, и чухонской веры. – Тимофей собрал всех» (3). Завершается рассказ рождественской
проповедью, призывом к каждому «устроить
в сердце своём ясли для рождённого на земле Христа» (11).
[1] Лесков Н.
С. Собрание сочинений: В 11 т. – М.: ГИХЛ, 1956 – 1958. – Т. XI. – С. 577. Далее ссылки на это издание приводятся в
тексте. Римская цифра обозначает том, арабская – страницу. [2] Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 12 т. – М.: Правда, 1989. – Т. 12. – С. 284. Далее ссылки на это издание приводятся в
тексте с обозначением тома и страницы арабскими цифрами. [3] Лесков Н.С. Христос в гостях у мужика // Игрушечка. – 1881. – № 1. –С. 6. Далее
ссылки на издание даны в тексте с указанием страниц. [4] Лесков Н. С. Боговедение баснописца (Post-scriptum об Иване
Андреевиче Крылове) // В мире Лескова. – М.: Сов. писатель, 1983. – С. 364. [5] Там же. – С.
365. [6] Дурылин
С.Н. О
религиозном творчестве Н.С. Лескова // Христианская мысль. – Киев, 1916. – № XI. – С. 85. | ||
22.01.2016 г. | ||
Наверх |