Русский сарафан: белый, синий, красный |
09.04.2016 г. | |
Новое альбомное издание издательства Бослен Издательство Бослен выпустило новую книгу, продолжая большое
дело возрождения русской национальной
традиции. Ярким шагом на этом пути стал выход книги «Костюм в русском стиле», о
котором нам приходилось говорить ранее. И вот следующий шаг. Новое издание
называется «Русский сарафан: белый, синий, красный». Традиция многогранна. У нас популярен парафраз на строчку из
пушкинской поэмы «Руслан и Людмила»: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».
А каков он – русский национальный дух? В чем выражается? Мы не можем свести
традицию только к каким-либо теоретическим построениям, идеологическим
конструктам. Обычно говорится, что корень истинной русскости –Православие. И
это действительно так. Православие образует основу, смысловой центр русской
традиции. Но сама традиция – не только вероисповедание. Святой апостол Иаков
писал, что «вера без дел мертва». Подлинное православное мироустроение человека
состоит в том, чтобы он истины веры реализовывал в своей обыденной жизни. Православные
смыслы должны выплёскиваться за пределы церковной ограды, и преобразовывать
социальную жизнь и повседневный быт людей, – если они, конечно, православные не
на словах, а на деле. Вот эта пронизанность православным мировоззрением, затрагивающая
любые аспекты повседневности и проявляющаяся даже в мелочах, и образует дух
русской национальной традиции. И одежда
тут играет отнюдь не последнюю роль. Женский костюмный комплекс с сарафаном стал внешним
выражением глубинных процессов,
происходящих в русской культуре. Его распространение исторически запараллелено становлению
русского государства, росту национального самосознания, утверждению норм
христианской морали. Авторы книги «Русский сарафан» С.В. Горожанина и В.А. Демкина отмечают: «Сарафан
с его строгой, свободной, благородной формой, скрывающей особенности фигуры,
удобный в ношении, с гармоничным сочетанием в колорите белого с красным или
синим (черным) цветом и скромным декором во многом соответствовал образу
внутренне сдержанной добродетельной русской православной женщины». Приходится признать, что сарафан способен пережить и русскую
традицию, и народную культуру, и даже
российскую государственность. Если под сарафаном понимать любую длинную
плечевую одежду с проймами для рук или высокую юбку с лямками, то можно
сказать, что сарафан и сегодня остаётся популярной и модной одеждой. Ассоциации
с добродетельностью и сдержанностью при этом могут полностью отсутствовать. Тем
важнее показать современной женщине, каким был подлинный народный сарафан и
каким он, в идеале, должен быть, если и сама женщина хочет соответствовать
некоторому духовному идеалу. Историческая часть книги «Русский сарафан» проиллюстрирована
художественным материалом, показывающим простую красоту и естественное
изящество народного сарафана. Основная часть представляет экспонаты российских
музеев, в первую очередь
Сергиево-Посадского музея-заповедника. Пользуясь тем, что традиционная
расцветка сарафанов совпадает с цветовой гаммой российского флага, авторы
распределили материал по цветам – сарафаны белые, синие, красные. В книге рассказывается и о том, как создавались
эти народные шедевры – как изготавливался материал, из которого шились
сарафаны, как белилось полотно, набивался рисунок и т.д. В конце книги
приведены схемы кроя, которые могут помочь создать аналоги музейных образцов. Книгу «Русский сарафан» приятно листать, – чувствуешь, что издание сделано с
любовью к русской народной культуре. Это
– зерно, одно из многих зернышек русского национального возрождения. Состоится
ли оно, проклюнутся ли ростки, – зависит от почвы: если наша душа совсем окаменела
и растеряла чуткость к подлинной красоте, выхолощенная кислотными дождями современного
глобального бескультурья, то, значит, дело безнадежно. Но, думается, всё же
русский дух ещё не изжит, и где-то в глубине, на уровне сердца, под всей этой
коростой общепринятого мало- и дурновкусия, сохраняется тяга к чистому и
светлому, а следовательно, есть дорожка, по которой подлинная культура может вернуться
и наполнить собой нашу повседневную жизнь. Глядишь, и классический русский
сарафан снова станет самой привычной одеждой. По крайней мере, авторы книги и
издательство Бослен сделали то, что зависело именно от них. | |
Наверх |