Николай Шестопалов в Русском музее |
11.06.2016 г. | |
С 23 июня по 5 сентября 2016г. в Строгановском дворце Русского музея (Санкт-Петербург) пройдет выставка, на которой будет представлено творчество русского живописца Николая Шестопалова (1875-1954).
Николай Иванович
Шестопалов – ученик Ильи Репина, – получил известность и признание в
1900-1920-е годы. В дореволюционное время Шестопалов принимал участие в
выставках объединения «Мир искусства» и активно работал в сфере сатирической
графики. После революции, в 1920-е годы он обращался к историко-революционному
жанру и экспонировал свои работы на всех выставках Ассоциации художников
революционной России (АХРР) с момента ее основания. Среди около 70 экспонатов из собрания галереи «Веллум» – инициатора проекта, и из фондов Русского музея, – зритель встретит образы-воспоминания об ушедшей России и её дореволюционном укладе, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX в., иллюстрации из жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны. Николай Иванович Шестопалов получил от официального искусствознания чётко определённое место в истории советского искусства: как признанный иллюстратор, как автор эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Историографы словно забывали об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства», в художественной жизни России во втором десятилетии XX века. Восполнить лакуны в истории отечественного искусства и «вернуть в обращение» имя русского художника первой половины XXстолетия и призвана выставка живописи и графики Николая Шестопалова в Русском музее. В жизни и творчестве Николая Шестопалова ясно прослеживается
путь развития русского искусства с конца XIX и до середины XX вв. Крестьянский мальчишка с
церковно-приходской школой за плечами занимается в Петербурге на курсах
Тенишевой у И.Репина, в студиях И.Мате и Л.Дмитриева-Кавказского, получает
навыки академического рисунка, графики и живописи. Вместе с М.Добужинским, Е.Лансере,
Д.Кардовским и С.Чехониным он становится одним из основателей журнала «Зритель»
(1905). Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть
Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется
изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую
традиционно- реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность. Вернувшись в 1907 в
Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы
«Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и
импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем
академических живописных традиций. В этой атмосфере рождаются типичные «шестопаловские»
образы ушедшей России. И даже пейзажи Шестопалова двадцатых-тридцатых годов не
столько отражают суровую советскую действительность, а воссоздают дореволюционный
уклад. Художник на протяжении всего творческого пути постоянно обращается к
картинкам русской провинции. Таковы «Семья в интерьере» (1910-е), «Солнечная
веранда» (1920-е), «Углич. Дом царевича Дмитрия» (1929), «Тропинка в лесу»
(1930), «На Волге» (1933), «Чембар. Беседка в саду Белинских» (1936), «Васильсурск»
(1939) и др. Будучи членом АХРР с момента основания организации (1922г.), Шестопалов регулярно принимал участие в выставках, и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС. Живопись Шестопалова середины XXвека тематически возвращается к наследию «мирискусников» – коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные «по-ахровски» пастозно, почти иллюзорно. Как пишет о нём искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум»: «Крым, Красная Поляна, серебристые виды Средней Азии, – это сюжеты его картин, написанные в первые годы советской власти. Его привлекает интерьер кабинетов XIX века, площади провинциальных городков, – быт ушедшей эпохи…». Сохранились изящные, романтические акварели с изображением фонтанов, татарских саклей и улочек Старого Крыма, словно сошедших со страниц Пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Шестопалов пишет совсем «итальянский» Крым – пейзажи Алупки, Симеиза. Любуется силуэтом героини в просвете стен («Судак», 1915) подобно брюлловскому «Итальянскому полдню». Столь же любовно выписаны пейзажи Кавказа («Красная Поляна», 1921). Выставка знакомит зрителя с интересным художником, который прошел долгий творческий путь от академического искусства, символизма к созданию картин на темы русского революционного движения и современной истории. И был незаслуженно «забыт», как и многие художники, которые по тем или иным причинам не стали флагманами советского искусства, но оставались верны изобразительным идеалам прошлого. Авторы экспозиции надеются, что имя и творческое наследие Николая Шестопалова – самобытного русского и советского художника – займёт достойное место в истории отечественного искусства. Н.И.Шестопалов – участник более 80 выставок, его работы находятся в фондах Государственного Русского музея, Центрального музея Красной армии, Государственного музея Революции СССР и других музейных собраниях. В рамках выставочного проекта будет издан первый каталог работ художника. | |
Наверх |