Похвальное слово памяти |
Захоронения - материализованная память. Обращение к предкам - возвращение к себе. Мария Цветаева просила любить ее просто за то, что умрет. Нам не хватает любви для смертных, пока они живы. Ну, а для мертвых? "Делим с ними их боль и смерть"? Можем ли с чистой совестью сказать им: "Спите мирно, ни о чем не тревожьтесь"? ...Ну, разве не символична в данном контексте судьба Николая Федорова? В 1929 году могилу великого философа памяти, призывавшего обратиться умом и сердцем к кладбищам, к предкам своим, снесли. Место его последнего упокоения (кладбище Скорбященского монастыря) было утрамбовано под игровую площадку... Воистину "могил я милых не найду на перепаханном кладбище" (Вяч .Иванов). "Похоронен В.В.Розанов 5 февраля 1919 года в Черниговском ските, в Сергиевом Посаде рядом с могилой К.И. Леонтьева. Могилы их не сохранились". Так заканчивается предисловие к двухтомнику оригинальнейшего русского мыслителя. Для него, как и для К.Леонтьева, – "прорицателя будущей России", – главным вопросом жизни была судьба страстно любимой им Родины... Как же "отблагодарила" она своих заступников?! И сколько еще несохранившихся могил – от Мейерхольда, Цветаевой до Гумилева, Мандельштама и Флоренского – на Богом забытых российских просторах! И "не загладить тех могил слезою, славою". Сколько других – отторгнутых от родной почвы?! Могилы Бунина, Рахманинова, Павловой... Тарковского, Бродского, Нуриева... Исследователи называют цифры от 1 до 3 миллионов! Какая нация может позволить себе столь безумное расточительство? (В Китае за могилой Конфуция любовно ухаживают более двух тысяч лет). Как ощутить тут "любовь к отеческим гробам", услышать "завещание могил"?! Вспоминается наше Новодевичье кладбище. Его ненавязчивая воспитательная роль сравнима, разве что, с бывшей Ленинкой, Третьяковкой, Большим. Трудно поверить, но свободный доступ в этот Пантеон русской славы, питающий гордостью, дающий "покой и просветление души", долгие годы был открыт лишь для родственников усопших в специальные дни и часы. Отношение к захоронениям зеркально отражает наше восприятие жизни и смерти, уровень нашей культуры, нашего сознания. (У Платонова читаем:"Всюду стояли крестьянские кресты, многие без имени и без памяти о покойном... Позже на кладбище приходили два мужика и негромко отламывали кресты на топливо". ...Отдаем себе отчет – что в той земле, по которой ходим, на
которой строим, сажаем? Ведь, в сущности, живем на кладбище, на погосте. Среди
фантомов, в гигантском психоэнергетическом или биоэнергетическом поле тех, чьи
жизни унесли в минувшем столетии шесть
российских революций, восемь войн, репрессии, сродни геноциду, массовые
голодовки, великие стройки пятилеток... Наконец, пресловутые
"девяностые". Обратимся вновь к платоновскому
тексту: "Мертвым доверяться некому,
кроме живых, - и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была
оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их
гибель". Сумеем ли "жить
той высшей жизнью, которую нам безмолвно завещали мертвые"? -
задавался вопросом писатель и духовидец. И отвечал: "Они (красноармейцы из
"Чевенгура") согласились умереть затем, чтобы будущие люди стали
лучше их, а мы – будущие, а плохие..." (Сегодняшние же вдвойне плохие,
ибо беззастенчиво используем мертвых в корыстных целях. (У Высоцкого:"...как прикрытие используем павших")). Увы, нам не суждено было оказаться
"под охраной мертвых"
(Пришвин). Живем "под гнетом
непрощения", мертвые не жалеют и не оберегают нас, ибо им не нашлось
места в нашем мире, лишенном счастливой и свободной судьбы. Не захотев "жить той высшей жизнью", мы
обманули их мечты и надежды, взяв на себя тяжелейший грех забвения, осквернения
памяти. Сойдет ли нам это с рук? Ведь "мертвые обладают таинственной силой, / Судьбы стран и народов вершат
они". Память – это и необходимое средство
самосохранения. В своих "Лекциях о Прусте" Мамардашвили цитирует писателя: "Забвение есть не смерть тех, о
которых мы должны помнить, а смерть нас самих". И сам философ
задумывался о том, как мертвые живут среди живых, порождая их состояние,
поступки: "Признание нашей вины
перед другими, возвышающее страдание, – говорит он, – есть условие продолжения жизни этих других... и нашей возможности быть
людьми".
Миллионы незавершенных,
несостоявшихся жизней безмолвно взывают к нам о справедливости. Удастся "в душу принять их муки и почтить светлую
память бывших" (И.Шмелев), – и они нам
помогут преодолеть темноту
непонимания. ...Разумеется, с памятью связаны не
только судьбы предков, каждого из нас, но и судьбы народа, страны. Связано с
ней и "что-то мучительное в русской
судьбе... то, что нужно до конца изживать" (Н.Бердяев). "Хоть убей, следа не видно,/ Сбились мы, / Что делать нам! / В
поле бес нас водит, видно,/ Да кружит по сторонам" (А.Пушкин). Не
катастрофическая ли слабость исторической, национальной памяти стоит за тем
"бесом"? Ведь связь времен, о которой писал великий драматург, для
нас распалась. И не впервой. И вот уже огненными письменами на стене: "Куда нам плыть?" Поговаривают,
если дело так будет продолжаться, приплывем прямехонько в Средневековье. ХХ ввек словно парализовал нашу
память смертельным страхом. Внушил, что на страшные вопросы нет честных
ответов, что все повязаны "кровью
по совести" (Ф.Достоевский). Ну, а наше время – с крахом былых
ценностей, идей, с убожеством интеллектуально-нравственной жизни – еще меньше
оставляет места для живой, активной работы памяти. Еще больше стимулирует
беспамятство, а с ним и нежелание осознать – и умом и сердцем – героизм и
безумие предков, обнаружить несостоятельность собственной жизни. Вечно
униженные и оскорбленные, одураченные властью, обманутые русской судьбой, люди
самоустранились от ответственности, перестали искать знание, справедливость и
правду, ждать от них добра. Так и "живем, под собою не чуя страну..." (Если в прошлом наши
классики называли подобную жизнь скучной или грустной, душной или пошлой, то
сегодня воспринимаем ее, как стабильную). Между тем, "великая и последняя
борьба ждет человеческой души," – пророчествовал Плотин. Кажется,
дождались. Но готовы ли к ней, к тому, чтобы захотеть действовать? Прошлое, подсказывая нам память, несет в себе
и будущее. Известно, если прошлое не осмыслить, не пережить, не извлечь из него
уроки, оно будет повторяться вновь и вновь. Известно и другое: если
историческая память уничтожить, народ превратится в толпу, в стадо баранов, по
Брехту. Тем более, когда большинство уверено, что можно комфортно устроится в
жизни и без Бога. ...В наши дни громкие призывы к добру, единству и согласию – глупая наивность, принимая во внимание имморальный характер общества, которое, грешным делом, сотворили и отвечать за которое упорно не хотим. Ну, а если не удается новая, другая жизнь, коллективная ответственность не срабатывает, припомним старую истину: "Врачу, исцелился сам!" Похоже, сегодня время "индивидуального творчества", личного спасения. И опорой, почвой здесь для него – память. Память несет в себе дыхание жизни. Ориентированная назад, она позволяет нам глядеть вперед. Наше обращение к ней – это обращение к культуре, к жизненному опыту, к воспоминаниям, радость дарующим и к покаянию взывающим. Это память с усопшими, близкими и дальними. Память просвещает (живы ли, чувствуем ли еще?), дает импульс нравственному движению, которое одним позволит выработать собственное миросозерцание, другим – обратиться к вере, поиску Бога. А сумма спасений, как минимум, даст надежду. Игорь Петрович Корзун | |||
Наверх |