Проблема литературы |
04.07.2016 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По результатам опроса читателей "Культуролога"
На нашем сайте завершился опрос, призванный выявить основную
задачу школьного предмета «Литература».
Результаты опроса в % выглядят так:
Таким образом, большинство считает, что главная задача
школьного предмета – научить детей самостоятельно читать книги. Иными словами,
дети должны полюбить читать. Хотелось бы, чтобы выйдя из школы, дети сохраняли
какие-то взаимоотношения с литературой, чтобы книга сопутствовала им по жизни. Это – знак времени. Очевидно, что методика преподавания литературы
решает совсем не эту задачу. В ребенка вкладывают конкретные знания, при этом
он часто получает отвращение если не к самому процессу чтения, то к тем
произведениям, которые подлежат особо тщательному разбору. Этот подход достался нам в наследство от
прошлого времени, когда умение читать и
навык чтения художественной литературы казались естественными ценностями. Человек тянулся к книге, и ему следовало
объяснить, как надо читать, что читать и что вычитывать из той или иной книги. Подход остался,
а ценности изменились. Изменилась
проблематика момента. Теперь главное – обеспечить встречу ребёнка с
литературным текстом, иначе он будет строить своё восприятие мира на
аудиовизуальных источниках информации, апеллирующих больше к эмоциям, чем к
разуму. И если школьное преподавание не
перестроится, оно эту задачу не решит.
Фактически, мы ведем борьбу за способность человека к слову. Нам грозит обращение в
бессловесность. Как говорящие животные Нарнии («Хроники Нарнии» К.С. Льюиса),
выбравшие сторону зла, утратили эту свою способность, так можем утратить и мы. Но
потерявший человеческое состояние человек становится не животным, а
превращается во что-то значительно худшее.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наверх |