ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Проблема литературы

Проблема литературы

Печать
04.07.2016 г.

По результатам опроса читателей "Культуролога"

 

На нашем сайте завершился опрос, призванный выявить основную задачу школьного предмета «Литература».  Результаты опроса в % выглядят так:

привить детям навыки самостоятельного чтения

 

42.2

 

научить ребёнка излагать свои мысли

 

17.2

  

познакомить с лучшими художественными произведениями

 

17.2

  

всё сразу. Поэтому предмет "Литература" невозможен

 

12.5

  

познакомить с азами литературоведения

 

4.7

  

научить основам работы с текстом

 

3.1

  

другое

 

1.6

  

изучить основную проблематику мировой литературы

 

1.6

  

дать очерк истории литературы

 

0

  

 

Таким образом, большинство считает, что главная задача школьного предмета – научить детей самостоятельно читать книги. Иными словами, дети должны полюбить читать. Хотелось бы, чтобы выйдя из школы, дети сохраняли какие-то взаимоотношения с литературой, чтобы книга сопутствовала им по жизни.

Это – знак времени.  Очевидно, что методика преподавания литературы решает совсем не эту задачу. В ребенка вкладывают конкретные знания, при этом он часто получает отвращение если не к самому процессу чтения, то к тем произведениям, которые подлежат особо тщательному разбору.  Этот подход достался нам в наследство от прошлого времени, когда  умение читать и навык чтения художественной литературы казались естественными ценностями.  Человек тянулся к книге, и ему следовало объяснить, как надо читать, что читать и что вычитывать из той или иной книги. Подход остался, а ценности изменились.  Изменилась проблематика момента. Теперь главное – обеспечить встречу ребёнка с литературным текстом, иначе он будет строить своё восприятие мира на аудиовизуальных источниках информации, апеллирующих больше к эмоциям, чем к разуму.  И если школьное преподавание не перестроится, оно эту задачу не решит.  Фактически, мы ведем борьбу за способность  человека к слову. Нам грозит обращение в бессловесность. Как говорящие животные Нарнии («Хроники Нарнии» К.С. Льюиса), выбравшие сторону зла, утратили эту свою способность, так можем утратить и мы. Но потерявший человеческое состояние человек становится не животным, а превращается во что-то значительно худшее.

Н.П. Богданов-Бельский За книжкой

Николай Богданов-Бельский "За книжкой", 1915 

Теги:   Книги  Школа


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение