Волжский свет |
09.07.2016 г. | |
В Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (г. Саратов) с 8 июля по 9 октября 2016 г. проходит выставка "Волжский свет", на которой представлены 25 произведений Владимира Кашкина, написанные в 1920-1930-х годах.
Выставка произведений В. И. Кашкина в музее-усадьбе В. Э. Борисова-Мусатова не случайна. Интересен тот факт, что в 1920-х годах среди художников и преподавателей художественного училища родилось предложение открыть во флигеле В. Э. Борисова-Мусатова музей «Нового искусства имени художника В. Э. Борисова-Мусатова». Почти столетие отделяет нас от этой идеи. Современные выставочные проекты мемориального музея В.Э. Борисова-Мусатова как бы возрождают утраченные традиции, протягивают нити преемственности между поколениями саратовских художников: Живописные произведения Владимира Кашкина, представленные на выставке, отражают разные направления его творчества. За свою недолгую жизнь В. И. Кашкин проделал стремительную творческую эволюцию, оставив после себя прекрасные образцы лирического пейзажа. В жизнерадостных, красочных произведениях замечательного саратовского мастера отражены колорит эпохи, приметы времени, непреходящая красота природы. Критики 1920-х годов, современные искусствоведы единодушно отмечали колорит, особый свет, наполняющий этюды и картины художника, лиризм многих его произведений. Это не удивительно. Ученик А. И. Савинова, П. С. Уткина, В. М. Юстицкого он органично впитал в себя традиции французского импрессионизма, ощутил влияние В. Э. Борисова-Мусатова, П. В. Кузнецова. Во многих произведениях художника слышны нотки влияния французской живописной культуры. В натюрморте «Осётры и севрюга», 1930, при помощи искромётного колористического решения переданы роскошные дары Волги, в «Голубом пейзаже», 1927, торжествует глубокий синий цвет, вызывают восторг ослепительно-белые «Яхты», 1936, отражающие особый фиолетово-синий волжский свет. В простых деревенских пейзажах, выполненных в пленэрно-декоративной манере, «Пейзаж с курами», «На пруду», «Пейзаж с белыми домами», «Весенний пейзаж» угадывается особое лиричное настроение, созвучное с живописью П. С. Уткина. Но в произведениях В. И. Кашкина проявляется и радостное, праздничное начало жизни. В картинах присутствует красный цвет, который как бы «зажигает» полотно, заставляет его звучать ярче. Даже в этюде «Волга осенью», где при помощи изобразительных приёмов мастерски передаются хмурость, ветреность, свежесть волжского дня, горит капелька красного – флажок на буксирном пароходике. Тема Волги ключевая в творчестве художника. Пейзажи «На Волге», «Лодочная пристань» и другие объединяют точное композиционное решение, передающее особенности нижневолжского пейзажа: безграничность небесной и водной глади, отделённые друг от друга тонкой полоской земли, где взгляд невольно убегает за горизонт. Передний план заполняют постройки, причалы, баржи, фигурки людей, составляющие кипучую, пёструю береговую жизнь. В камерных работах «Пруд на станции Малаховка», 1936, «Купание на реке» художник подчёркивает гармонию природы и жизни людей. Советское время требовало от художников, писателей, композиторов прямого участия в отражении меняющейся действительности. Вспомним слова Владимира Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть». Существовал идеологический диктат тем, несущий, казалось бы, благую цель: отразить нарастающую мощь советского труда. Лучшие произведения того времени, посвящённые индустриализации огромной страны, обладают своей бесспорной эстетикой. Объективно, в этих полотнах художники сохранили для истории величие и трагизм эпохи, передали колоссальное напряжение человеческих сил. Гул времени, обжигающий жар «горячего» цеха – сюжет картины В. И. Кашкина «Заводской цех». Но и здесь художник верен себе. В картине нет нарочитой бравурности и фальшивого оптимизма. Отражая рабочие заводские будни, она решена в любимом для художника цветовом решении, полном прозрачности и света, слегка декоративна. «Ремонт буксирных пароходов», 1933, пожалуй, тоже можно отнести к теме труда и человека, однако доминанта оттенков красного цвета, композиция произведения, некоторая декоративность изображения подчеркивают преобладание живописного начала картины. Лирическим восприятием мира наполнены «Пушкинская площадь. Москва», «На Сретенском бульваре», 1937, написанные художником в последний год жизни в Москве. | |
Наверх |