Миражи "золотого" века |
«Не
говори: «Отчего это прежние дни были
лучше нынешних?» Потому что не от мудрости ты спрашиваешь об том» (Екклесиаст. Гл.7)
«Прошлое
предлагает альтернативы неприемлемому
настоящему. В прошлом мы находим то,
чего недостает нам сегодня» (Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. М.,2004.
С.101) Призраки
прошлого сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Они есть в каждой культуре и, чем дальше, тем
более множится их число. Обычно это «золотой век» в самых разных обличиях, реже – «проклятое
прошлое» и еще реже – лишенное эмоциональной окраски былое. Людям
свойственно недовольство настоящим и
свое представление о том, как могло (должно) быть, они переносят на прошлое.
Образ «золотого века» тесно связан с
самосознанием породившей его культуры, а потому для изучения менталитета той или иной эпохи, народа или социальной группы важно проанализировать свойственные им фантомы прошлого. В каждой
культуре есть несколько образов прошлого, но есть один, наиболее любимый. Так и
в жизни отдельного человека: он хранит воспоминания о тех или иных ее периодах,
но есть время, которое он считает своим «золотым веком». Ностальгия
о былом в древних обществах – основная тема работ М.Элиаде «Миф о вечном
возвращении» и «Священное и мирское». «Ностальгия по Началу есть ностальгия
религиозная, – заметил исследователь. –
Человек желает обнаружить активное присутствие богов, он стремится
жить в свежем, чистом и «сильном» Мире,
в таком, каким он вышел из рук Творца (…). Желание жить в присутствии божества,
в совершенном мире соответствует ностальгии по раю»[22,c.295]. В мифологии народов мира,
считал М.Элиаде, существуют представления о Священном и Мирском времени.
Священное время – это время Священной истории, когда люди постоянно ощущали
присутствие Высших сил, когда Небесная Воля была явлена непосредственно и
зримо. Мирское время – это недавнее прошлое и современность, время серости и
упадка, когда присутствие Божества обнаруживается лишь изредка и смутно. Между
Священным и Мирским временем лежит непреодолимая преграда, это принципиально
разные эпохи, однако Священное время периодически вторгается в Мирское,
чудесным образом преобразуя и озаряя его. Это происходит во время праздников,
когда события из жизни богов и героев не просто вспоминаются и отмечаются – они
переживаются так, как будто происходят в настоящем. Это происходит во время
совершения ритуалов, когда воспроизводятся не просто какие-либо действия, но
сама реальность, с которой они когда-то были связаны. Впрочем, в традиционных
обществах любое действие, любое событие приобретает смысл и значение вследствие
своей связи с аналогичным действием или событием в Священном времени, Лишь
тогда обретают они право на существование, когда находят свои образцы, свои первообразы
в Великом Прошлом. Таким образом, настоящее можно уподобить платоновской пещере,
где томятся закованные в цепи узники, а прошлое – единственно реальному, светлому
миру идей, отбрасывающего тени на стены пещеры.
Но
все меняется – меняются и образы Священного Времени. Постепенно они
секуляризируются, утрачивая непосредственную связь с религией, и вместо богов и
героев их начинают заполнять «славные предки». Однако стремление к
благоговейному почитанию прошлого,
стремление искать и находить в нем оправдание настоящему остаются неизменными.
Переселенное из области мифа в область истории Священное Время становится более
пластичным и изменчивым, и вот выясняется, что не оно детерминирует настоящее,
а, наоборот, настоящее подстраивает под себя образы «Великого Прошлого» – дабы
потом было удобнее следовать заветам «славных предков». Конечно, так было
всегда. Образы прошлого всегда конструировались настоящим, однако, чем
быстрее и кардинальнее они менялись, тем
очевиднее становилась эта зависимость. Неудивительно, что во второй половине ХХ
века в исторической науке появляется
особое направление – история памяти, которая изучает не реальное прошлое, а
непрестанно меняющиеся воспоминания о нем. «Прошлое переосмысляется с точки
зрения меняющегося настоящего. История в этом смысле – это игра настоящего и
прошлого»[17,c.19],
– считал Б.А.Успенский. Сходные идеи неоднократно высказывали и другие
исследователи исторической памяти. Считается,
что «золотой век» (именуемый, правда, золотым родом или поколением) впервые упоминается в поэме Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.) «Труды и дни». Это время правления Кроноса, когда люди жили, «как
боги, с спокойной и ясной душою, / Горя не зная, не зная трудов» (пер.
В.В.Вересаева). В литературе Древнего
Рима данный образ обогащается новыми чертами. Если Гесиод говорил
преимущественно о благополучной жизни людей «золотого века», то римские авторы акцентируют
внимание на их нравственных качествах и разумной общественной жизни. Наиболее
полная картина «золотого века» – в поэме Овидия «Метаморфозы» (гл.1, 15). Кроме
того, его описания содержатся в «Любовных элегиях» Овидия, «Буколиках» и
«Георгиках» Вергилия, сатирах Ювенала,
«Нравственных письмах к Луцилию» Сенеки и в других произведениях. Каковы же, по
мнению римлян, основные черты «золотого века»? Во-первых,
простая и счастливая жизнь в гармонии с природой. В эпоху «золотого века» люди
не терзали землю, и она без принуждения давала своим детям все необходимое.
Люди не покушались на ее недра и не занимались мореплаванием. Они
довольствовались самым необходимым, не покушаясь на свободу природы и других
людей. Во-вторых, тогда не было войн, ибо людьми не владела жажда наживы.
В-третьих, у людей «золотого века» не было юридических норм; они соблюдали
справедливость, следуя естественному закону. Наряду
с образами мифического «золотого века» в конце эпохи гражданских войн и начале
периода Империи появляется исторический образ «золотого века». Это –
республиканское прошлое. Его прославляли Гай Саллюстий Крисп (Заговор
Катилины), Тит Ливий (История от основания Рима), Сенека, Гораций, Ювенал и
другие. Его черты, как и черты
мифического «золотого века», прямо противоположны современности. Прежде
всего это простая, естественная, лишенная роскоши жизнь (как в мифическом
«золотом веке»), которая, по мнению многих римских авторов, была главным
залогом всех остальных добродетелей предков. Перечисляя их, они акцентируют
внимание на былом единстве и сплоченности римского народа, самопожертвовании,
альтруизме, пренебрежении личным благополучием и преданности государственным
интересам («Скромны доходы были у каждого, но умножалась общая собственность»,
– пишет Гораций (пер. Н.Шатерникова)), прочности семейных уз, женской
добродетели и почитании старших. Таким
образом, в Древнем Риме сформировались
основные черты «идеального прошлого», которые из века в век станут повторяться
в культуре самых разных народов.
Разумеется, эти черты будут усложняться и умножаться, но суть мечтаний о
«добром старом времени» останется
неизменной. На протяжении веков
излюбленной эпохой в европейской культуре была Античность. В Средневековье
любовь к ней борется со страхом (ведь Античность – это язычество). В эпоху
Возрождения он ослабел, но не исчез окончательно, временами прорываясь наружу
(вспомним успех проповедей Савонаролы
среди гуманистов и художников). В XVIII веке культ Античности достиг
своего апогея, ибо отныне его не сдерживали никакие религиозные сомнения. Однако на рубеже XVIII-XIX веков, в начале эпохи романтизма,
у него появился сильный соперник – Средневековье. В чем же секрет его успеха? Эпоха
романтизма характеризуется ростом
национального самосознания, стремлением к поискам национальной идентичности и
ее истокам. Но где их найти? Античность – общий идеал прошлого, общая копилка
эстетических идеалов, исторических примеров и уроков. Иное дело –
Средневековье. Оно у каждого свое, и именно в нем романтики искали свои корни.
Любовь
к Средневековью была связана и с появлением новой эстетики. Если классицисты
настаивали на ведущей роли разума в создании произведений искусства, то
романтики, воскресив древнегреческую идею о боговдохновенности творчества,
подчеркивали его стихийность, бессознательность,
неподвластность рассудку. И в средневековом искусстве романтиков привлекало как раз то, что отвращало
классицистов, – отсутствие чувства меры
и обращенность в бесконечность. Гибель
многих иллюзий XVIIIвека и прежде всего утрата веры во всесилие разума и его способность изменить к
лучшему жизнь общества также способствовали популяризации светлых образов
Средневековья. Чистая, незамутненная, искренняя вера средневековых людей
противопоставлялась скептицизму и безверию современников; родственные и
личностные связи средневекового общества
противопоставлялись формальным юридическим и экономическим отношениям,
связывающим современных людей; труд средневекового ремесленника, изготовлявшего
свое изделие от начала до конца, противопоставлялся изматывающему однообразному
труду современного рабочего. Однако
самое главное, что, по мнению романтиков, выгодно отличало Средневековье от
серой и чопорной современности, так это интенсивность и яркость жизни, сильные
эмоции, глубокие и искренние чувства. Увлечение
Средневековьем в эпоху романтизма было характерно для
всех европейских стран, но особенно заметно оно в немецкой и русской культурах.
Отчасти это можно объяснить неразвитостью политической жизни в германских
землях и Российской Империи, в результате чего интеллектуальные и творческие усилия
мыслящей части общества были обращены в прошлое, противопоставленное
настоящему. Отчасти культ Средневековья был связан с усилением национального
самосознания, связанным с борьбой против Наполеоновской Франции. Заметную роль
в его распространении сыграла поддержка власть имущих, увидевших связь между
преклонением перед Средневековьем, усилением патриотизма и укреплением
своего господства, укорененного в Великом Прошлом. Первый
талантливый апологет Древней Руси – князь М.М.Щербатов (1733-1790), автор книги
«О повреждении нравов в России», полный текст которой увидел свет лишь в конце XIX века. М.М.Щербатов отнюдь не
идеализирует допетровскую Русь. Правда, он отзывается не без симпатии об образе
жизни предков, и его характеристики древней Руси впоследствии встречаются у европейских и
русских романтиков, вздыхающих о «своем»
средневековье. В частности, он пишет о простом образе жизни представителей высших сословий, о святости родственных уз, о
твердости религиозных устоев, однако осуждает
бесправное положение женщин, местничество, суеверия и предрассудки.
Преобразования Петра Iбыли, по мнению М.М.Щербатова, по существу разумны и оправданы, и Россия
добилась блистательных и быстрых успехов в области внешней политики и
просвещения, но эти же самые преобразования и успехи привели в конце концов к
плачевным результатам, а именно к порокам и преступлениям царствования
Екатерины II.
Книга М.М.Щербатова глубоко пессимистична, и его историческая логика сродни
Титу Ливию. В свое время Тит Ливий, повествуя о победах римского оружия, показал,
что именно эти успехи стали причиной
несчастий современной жизни (расширение территории государства привело к утрате
единства, военные трофеи пробудили любовь к роскоши и раздоры и т.д.). Следуя
этим рассуждениям, М.М.Щербатов, с похвалой отзываясь и о «добром старом
времени» и о преобразователе, показал
историческую обреченность близкой его
сердцу эпохи и любых, даже самых необходимых и разумных реформ. Впрочем,
рассуждения М.М.Щербатова не имели
никакого влияния ни на современников, ни на тех его соотечественников,
которые полвека спустя, вместе с другими европейскими романтиками, искали в
Средневековье «особый путь» для своей
страны.
Итак,
в Средневековье европейцы и русские
видели истоки своей национальной идентичности, но тем не менее их
описания этой эпохи нередко совпадают. Однако
есть и отличия. То, что славянофилы воспринимают как особенности русского
народа, европейские авторы обычно считают особенностями средневекового человека
(или просто человека из «доброго старого времени»), не связывая их напрямую с
его национальностью. Особенно много общего имеют образы немецкого и русского
Средневековья. Среди наиболее интересных источников, помогающих увидеть
некоторые параллели, – сочинения славянофилов (К.С.Аксаков «Об основных началах
русской истории»; Киреевский И.В. «О
характере просвещения Европы и его
отношении к просвещению России»;
Хомяков А.С. «По поводу статьи
И.С.Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России»»), «Фантазии об
искусстве» и «Сердечные излияния монаха, любителя искусства» В.-Г.Вакенродера,
книга известного социолога Ф.Тённиса «Общность и общество» и написанные во
время Первой мировой войны «Наблюдения аполитичного» Т.Манна, в которых
особенно отчетливо прослеживается сходство немецких и русских идей относительно
своего прошлого и настоящего. Перечислим
универсальные черты образов немецкого и русского Средневековья. 1. Глубокая
религиозность. Религия пронизывала всю жизнь людей, определяя их мировосприятие
и поступки. 2. Цельность натуры средневекового человека 3. Святость семейных уз,
супружеская верность, почитание родителей. 4. Доброта и простодушие (Вакенродер
восхищается «тихим серьезным характером» немцев XVI века). 4. Средневековое общество –
общество социальной гармонии. 5. Только в Средневековье народ обладал в полной
мере своим национальным характером и своей национальной, самобытной культурой. 6. Аполитичность и «гордое послушание» (по
выражению Т.Манна) по отношению к государственной власти, воспринимаемой как
неизбежное зло, – одна из основных черт национального характера
народа, отличающая его от западных соседей (для русских это – Западная Европа,
для немцев – Франция). 7. Средневековье
– не только достояние прошлого. Оно осталось в жизни простого народа. Во второй половине XIX века в Германии появляется интерес
к национальному язычеству, что во многом было связано с творчеством Вагнера. В
начале ХХ столетия он заметно возрос,
сопровождаясь усилением
национализма, антисемитизма, ослаблением влияния христианства и
постоянной критикой современно общества, осуждаемого за эгоизм, индивидуализм и
неспособность к самопожертвованию. Вот
почему многие немецкие интеллектуалы приветствовали начало Первой мировой
войны, видя в ней тот очистительный огонь, которой превратит эгоцентричного
ленивого бюргера в героя, достойного великих предков, и сплотит народ в единое
целое. Эти иллюзии оказались удивительно живучими. Они пережили Первую мировую
войну и стали прелюдией новой, еще боле страшной катастрофы. Впрочем, не о ней
ли еще в 1834 году писал Г.Гейне: «Христианство (…) несколько ослабило грубую
германскую воинственность, но искоренить ее не смогло, и если когда-либо
сломится обуздывающий талисман, крест, то вновь вырвется наружу дикость древних
бойцов, бессмысленное берсеркерское неистовство (…). Этот талисман ослабел, и
настанет день, когда он обрушится (…). Тогда (…) восстанут старые каменные боги
(…), и, наконец, поднимется на ноги Тор (…) и разгромит готические соборы. (…) В
Германии будет разыграна пьеса, в сравнении с которой Французская революция
покажется лишь безобидной идиллией»[5, c.200-201].
Это не только
уникальное по своей точности пророчество. Это напоминание о том, что любая
игра, в том числе и с прошлым, если ею слишком увлечься, может закончиться
трагически. И еще: историческое и культурное наследие, иными словами, «наше
прошлое» - не только «золотой век», источник гордости, восхищения
или умиления. Это и то, о чем писал А.С.Хомяков в стихотворении «Не говорите:
то былое…», это темное и тяжелое бремя внутри каждого народа и человека, которое
надо понять и преодолеть. Литература 1. Аксаков
И.С. По поводу празднования 1000-летия России // К.С.Аксаков, И.С.Аксаков.
Избранные труды. М.:Роспэн, 2010. 2. Аксаков
К.С. Об основных началах русской истории
//Аксаков К.С., Аксаков И.С. Избранные труды. – М.:Роспэн, 2010. 3. Вакенродер
В.-Г. Рассказ о том, как жили старые немецкие художники, где в качестве примера
будут показаны Альбрехт Дюрер и отец его Альбрехт Дюрер Старший //Вакенродер
В.-Г. Фантазии об искусстве. – М.: Искусство, 1977 4.
Время – история – память.
Историческое сознание в пространстве культуры. Под ред. Л.П.Репиной. – М.:ИВИ
РАН, 2007 5. Гейне
Г. К истории религии и философии в Германии. – М.: Прогресс, 1994 6. Диалоги
со временем. Память о прошлом в контексте истории. Под ред. Л.П.Репиной. М.:
ИВИ РАН, 2008 7. Карамзин
Н.М. Записка о древней и новой России. М.:Наука, 1991 8. Киреевский
И.В. О характере просвещения Европы и
его отношении к просвещению России //Киреевский И.В. Духовные основы
русской жизни. – М.: Институт русской цивилизации, 2007 9.
Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна.
– М.,2004 10. Песков А.М. Германский комплекс славянофилов
// Россия и Германия: опыт философского диалога. М.,1993 11. Тённис Ф. Общность и общество. – СПб.: Владимир Даль, 2002 12. Томан И.Б. Образы XVIII века в сочинениях И.С.Тургенева // Тургеневский сборник. Вып.4. - М.: Тургеневское общество, 2007. - С. 41-56 13. Томан И.Б. Ностальгия о «золотом веке» в русской и немецкой культуре XIX века // Тургеневские чтения. VI. М.: Книжица, 2014. С.32-52 14. Томан И.Б. Образы «золотого века» в культуре Европы и России // Диалог культур: Россия – Запад – Восток. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения». Москва – Ярославль: Редмер, 2013. С. 83-89 15. Томан И.Б. Образы XVIII столетия в европейской и русской культуре (конец XVIII-начало ХХ века) // Актуальные вопросы изучения духовной культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия – Запад – Восток. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XV Кирилло-Мефодиевские чтения”. 13 мая 2014 года. М-Ярославль:Ремдер, 2014. – С.240-250 16. Томан И.Б. Из истории культа руин в Европе и России // Актуальные вопросы изучения духовной культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия - Запад - Восток. Материалы Международной научно-практической конференции "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVКирилло-Мефодиевские чтения". 19 мая 2015 года. Москва-Ярославль: Редмер, 2015. С. 192-206 17. Успенский
Б.А. История и семиотика // Успенский
Б.А. Этюды о русской культуре. – СПб., 2002 18. Хомяков
А.С. По поводу статьи И.С.Киреевского «О
характере просвещения Европы и его отношении к
просвещению России» // Хомяков А.С. Избранные статьи и письма. – М.:
Городец, 2004 19. Шлегель
Ф. Путешествие во Францию //Шлегель Ф.
Эстетика. Философия. Критика. Т.2.
М.,1983 20. Щербатов
М.М. О повреждении нравов в России // “О повреждении нравов в России» князя
М.Щербатова и «Путешествие» А.Радищева. М., 1983 21. Эксле
О. Миф о средневековье // Одиссей –1999.
М., 1999 22. Элиаде
М. Миф о вечном возвращении; Священное и мирское //Элиаде М. Миф о вечном
возвращении.– М.: Ладомир, 2000 23. Mann Th. Betrachtungen eines Unpolitischen. –
Frankfurt am Main, 1983
Томан Инга
Бруновна, канд. ист. наук, доцент Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина | ||||||
20.07.2016 г. | ||||||
Наверх |