ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Нико Пиросмани в Музее им. М.А.Врубеля

Нико Пиросмани в Музее им. М.А.Врубеля

Печать
26.07.2016 г.

Со 2 по 28 августа в Омском областном музее им. М.А, Врубеля пройдет выставка произведений одного из признанных и почитаемых художников начала прошлого века – Николая Пиросманишвили, прозванного Нико Пиросмани. Выставка организована в рамках Дней Москвы в Омской области и приурочена к 300-летию города Омска.

 

В экспозицию вошли 19 живописных работ, созданных Пиросмани в 1910-е годы, в наиболее плодотворный период его творчества.
 
Николай Пиросманишвили предположительно родился в 1862 году в бедной крестьянской семье в селе Мирзаани (Кахетия). Учился у странствующих художников, расписывавших вывески лавок. Самостоятельно начал работать со второй половины 1890-х годов, писал вывески для торговых заведений, декоративные панно, украшавшие духаны, картины и портреты на заказ. По большей части ему приходилось пользоваться красками собственного изготовления и определенного цветового набора, который при первом взгляде может показаться аскетичным, однако, в этой колористической лаконичности проявился незаурядный дар художника, склонного к монументальной форме, тяготеющей к особой целостности образа. Помимо картона и холста, он часто писал на клеенке.
 
Существенную часть сохранившихся работ Пиросмани, вероятно, как и утерянных, составляют вывески. Этот жанр в художественной практике конца XIX – начала XX века был чрезвычайно популярен. В составе экспозиции есть уникальная работа – вывеска для духана, владельцем которого был некий Созашвили, – «Компания заходите!». Интересен и портрет самого Созашвили, в приветственном жесте поднявшего руку с рогом вина. Часто повторяющимися и излюбленными мотивами у Пиросмани всегда оставались сцены грузинских застолий. В его творческом наследии немалое значение имеют и анималистические образы, но животные в его картинах не совсем похожи на свои реальные прообразы. Можно сказать, что все его изображения зверей «очеловечены», наделены своей «эмоцией», своим индивидуальным характером.
 
Пиросмани как художник долго не имел никаких контактов с представителями художественного мира. Только в 1910-х годах в профессиональных кругах Тифлиса к его творчеству появился интерес. Художник-футурист Кирилл Зданевич и его брат поэт Илья Зданевич открыли художественному сообществу талант Пиросмани. Он становится известным и востребованным как художник. Однако, несмотря на популярность в конце жизни, Нико остается бедняком, продолжает писать картины за еду, а мировая слава приходит к нему только после его смерти.
 
Смерть Пиросмани трагична, он скончался в Тбилиси 5 мая 1918 года. Его обнаружили в подвале дома на Молоканской улице, больного и беспомощного, три дня пролежавшего в одиночестве. Через полтора дня в больнице, куда его отвезли, он скончался. Местонахождение его могилы неизвестно.
 
Доброе и искреннее искусство Нико Пиросмани покоряет своей непосредственностью, художественной самобытностью и чистотой. Как художник и творец, он от рождения был наделен абсолютным чувством гармонии. 
 
Нико Пиросмани. Пир. 1910-е. Клеенка, масло. Из собрания Московского музея современного искусства
 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение