Почему учреждения культуры взращивают антикультуру |
16.08.2016 г. | ||
На примере Брянского государственного краеведческого музея
Современная жизнь напрочь лишена
ощущения надёжности. Твёрдая почва может быть выдернута из-под ног в любой
момент. Например, смотришь, – на первый
взгляд перед тобой несомненное учреждение культуры. Чем должно заниматься
подобное учреждение? Очевидно, приобщением к культурным образцам, духовным
воспитанием, развитием личной и социальной культуры. Но стоит приглядеться
внимательнее, – бац, и обнаружится что-то, относящееся не столько к культуре,
сколько к её антиподу, то есть к антикультуре. С одной стороны, учреждение,
вроде бы, имеет совершенно правильные ориентиры и в основном созидает человека,
которого мы все хотим наблюдать – нравственного, образованного, культурного. А
с другой стороны – не забывает разбавлять эту деятельность такими мероприятиями,
которые действуют словно ложка дёгтя в бочке мёда; и человек понимает, что
правильное – это лишь официальный фасад, а актуальная реальность рисуется
совсем другими красками. Допустим, учреждение называется
Брянский государственный краеведческий музей. В постоянной экспозиции – и археологические
находки, и средневековый быт, и местная флора и фауна, и история партизанского
движения в годы Великой Отечественной войны. Проводятся экскурсии. Налицо серьёзная
просветительская работа. Всё как положено. И на тебе – этим летом в
музее развернута выставка «Vossтание машин».
В рекламе говорится, что это – «обитатели разных планет». На самом деле речь идёт о роботах –
персонажах компьютерных игр и фантастических фильмов. Роботы большие – по два-три
метра. Наличествуют световые и звуковые эффекты. Целевая аудитория – дети. Выставка – прямо экстракт
антикультуры какой-то. На самом деле детям
ведь предлагается просто окунуться в некоторую, не очень здоровую атмосферу.
Ничего нового они для себя не узнают. Не
выставка, а аттракцион, при этом самого вульгарного пошиба, построенный на
образах, глубоко чуждых русской цивилизации. Самое печальное, что Брянский
краеведческий музей – это лишь частный случай. После Брянска выставка, скорее
всего, поедет в другой город. Как ездят из города в город гигантские рычащие модели
динозавров. Да и иного антикультурного материала выставляется немало. Могут «проколоться»
не только музеи, но и картинные галереи,
и даже библиотеки. Почему музей принимает такую
выставку, вроде бы, понятно: деньги. Летом экскурсий немного – студентов и школьников
не ожидается. Вне экскурсий регулярную экспозицию и обыкновенные (музейные)
выставки дети могут посещать бесплатно. А тут с каждого ребенка – 150 рублей.
Захотел ребенок сфотографироваться на фоне робота – ещё 50. Что-то из этих
денег идёт и самому музею. За чечевичную
похлёбку некогда Исав продал своё первородство. Сегодня культурное учреждение
считает возможным зарабатывать на антикультуре. И ведь на антикультуре
действительно можно заработать. А на культуре? Краеведческий музей – вполне понятная
специализация. В каком бы городе ни находился такой музей, легко предсказать,
что войдёт в его экспозицию. Предсказуемость снижает интерес. Очереди из
посетителей на входе ожидать не приходится.
Можно, конечно, разрабатывать историю родного края, откапывать в ней
что-то действительно интересное, о чём ещё не говорилось. Но это – большая работа,
для которой нужны люди, а людям надо платить. И кто способен оценить такую
работу? Представим себе, допустим, выставку по истории святых мест данного
края. Придёт ли на неё столько же детей, сколько набежит посмотреть на динозавров
или роботов? Далее, предположим, что мы готовы заменить просветительскую выставку
выставкой-аттракционом, но хотим сделать её в рамках традиционной русской культуры
– каким материалом мы можем воспользоваться? Не строить же капище, чтобы
поселить в нём Кащея или Бабу-Ягу (такие проекты, кстати, тоже встречаются). Выходит, проблема гораздо
масштабнее, чем желание или необходимость обеспечить доходную базу учреждений
культуры с помощью антикультурных мероприятий. Суть проблемы в том, что
отсутствует живой, актуальный и интересный обществу культурный контекст. Учреждения культуры не могут его нащупать и
предложить публике (порою могут, но, к сожалению, это –
исключения, а не правило). А тот
контекст, который правомочно назвать культурным и который мог бы быть
интересным, публика, в основном, не готова воспринимать, поскольку вкус её сбит,
и она приучена совсем к другой духовной пище, так сказать к анчоусам – с привкусом
духовного разложения. Проблема явно быстрого решения не имеет. Однако кое-что несомненно: антикультура в культурные учреждения проникать не должна. Необходимо иметь качественные фильтры, отсекающие подобные вещи, неважно, что это будет сокращать популярность и доходность музеев, выставочных залов и библиотек. Доходность и посещаемость нужно повышать иными методами. Задача государственных учреждений культуры – обеспечивать культурную планку. Мы должны быть уверены, что, обращаясь в государственное учреждение, мы погружаемся в настоящую культуру, а не в яму со сточной водой. Без этого ситуацию переменить не удастся.
| ||
Наверх |