Николай Андреев. Серпухов. Россия. |
18.08.2016 г. | |
До 11 сентября в Галерее Классической Фотографии (Москва) проходит выставка "Николай Андреев. Серпухов. Россия".
В 1906 году, когда Николай Андреев только начинал снимать, в фотоискусстве преобладало живописное направление. Съемка была лишь началом большого художественного процесса создания фотографии. Фотографы-пикториалисты в своём творчестве использовали так называемую «облагораживающую технику» позитивной печати – масляный процесс, бромойль с переносом, гуммиарабик. При финальной обработке отпечатка в ход шли даже даже кисти, которыми пользовались художники. В итоге получалось нечто совершенно не похожее на привычную нашему времени фотографию – снимок становился произведением сродни искусству импрессионизма. Позитивный процесс фотопечати был для фотографа решающей стадией работы. Николай Андреев вносил в печать ему одному известные приемы, автор тоже часто пользовался кистью, варьировал снимки в тонах сепии, в тонах синеватого или зеленоватого цвета. Благодаря именно такому, сугубо художественному подходу снимки Андреева вошли в «золотой фонд» отечественного фотоискусства. Самые известные произведения Андреева – пейзажи и жанровые композиции. Объекты его творчества – мир русской деревни, человек за повседневным трудом, и конечно – пейзаж. Художник снимал в окрестностях Серпухова, на берегах рек Оки, Протвы, Нары, Скниги. Художник, долго выбирал точку съемки, нужное состояние природы. «...Он утвердил в фотографии то, что когда-то открыл Тютчев в русской поэзии: монументальность малых форм. Тайной, нездешней тайной, тревожной и радостной дышит живое пространство его картин. Его жизнь и его наследие разделили судьбу России, но и того, что счастливо сохранилось, достаточно, чтобы открыть, наконец, художника широкому зрителю и утвердить ею имя в истории нашей культуры», - говорит об Андрееве Георгий Колосов, председатель художественного совета Союза фотохудожников России. Специалисты называют 1920-е годы – «золотым периодом» Андреева, временем творческой зрелости мастера. Именно тогда работы Андреева экспонируются на и зарубежных выставках, получают восторженные отклики специалистов. Произведения художника высоко ценятся среди зарубежных фотографов. Европейские издания по фотографии писали в те годы об Андрееве: «Мы должны отвести почетное место творчеству русского художника Андреева. Это творчество не укладывается в рамки обыкновенной техники: художник показывает совершенно новые приемы и открытия, исключительно ему свойственные... Нет страны, где бы не восторгались его произведениями. Они участвуют во многих международных выставках и везде пользуются заслуженным успехом». Как часто в России случается, на родине его творчество стало популярным только после успеха за границей. Только в 1929 году в Серпуховском художественно-историческом и краеведческом музее состоялась первая персональная выставка Андреева. Однако, успех был недолгим. Именно в этот период началась государственная критика и гонения направления искусства, которым занимался Андреев. После участия в выставках «10 лет советского фотоискусства» (1928) и «Мастера советской фотографии» (1935) Андреев подвергался критике за формализм и упадничество. Пытаясь выйти из ситуации официального запрета, Андреев в 1937 году с группой московских и провинциальных фотографов (в которую также входили А. Родченко, А. Шайхет, Б. Игнатович, Л. Шокин и др.) совершает поездку по новому каналу «Москва-Волга», но представляет на выставку пейзажи в своем традиционном пикториальном стиле. Его работы по-прежнему критикуются государственной пропагандой. В начале 1940-х годов Николай Андреев тяжело заболел, что привело к парализации и потере речи. Умер Николай Андреев в Серпухове, в 1947 году.
| |
Наверх |