У времени в плену |
01.09.2016 г. | |
До 16 октября 2016 г. в Центре фотографии Март (Екатеринбург) проходит выставка "У времени в плену".
Тема выставки «У времени в плену» — деревня с ее укладом жизни, уходящим в прошлое под натиском прогресса. Но судьба деревни может быть понята как метафора истории, а выставка — как размышление о человеке, природе и искусстве в их взаимоотношениях со временем. Выставка объединила авторов разных поколений и фотографии, сделанные на временном отрезке в 30-40 лет. Название заимствованно из стихотворения Бориса Пастернака «Ночь». Большая часть выставки состоит из работ Галины Лукьяновой и Михаила Голосовского – классиков отечественной фотографии. Много лет они живут в дали от крупных городов, в уединении сельской жизни, что не мешает создавать выдающиеся произведения. Галина Лукьянова заявила о себе в 70-80-е годы. Это было время, когда к фотографу относились как к солдату в идеологических войнах, а искусство фотографии не было признано на официальном уровне. Лукьянова своим творчеством опровергала эту точку зрения. Казалось бы, она фотографировала простые вещи: кухню, дом, двор, свою деревню, разрушенную церковь, но не знает равных ее талант увидеть поэзию в обыденном и поразительное чувство света. Ей присущи ностальгия по уходящему в прошлое миру русской деревни и, одновременно, восхищение величием и мощью природы. Фотографии Галины Лукьяновой и Михаила Голосовского в авторской печати предоставлены на выставку Музеем российской фотографии (Коломна, Московская обл.). Для молодого фотографа Анастасии Цайдер деревня - миф и предание. Из книг, картин и кинофильмов сложился для нее идеальный образ деревни, и лишь затем она отправилась на его поиски в реальной жизни. Анастасия работает в сложном жанре интерьера, где в кадре нет людей и событий, только вещи. Но предметный ряд несет в себе этнографический и символический смысл, являясь и документом для ученого, и образом для художника. На выставке представлены фотографии Анастасии Цайдер из проекта «Мценск». Он был показан на главном европейском фотофестивале Rencontres d’Arles и вошел в шорт-лист престижной Премии Кандинского в области современного искусства. Мценск здесь не точка на карте России, а спрятанный в глубинах провинции мифический мир. К поиску утраченного времени обращены работы Евгения Молодцова. Фотограф много времени посвятил изучению истории и культуры вепсов — финно-угорского народа, проживающего на территории Карелии и Ленинградской обл. В 2010 г. этнос насчитывал всего 6 тыс. человек. Работая над проектом, Евгений разыскивал в Вепсском лесу брошенные деревни и проецировал на стены оставленных домов архивные фотографии. И как фрески античных городов, на срубах появлялись призрачные следы когда-то бывшей здесь жизни. Для фотографа этот проект — протест против утраты исторической памяти, национальной и региональной идентичности. Фотографии из серии «Вепсский лес» были награждены Гран-при конкурса «Точка на карте» на Международном фестивале фотографии «Фотопарад в Угличе» в 2016 г.
| |
Наверх |