С 28 сентября по 16 октября в Государственном музее Востока (Москва) пройдёт выставка "НОВАЯ ЖИЗНЬ. Живопись Индонезии".
На выставке будут представлены произведения индонезийской масляной живописи 1950–1960-х гг., которые обрели вторую жизнь благодаря реставраторам.
Картины, подаренные музею российскими учеными Натальей Чевтайкиной и Виленом Сикорским, навряд ли смогли увидеть посетители, если бы не труд музейных специалистов. Многие из них поступили в плохой сохранности, некоторые – буквально на грани гибели. Экспонаты прошли полный комплекс восстановительных мероприятий – от укрепления, дублирования на новую основу, натяжки на подрамник до живописной реконструкции фрагментов утраченного авторского рисунка. Результат кропотливой и филигранной работы реставраторов теперь могут оценить гости музея.
Все произведения были созданы в переломный для художественной жизни Индонезии период, знаменовавший новый этап развития изобразительного искусства страны. Среди них картины таких известных мастеров, как А. Рустамаджи (1932–1990), Басуки Ресобово (1916–1990), Джоко Пекик (р. 1938), Иджи Тармизи (1939–2001) и др.
История масляной живописи в Индонезии восходит ко второй четверти XIX в., когда в период голландского колониального владычества местные художники начинали перенимать изобразительную технику у европейских мастеров. Особым вниманием пользовались пейзажный и портретный жанры. В 1930–1940-е гг., по мере роста национального самосознания и стремления к независимости, выросло следующее поколение художников, искавших новые формы художественного выражения.
В 1948 г. живописцы Аффанди и Хендра Гунаван основали в Джокьякарте (Центральная Ява) художественный союз «Народные художники» (Pelukis Rakyat). Отражение реальной жизни простых людей, осуждение пороков общества, борьба с европейскими колонизаторами – эти и другие темы нашли свое отражение в их произведениях. Прогрессивную позицию «Народных художников» разделяли и мастера творческого союза «Сражающаяся земля» (Bumi Tarung), сформированного на основе студенчества Академии изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии). Выставка познакомит с работами авторов, входивших в эти объединения.
В силу исторических причин в самой Индонезии сохранилось не так много произведений, созданных в 1950–1960-е гг. Тем большую ценность имеют отобранные для выставки полотна. Источник |