Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн |
15.09.2016 г. | |
С 15 сентября по 9 октября 2016 года в Altmans Gallery (Москва) проходит выставка "Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн", приуроченная к 75-летию знаменитого мультипликатора Юрия Норштейна, автора знаменитого анимационного фильма "Ежик в тумане".
Смог ли бы он достичь созданного, не будь рядом с ним Франчески Ярбусовой – художника его фильмов, его жены, его друга? Она – не только полноправный соавтор: Юра и Франческа просто неразделимы в творчестве, как и в жизни. Ярбусова знает и умеет то, что не дано даже щедро одаренному Норштейну. Ее художественный дар отмечен той чувственной целостностью мировосприятия, которым природа награждает только мудрых и добрых женщин. Юрий Борисович признается: «Франя – фея, волшебница». Там, где волшебство, критический анализ бесполезен: чудо надо просто признать. И убедиться по результатам, что волшебство Ярбусовой и Норштейна глубинно связано с одушевлением - вовсе не только рисованного, но и реального мира.
Фильмы Юрия Норштейна награждены многочисленными международными премиями. В 1984 г. в Лос-Анджелесе (США) фильм "Сказка сказок" признан лучшим фильмом всех времен и народов, а в июне 2002 года Загребский фестиваль анимации опубликовал результаты международного четырехлетнего опроса киноведов: "Лучший анимационный фильм всех времен "Сказка сказок". В 2003 г. в Токио (Япония) фильм "Ежик в тумане" признан лучшим фильмом всех времен и народов, вторым назван фильм "Сказка сказок".
Дети воспринимают Ежика в тумане как историю Спасения маленького и слабого Существа кем-то, кого Ежик даже не видел. Наши искушенные зрители видят в Ежике идеальный портрет «шестидесятника» и пересматривают фильм как социально-психологическую притчу о советской интеллигенции с ее страхами, иллюзиями и надеждами. Американские профессора говорили о нем как о классически ясном проявлении российского идеализма. А японские студенты спрашивали, каким образом московским аниматорам удалось найти кинематографическое воплощение философии даосизма.
Для детей Цапля и Журавль - сказка про наказанных упрямцев, для взрослых - «чеховская» драма Гордыни и Одиночества. В Сказке сказок - в самой ткани фильма, в его звукозрительной драматургии - неразрывны воспоминания о военном детстве в Марьиной Роще, подлинные треугольники солдатских писем с фронта и Серенький Волчок из народной колыбельной, наивная чувственность довоенного патефонного танго и созерцательная мудрость камерного Баха, фотофазы дождевых капель, слезой стекающих с древесного листа в поминальный граненый стакан с водкой, и воображаемая Вечность, в которой, в свою очередь, переплетены античные мифологические мотивы - с деталями из нашей современности, грудь микеланджеловской Ночи - с образами Пикассо, зарисовки бытового уклада семьи Рыбака - с ласково-ироничными вариациями образов Вдохновенного Поэта, Кроткого Быка, Меланхолично-Своевольного Кота, Бессмертной Рыбы…
И при всем том - ни малейших примет эклектики! Все пронизано единым духом и переплавлено в целостный мир фильма-шара, который свободно вращается перед зрителем по прихотливым законам памяти и фантазии Автора… В экспозицию выставки в Altmans Gallery включены работы из цикла, посвященного мультипликационным фильмам «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Цапля и журавль», «Шинель». В ходе выставки посетители узнают, как появились любимые герои: Ежик, Медведь, Лошадь, Волчок и другие. В ходе выставки можно будет увидеть рабочие наброски и раскадровки к фильмам. На протяжении месяца в Altmans Gallery будут выставлены эскизы и макеты, которые воссоздают любимые и такие знакомые кадры фильмов. Кроме того, в рамках выставки все желающие смогут приобрести авторские жикле с подписью художника, сувениры, а также книгу «Ежик в тумане» с эскизами автора и, конечно, знаменитую книгу Юрия Норштейна «Снег на траве».
«Режиссер переводит будущий фильм на уровень простого знаменателя, художник от него должен вырастить свои цветы. Франческа составляет изображение, как лекарственный сбор. Кинокадр настаивался, как домашняя наливка. Здесь должно быть царапанное, а здесь — мягкое. А здесь — гиперреальное, капля дождя на тонкой ветке, а в этом фрагменте чтобы была ночь и чтобы пахло каким-то темно-синим и чтобы ночь растворялась. А вот здесь, у крыльца, должны расти такие цветы, которые дадут запах ночи. Какой-то другой художник может идеально рисовать цветы, максимально точно и со всеми подробностями, а все равно запаха не будет. По поводу Франчески я всегда цитирую строки из шекспировского "Венецианского купца": "В такую ночь Медея шла в полях, сбирая травы волшебные, чтоб юность возвратить Язону старику...", - отмечает Юрий Норштейн.
| |
Наверх |