Слушая тишину... |
21.09.2016 г. | |
С 1 по 31 октября 2016 г. в Выставочном центре "Эрмитаж-Выборг" (г.Выборг Ленинградской области) пройдёт выставка работ художников Ильи Пьянкова и Елены Прудниковой "Слушая тишину...".
Пространство картин Ильи Пьянкова всегда антропоморфно, даже если человека в нем непосредственно нет. Разве что появится силуэт на фоне освещенного окна; или тень, отбрасываемая стоящей в окне фигурой ляжет на противоположную глухую стену. Но фактуры и текстуры окружающего мира, тонко подмеченные художником в ночной или предрассветной дымке, хранят следы организующего воздействия человека. Освещенное окно, в темноте горящее на фасаде здания, зажженный ночной фонарь, огни над водой, – все они своим теплым неровным свечением озаряют картины и заставляют вспомнить: «если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно…». Человек освещает мир вокруг себя, он есть свет, или причастен к свету. И в этом смысле живопись Ильи Пьянкова может быть названа светописью. Местом, в котором произошло непосредственное сближение творческого пути Ильи Пьянкова и Елены Прудниковой, стала мастерская станковой живописи Института им. Репина под руководством С. Д. Кичко и В. В. Загонека, обладающая своей уникальной стилистикой и, что более значимо, прививающая своим выпускникам уверенность в значимости деятельности художника для нашего времени. По-своему предначертанным оказался творческий путь Елены Прудниковой, что связано с определяющей ролью отца – читинского художника Сергея Ермолаевича Прудникова, – с его ярким и своеобразным творчеством и трагичной верой в осмысленность и оправданность жизни ради искусства. Образы людей искусства, целостный и самодостаточный мир художественной мастерской, – сквозные темы С. Е. Прудникова были по-своему приняты и продолжены его дочерью Еленой. Портреты отца, к которым она периодически возвращается и в живописи, и в графических техниках, являются не только данью памяти, но и продолжающимся диалогом, попыткой понять и осознать импульсы его жизни и творчества. Этот диалог формирует устойчивую основу ее искусства. Особое качество творчества художницы – пластичность, развитая интуиция, способность выходить за границы себя, своего видения, чтобы разглядеть другого; интерес к своим моделям, к изображаемым обстоятельствам, но при этом ясные внутренние критерии, потребность возвращаться к собственным базовым ценностям. В этом контексте характерна одна из последних ее работ – картина-автопортрет «Новая или Белый квадрат»: Елена спиной к зрителю, перед пустым холстом, за которым в геометрических структурах стеллажей и колористической перекличке предметов из мастерской размещен автопортрет в венке из полевых цветов. Здесь темой картины становится круговорот жизни и творчества, его цикличность и принципиальная незавершенность, каждый раз предполагающая возможность нового начала.
| |
Наверх |