Почему «Путин не освободил всю Новороссию» |
29.09.2016 г. | ||
Очевидное, которое иногда упрямо игнорируется Освобождение всей Новороссии (всего
Юго-востока) бывшей УССР заведомо было нереалистичным предприятием. Более того,
даже воссоединение Крыма с Россией было, скорее всего, «Планом B», включившимся после провала «плана А», впрочем,
провала вполне ожидаемого, но его, в любом случае, надо было сначала
попробовать отработать. «План А» заключался в организации после
«победы майдана», состоявшейся 21 февраля 2014 года, сопротивления на
Юго-востоке во главе с бежавшим из Киева Януковичем или какими-то другими
лидерами. Россия могла бы признать их единственным законным правительством
Украины и оказать содействие, в том числе - военное. Крым же оставался бы в
составе этой – «правильной» Украины, союзной России. Осуществление такого плана означало бы
для России куда меньшие издержки, во всех отношениях, чем те, что приходится
нести сейчас. Но этот план провалился. К чему, впрочем, изначально были готовы.
Янукович и Партия Регионов ожидаемо «слились». А других структур, способных
организовать сопротивление, на Юго-востоке не было. В том числе и по вине
Партии Регионов, вытоптавшей в предшествовавшие годы всё прорусское поле на Юго-востоке
Украины и умевшей играть в политические игры, но не способной принять настоящий
исторический вызов. Итак, после легко прогнозируемого
«слива» пришлось спасать Крым уже силами армии и других спецслужб России. При этом, решение о воссоединении Крыма
с Россией было принято не сразу, а, видимо, уже в начале марта 2014. Вспомним,
как менялись формулировки референдума. Сначала рассматривались варианты
«оставить как есть» и «вернуть Крым к статусу 1992 года» и только потом, спустя
ещё несколько дней, прозвучали слова о независимости и воссоединении с Россией. Вероятно, эти несколько дней, примерно в
последнюю декаду февраля 2014, шёл торг, прежде всего – с Западом; России нужны
были гарантии и для жителей Крыма, и для наших военных баз в Крыму. Вероятно, какие-то
наши компромиссные предложения были высокомерно отвергнуты опьянёнными
«победителями», и тогда у нас поняли, что вопрос надо решать кардинально. Впрочем - так это всё было или не так,
или не совсем так, вопрос отдельный. Далее же речь пойдёт о том, почему «крымский
сценарий» был заведомо нереален и даже не мог рассматриваться в качестве даже «планаC», и почему, соответственно, упрёки из серии «Путин
слил» беспочвенны. Первое – есть три принципиальных отличия
Крыма от любой юго-восточной области б.УССР, даже от самых прорусских Харьковской,
Донецкой и Луганской: 1. Крым
имеет критическое для России геополитическое, геостратегическое, военное
значение. 2. У
нас есть некоторые правовые основания не считать Крым и, тем более,
Севастополь, частью Украины. 3. Уровень
поддержки России и неприятия «майдана» населением Крыма был, даже с учётом
позиции крымских татар, заметно выше, чем в других областях б.УССР, даже самых
прорусских из них. Теперь рассмотрим гипотетическое
присоединение Новороссии, так сказать, с чисто технических позиций, и тоже в
сравнении с Крымом. Площадь Крыма – 27 тысяч квадратных
километров, население – 2,3 млн. человек. Крым соединён с материком узким
перешейком, шириной всего несколько километров, который легко блокировать и
контролировать. Наконец, в Крыму у нас уже было военное присутствие, военные
базы, была наша инфраструктура, на которую мы могли опереться. При этом, в
крымской операции было задействовано, как позже сообщили наши официальные лица,
около 20 тыс. условных «вежливых зелёных человечков». Теперь посмотрим на «всю Новороссию», под
которой понимают 8 юго-восточных областей Украины – Харьковскую, Луганскую,
Донецкую, Запорожскую, Херсонскую, Днепропетровскую, Николаевскую и Одесскую.
Это почти половина б.УССР. Общая их площадь – около 250 тысяч
квадратных километров, население – около 20 млн. человек. Иными словами, это
почти 10 Крымов. И это 20 млн. человек, из которых никак не менее 5 млн. (а скорее,
более 5 млн.) настроено против России. Кроме того, в отличие от Крыма,
Новороссия имеет протяжённую, порядка 1000 км, границу с остальной территорией
б.УССР. Эта «граница» абсолютно прозрачна – в том числе, разумеется, для
возможных боевиков и диверсантов, которым, к тому же, не составит никакого
труда установить контакт и взаимодействие с местными антироссийскими
элементами. И, в отличие от Крыма, на территории
этих областей у нас нет никакой инфраструктуры. Войска пришли бы в чужую terra incognita,
где им не на что и не на кого опереться. Таким образом, для обеспечения контроля
над территорией и её более или менее бескровного выхода из-под киевской власти
потребовалось бы задействовать минимум в 10 раз больше военнослужащих (это 200
тыс. человек), техники и других ресурсов. Риторический вопрос, а есть ли у нас
вообще столько профессиональных «зелёных человечков» и всего остального? Но «ввести войска» - это даже не
полдела, а, от силы, четверть или даже восьмая часть его. Следующий вопрос –
обеспечить нормальную жизнь на территории. Не затрагивая даже проблемы
международных осложнений, ещё большего обострения конфликта и широких
возможностей Киева развернуть диверсионно-террористическую войну на территории,
просто посчитаем деньги.
В Крым вложены уже большие суммы, далее,
в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Крым
и Севастополя до 2020 года» в 2015-2020 гг. планируется выделение
почти 680 млрд. рублей. Если говорить о «всей Новороссии», то деньги тоже можно
смело умножать на 10. Получится почти 7
трлн. рублей за 5 лет, или 1,4 трлн. рублей ежегодно. Ещё один риторический
вопрос – у нас эти деньги есть? Понятно, когда «Надо было взять всю
Новороссию! Путин слил!» кричат неграмотные и безответственные (либо купленные)
«гуманитарии» - журналисты. Но, когда в этом же Путина обвиняют некоторые
профессионалы – например, известный участник событий Игорь Стрелков (Гиркин),
это выглядит странно. Единственный выход, который был возможен
для России 2,5 года назад и возможен сейчас – это поддержка местного
сопротивления, опирающегося на местные ресурсы, если такое сопротивление
возникнет. Пока, как мы видим, оно возникло и
выросло до достаточно внушительного уровня (с которого помогать имеет смысл)
только в Луганской и Донецкой областях. И этому движению была оказана необходимая
помощь, и ДНР и ЛНР Россия очень существенно помогает и сейчас. Вопрос о дальнейших перспективах
остаётся открытым. Понятно, что судьба б.УССР туманна и, в то же время,
однозначно печальна (заметки о нынешней ситуации на Украине и некоторых
аспектах конфликта смотрите также в статье «Что нам следует знать об Украине,
украинцах и других жителях бывшей УССР», https://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2574&Itemid=35). Раскол на Украине никуда не исчезнет,
более того, он может обостриться не только по «линии Субтельного», отделяющие
Юго-восток от Центра и Запада, но и между Киевом и Слобожанщиной, Волынью,
Буковиной, Галичиной. Всё это происходит в контексте глобального геополитического столкновения, где территория б.УССР стала полем боя. Ситуация крайне неопределённа, и выжидательная на данный момент позиция руководства России выглядит вполне логичной. В любом случае, Новороссия или левобережье Днепра по итогам этого геополитического столкновения останутся с Россией, но, когда именно – отдельный вопрос. Автор: Кирилл Дегтярев | ||
Наверх |