Нобелевская песня о литературе |
13.10.2016 г. | ||
О нестандартном решении Нобелевского комитета
Нобелевскую премию по литературе
2016 г. получил Боб Дилан. Как сказано в пресс-релизе- за "создание поэтических образов в великой американской песенной
традиции". Боб Дилан - звезда первой величины на музыкальном небосклоне, человек,
безусловно, талантливый. Некоторые его
песни стали своего рода гимнами протестного движения. Но вопрос не в том,
насколько крупной фигурой является Боб Дилан. Вопрос в том, как он оказался в
статусе лауреата в литературной номинации. Что случилось с Нобелевским
комитетом? Или что случилось с литературой? В молодости Боб пробовал и
писательство (роман «Тарантул»), позднее им написаны автобиографически «Хроники».
Но эти книги не могут считаться литературными достижениями, и премию ему дали
не за них. А за что? За тексты песен? Тексты песен, в принципе, могут быть
высокой поэзией, но таковых крайне мало. Стихотворение существует само по себе,
и восприниматься должно как некая самодостаточная ценность. Песня же состоит из
соединения музыки, текста и исполнения. Может быть плохая песня, имеющая в
своей основе высококачественный текст, и наоборот, - отличная песня с текстом,
что вовсе не шедевр. И именно за песни, за итоговое триединство Дилана
удостоили Нобелевки. Формально песни никак не могут
быть отнесены к литературе. Они - совсем другой жанр. Понятно, что те, кто
остановил выбор на Дилане, являются его почитателями и поклонниками. Но этот
личный фактор оказался вдруг значимым. Произошёл семантический сдвиг, и песни
попали в поле, называемое литературой. Нобелевский комитет и раньше принимал
неоднозначные решения. Премия по литературе довольно часто оказывалась
политическим высказыванием, а не суждением о литературе. Награждали тех, кто
был «в струе»: писал о том, что нужно, или выступал против тех, кого следовало
осудить. Нужно и следовало - это по мысли «прогрессивной общественности». В этот раз награждение не имеет политического
привкуса. Боб Дилан, конечно, может быть включён в «прогрессивный» лагерь (как
борец за права). Но это в нём вовсе не главное. Деполитизация премии вылилось в
размывание канона. Так и хочется спросить, неужели в
мировой литературе не нашлось действительно значимых авторов? Но дело вовсе не в том, что на планете не
осталось людей, искусно владеющих словом. Проблема не в писателях, а в
читателях. Классическую литературу номинировать
неинтересно, потому что такая номинация никем не будет оценена. Традиционную
книгу мало кто читает, и с каждым годом такие книги будут читать всё меньше.
Литература умирает: она становится невостребованной. А востребовано совсем другое:
например, песенки. Текст должен быть коротким, восприниматься со слуха и,
желательно, быть частью чего-то мультимедийного. Хорошо, если к тексту
прилагается картинка, но если её нет, то хотя бы музыка. Вот мы и получили в решении
Нобелевского комитета свидетельство того, как изменилась наша культура. Человек
читающий уступает место человеку развлекающемуся. Скорее всего, премия
следующего года всё же окажется чисто литературной. Но новый тренд намечен.
Горизонт сместился, ценности изменились. | ||
Наверх |