Реликвия или святыня? |
10.11.2016 г. | |
Надо ли отбирать у Церкви исторические памятники? В
храме Успения Богородицы, являющимся смысловым центром грузинского монастыря
Вардзиа (древнего пещерного комплекса), произошёл пожар. Пострадала фреска XII века,
изображающая царицу Тамару и её отца, Геогрия III,
на годы правления которого пришлось основание монастыря. Пожар случился по
банальной причине: горящая свеча упала на ковёр. Монастырь является культурным
памятником и одной из главных туристических достопримечательностей в Южной
Грузии. Сразу же зазвучали
возмущённые голоса: церковники допустили порчу
национального достояния. Можно ли доверять Церкви культурные реликвии, если
Церковь не может обеспечить надлежащие условия для их сохранения? Надо
понимать так, что надлежащие условия существуют в музеях. Но музей - это
учреждение, сохраняющее то, что выпало из жизни. Рядом с фреской горела свеча,
потому что фреска - это икона, икона располагается в храме, а действующий храм
предполагает зажигание свеч. Фреска была включена в поток жизни. Удаление
Церкви приведёт к тому, что фреска превратится в экспонат. Существуя в виде
экспоната, она потеряет своё предназначение. Да, многие иконы или элементы храмовой росписи имеют историческую или художественную ценность. Но они создавались не для музеев. Более того, своей ценностью они обязаны своему прямому назначению - помогать верующим в молитве. В храм несли самое лучшее, и художник-иконописец отдавал свой талант, чтобы послужить людям и Богу. И древность - тоже следствие предназначения. Люди дорожили храмом, с тем, что его наполняет, они обращались особенным образом, поэтому оно и сохранилось до нашего времени. За пределами храмов степень разрушения всегда была выше. У "радетелей" о культурном наследии нет никакого права изымать что-то у Церкви. Духовная культура рождается в Церкви, а в музейных залах она умирает. Религиозная реликвии - не элемент хранения, а святыня, и она должна быть там, где идёт религиозная жизнь. Если мы будем прятать святыни в музеях, Бог не будет посылать нам новых святынь, поскольку мы с ними неправильно обращаемся.
| |
Наверх |