ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Реликвия или святыня?

Реликвия или святыня?

Печать
10.11.2016 г.

Надо ли отбирать у Церкви исторические памятники? 

В храме Успения Богородицы, являющимся смысловым центром грузинского монастыря Вардзиа (древнего пещерного комплекса), произошёл пожар. Пострадала фреска XII века, изображающая царицу Тамару и её отца, Геогрия III, на годы правления которого пришлось основание монастыря. Пожар случился по банальной причине: горящая свеча упала на ковёр. Монастырь является культурным памятником и одной из главных туристических достопримечательностей в Южной Грузии. Сразу же зазвучали возмущённые голоса: церковники допустили порчу национального достояния. Можно ли доверять Церкви культурные реликвии, если Церковь не может обеспечить надлежащие условия для их сохранения?

Надо понимать так, что надлежащие условия существуют в музеях. Но музей - это учреждение, сохраняющее то, что выпало из жизни. Рядом с фреской горела свеча, потому что фреска - это икона, икона располагается в храме, а действующий храм предполагает зажигание свеч. Фреска была включена в поток жизни. Удаление Церкви приведёт к тому, что фреска превратится в экспонат. Существуя в виде экспоната, она потеряет своё предназначение.

Да, многие иконы или элементы храмовой росписи имеют историческую или художественную ценность. Но они создавались не для музеев. Более того, своей ценностью они обязаны своему прямому назначению - помогать верующим в молитве. В храм несли самое лучшее, и художник-иконописец отдавал свой талант, чтобы послужить людям и Богу. И древность - тоже следствие предназначения. Люди дорожили храмом, с тем, что его наполняет, они обращались особенным образом, поэтому оно и сохранилось до нашего времени. За пределами храмов степень разрушения всегда была выше. У "радетелей" о культурном наследии нет никакого права изымать что-то у Церкви. Духовная культура рождается в Церкви, а в музейных залах она умирает. Религиозная реликвии - не элемент хранения, а святыня, и она должна быть там, где идёт религиозная жизнь. Если мы будем прятать святыни в музеях, Бог не будет посылать нам новых святынь, поскольку мы с ними неправильно обращаемся.

 

Пострадавшая фреска

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение