Кинематографические стереотипы эпохи «идеологической конфронтации» |
(1946-1991) Сравнительный анализ сюжетных схем, персонажей и идеологии западных и советских фильмов эпохи «идеологической конфронтации» 1946-1991 годов приводит к выводу о существенном сходстве их медийных стереотипов. Контент-анализ медиатекстов «холодной войны» позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим образом: - шпионы проникают на территорию СССР/США/Западной страны, чтобы совершить диверсии и/или выведать военные секреты («Секретная миссия», «Голубая стрела», «Тайна двух океанов», «Над Тисой», «Тень у пирса», «Случай с ефрейтором Кочетковым», «Выстрел в тумане», «Меченый атом», «Приз», «Тринадцать испуганных девочек», «Мы обвиняем», «Из России с любовью», «Топаз», «Денди в желе», «Змей», «Пришедший с холода», «Приз», «Огненный лис», «Вторжение в США», «Красная икра», «Четвертый протокол», «Нет выхода» и др.); - противник готовит тайный удар по территории СССР/США/Западного мира, создавая для этого секретные базы с ядерным оружием («Тайна двух океанов», «Третья мировая война», «Секретное оружие», «Ракетная атака на США» и др.). Вариант: высадка оккупационных сил («Черная чайка», «Красный рассвет», «Америка» и др.), противники обмениваются ядерными ударами, уничтожающими США, а то и всю планету («Пятеро», «На берегу», «Избранные выжившие», «Нити», «Система безопасности», «День после» и др.); - бесчеловечный псевдодемократический или тоталитарный режим угнетает свой собственный народ (СССР/США/иной страны), нередко проводя над ним рискованные медицинские эксперименты или бросая в концлагеря («Заговор обреченных», «Серебристая пыль», «В круге первом», «Один день из жизни Ивана Денисовича», «1984», «Гулаг», «Прощай, Москва», «Человек, который брал интервью» и др.); - диссиденты покидают/пытаются покинуть страну, где, по их мнению, душат демократию и свободу личности («Железный занавес», «Красный Дунай», «Путешествие», «Бегство к солнцу», «Вид на жительство», «Заблудшие», «Безумная диагональ», «Москва на Гудзоне», «Рейс 222», «Белые ночи» и др.); - обычные советские/западные жители объясняют введенным в заблуждение пропагандой советским/западным военным/гражданским визитерам, что СССР/США/Западная страна - оплот дружбы, процветания и мира («Ниночка», «Шелковые чулки», «Русские сувенир», «Леон Гаррос ищет друга», «Русские идут...», «Русские» и др.); -на пути влюбленной пары возникают препятствия, связанные с идеологической конфронтацией между СССР и Западным миром («Шелковые чулки», «Железная юбка», «Уйти навсегда», «Раз, два три», «Перед наступлением зимы», «Золотой миг», «Ковбой и балерина» и др.). Последний яркий кинопик «холодной войны» пришелся на первую половину 1980-х годов, когда «русские, как часть монолитной и агрессивной системы, изображались как продукты их среды - злонамеренные, сильнодействующие, активно революционные во всем мире. В начале 1980-х любовь и брак практически исчезли из американских фильмов на русскую тему, равно как и религия. Почти все русские персонажи показывались однозначными носителями насилия: это были мужчины, которые ненавидели и обычно угрожали американскому образу жизни. В этом сообщении было непрекращающееся и кристально чистое требование к защитникам свободы оставаться бдительными по отношению к злой советской системе и ее зловещим представителям» [Strada, Troper, 1997, P.170]. Впрочем, подробный киноведческий анализ советских/российских фильмов на американскую и западную тему не входит в задачи этого исследования, поэтому сосредоточимся на выявлении стереотипов в рамках тематики идеологической конфронтации в западных игровых фильмах разных жанров. Структура стереотипов западных «конфронтационных» фильмов драматического жанраисторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по 1991 годы, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей. приемы изображения действительности: квазиреалистичное или условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах». Пример западного варианта изображения событий: Нью-Йорк - современный яркий мегаполис, уютный и комфортный, демократичный и динамичный плавильный котел национальностей и культур. А по ту сторону океана - Москва - темный, мрачный город с длинными очередями у входов в магазины и военными патрулями на улицах. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - носители демократических идей; отрицательные персонажи - носители антигуманных, милитаристских идей. Персонажей разделяет не только социальный, но и материальный статус. Советские персонажи нередко показаны грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными голосовыми тембрами. существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи. возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем, и жизнь целых народов/стран под угрозой. поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными. решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей, возвращение к мирной жизни.
Будапештский зверь / The Beast of Budapest. США, 1958. Режиссер Х.Джонс. исторический период, место действия: Венгрия, октябрь 1956. обстановка, предметы быта: полуразрушенные улицы и дома Будапешта, застенки венгерских коммунистических спецслужб; скромный быт простых венгров, роскошные интерьеры квартиры начальника будапештской полиции. приемы изображения действительности: квазиреалистичные, сохраняющие видимость документальной объективности за счет вкрапления подлинной кинохроники 1956 года. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: венгерские повстанцы и сотрудники спецслужб венгерского коммунистического режима. Последние показаны грубыми, жестокими и циничными садистами с примитивной лексикой и неприятными голосами и внешностью; венгерские повстанцы, напротив, изображены сугубо позитивно - это целеустремленные, сильные, честные борцы за мир и демократию, с деловой лексикой, скупыми жестами и мимикой; даже те из них, кто поначалу стремился сохранить нейтралитет, и даже был в плену у коммунистической пропаганды, очень скоро понимают, что к чему и переходят на сторону восставшего народа. существенное изменение в жизни персонажей: венгерские коммунисты в союзе с советскими войсками стремятся подавить восстание венгерских рабочих и студентов и арестовать/убить их лидеров. возникшая проблема: жизнь положительных персонажей - венгерских повстанцев - под угрозой. поиски решения проблемы: лидеры венгерских повстанцев вступает в борьбу с коммунистическими спецслужбами. решение проблемы: положительные персонажи в кровавой борьбе убивают начальника будапештской полиции, который, опасаясь народно гнева, хотел было сбежать в Австрию (правда в финале закадровый голос сообщает, что, к сожалению, победа демократических сил, оказалась временной, и вскоре советским войскам удалось восстановить коммунистический режим в Венгрии).
Сахаров / Sakharov. Великобритания, 1985. Режиссер Дж.Голд. исторический период, место действия: СССР середины 1980-х годов. обстановка, предметы быта: скудный советский быт, убогая обстановка. приемы изображения действительности: квазиреалистичные, сохраняющие видимость документальной объективности, элементы явного гротеска. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: выдающийся ученый-демократ и коварные агенты КГБ. Их разделяет контрастный идеологический статус. Академик Сахаров обаятелен, умен, честен, скромно одет, у него правильная литературная речь, мимика и жесты соответствуют канонам интеллектуала. Агенты КГБ лживы, циничны, одержимы идеями подавления демократии и свободомыслия... Их лексика примитивна, жесты и мимика вульгарны. существенное изменение в жизни персонажей: КГБ организует слежку за выдающимся ученым-демократом, а потом высылает его из Москвы в закрытый для иностранцев мрачный и грязный провинциальный город. возникшая проблема: жизнь выдающегося ученого и его семьи под угрозой. поиски решения проблемы: демократическая западная общественность выступает в защиту ученого-демократа. решение проблемы: воодушевленный поддержкой Западного мира, ученый верит в близкую победу демократических сил.
В погоне за «Красным Октябрем» / The Heat for Red October. США, 1990. Режиссер Дж. МакТирнан. исторический период, место действия: рубеж 90-х годов XX века, океан. обстановка, предметы быта: служебные отсеки и каюты подводной лодки. приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие видимость документальной объективности. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: командир советской подлодки «Красный Октябрь» и его американские коллеги. Их поначалу разделяет контрастный идеологический статус. Командир обаятелен, умен, честен, одет в военную форму, у него правильная (English, of course) речь, мимика и жесты соответствуют канонам военного моряка. Его американские коллеги также одеты в военную форму, это деловитые профессионалы. существенное изменение в жизни персонажей: американские военные хотят склонить советского командира перейти на их сторону. возникшая проблема: колебания советского командира подлодки между военной присягой и соблазном передать новейшую подлодку американским коллегам. поиски решения проблемы: командир подлодки пытается проанализировать ситуацию. решение проблемы: победа демократических сил - командир советской подлодки переходит на сторону американского флота. Структура стереотипов западных «конфронтационных» фильмов жанра триллера или детективаисторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по 1991 годы, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (однако, находясь на территории враждебной страны, шпионы приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям противника). приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные (пограничники, сотрудники контрразведки, разведчики/шпионы, диверсанты, мирные граждане) и отрицательные (те же лица, правда, кроме мирных граждан). Разделенные идеологией и мировоззрением (буржуазным и коммунистическим) персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: шпионы могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть симпатично, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность... Прочие советские персонажи (пограничники, начальники из КГБ и пр.) показаны грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами истошных криков... существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (нелегальный переход границы, диверсия, шпионаж, шантаж, кража государственных секретов, убийства). возникшая проблема: нарушение закона. поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование отрицательных персонажей. решение проблемы: положительные персонажи разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных.
Посольство / Embassy. США, 1972. Режиссер Г.Хеслер. исторический период, место действия: одна из арабских стран начала 1970-х годов. Американское посольство. обстановка, предметы быта: улицы арабской столицы, интерьеры посольства. приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по части изображения положительных американских персонажей; легкий гротеск по отношению к советскому шпиону (хотя поначалу он показан вполне нейтрально), обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: отрицательный персонаж - советский шпион; положительные персонажи - диссидент, сбежавший из СССР, и сотрудники американского посольства. Все персонажи одеты примерно одинаково - в соответствии с дипломатическим статусом. Объединяет их и сдержанность проявления чувств и мыслей. Понятно, что советский шпион вынужден скрывать свою приверженность «ценностям социалистического образа жизни». существенное изменение в жизни персонажей: советский шпион пробирается в американское посольство. возникшая проблема: советский шпион пытается убить диссидента из СССР, попросившего политическое убежище у американского посла. поиски решения проблемы: положительные американцы пытаются выявить советского шпиона. решение проблемы: советский шпион разоблачен.
Телефон / Telefon. США, 1977. Режиссер Д.Сигел. исторический период, место действия: США второй половины 1970-х годов. обстановка, предметы быта: улицы американских городов, офисы американских спецслужбы. приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по части изображения положительных американских персонажей; легкий гротеск по отношению к советскому шпиону; обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: отрицательный персонаж - советский шпион Далчинский; положительные персонажи - советский агент Борзов (здесь ощутимо прямое влияние политики «разрядки» на сценарные разработки Голливуда, прежде не отваживавшегося наделять положительными чертами советских шпионов); попутно отметим, что похожий прием раньше был использован и в советском кино - в фильме «Ошибка резидента», снятом в 1968 году, американский шпион там также показан во вполне позитивном ключе) и сотрудники американских спецслужб. Все персонажи одеты примерно одинаково - в добротную одежду. Объединяет их и сдержанность проявления чувств и мыслей. существенное изменение в жизни персонажей: советский шпион Далчинский решает осуществить давний план советской разведки - кодовым словом по телефону он приказывает зомбированным еще в 1940-х годах агентам Кремля взрывать военные объекты на территории США. возникшая проблема: безопасность США оказывается под угрозой (хотя большинство из взорванных объектов в военном отношении устарели). поиски решения проблемы: Кремль посылает в США своего лучшего агента Борзова с целью помешать планам Далчинского. решение проблемы: Борзов нейтрализует Далчинского и предотвращает дальнейшую серию взрывов. Блестяще завершив операцию, Борзов (по-видимому, покоренный американским образом жизни и красавицей Барбарой), решает остаться в США навсегда. Здесь причины изначально положительного имиджа Борзова становятся ясными даже недогадливой аудитории...
Нет выхода / No Way Out. США, 1987. Режиссер Р.Доналдсон исторический период, место действия: США середины 80-х годов XX века. обстановка, предметы быта: офисы спецслужб, интерьеры квартир. приемы изображения действительности: бытовая обстановка и все персонажи изображены вполне реалистично, без гротеска. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: отрицательный персонаж - советский шпион (харизматичный, симпатичный, целеустремленный, умный, со вкусом одетый); положительные персонажи - американцы, в том числе - сотрудники американских спецслужб. Советский шпион большую часть действия умело скрывает свои истинные цели и задачи, ловко маскируясь под обаятельного американца. существенное изменение в жизни персонажей: советский шпион оказывается в курсе дел американских спецслужб. возникшая проблема: советский шпион пытается навредить обороноспособности США.поиски решения проблемы: положительные американцы пытаются выявить советского шпиона. решение проблемы: советский шпион разоблачен. Структура стереотипов западных «конфронтационных» фильмов жанра action (боевиков)исторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по 1991 годы, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (если последние, конечно, находятся на Западе, а не на территории СССР), унифицированные фактуры военных объектов - баз, кабин самолетов и танков, палуб военных кораблей, отсеков подлодок. приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи (военные любых родов войск, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Разделенные идеологией и мировоззрением (буржуазным и коммунистическим) персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: в западных фильмах советские персонажи (солдаты, офицеры) показаны грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами истошных криков. существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, диверсии, убийства). возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, а нередко, и жизнь всех мирных персонажей демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой. поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, возвращение к мирной жизни.
Огненный лис / Firefox. США, 1982. Режиссер К.Иствуд. исторический период, место действия: Москва и Подмосковье начала 1980-х годов. обстановка, предметы быта: московские улицы интерьеры квартир, подмосковный военный аэродром, кабина реактивного истребителя; аскетичный быт советской жизни. приемы изображения действительности: советские фактуры, интерьеры, костюмы и пр. поданы в отчетливо гротесковом ключе. Москва выглядит темным, грязным, неприветливым городом, с военными патрулями на улицах и в метро. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительный персонаж - мужественный и ловкий американский летчик, он же доблестный шпион и патриот Америки; отрицательные персонажи - его советские противники, недогадливые и неприятные; простые московские прохожие показаны людьми с мрачными лицами в практически одинаковой одежде серо-коричневого цвета. Лексика всех персонажей незамысловата. Мимика и жесты часто утрированны. существенное изменение в жизни персонажей: обманув бдительность вооруженной охраны, американский летчик пробирается на советский военный аэродром. возникшая проблема: американский летчик захватывает секретный советский реактивный самолет Firefox и успешно взлетает. поиски решения проблемы: советские военные пытаются сбить/уничтожить захваченный самолет, а американский летчик - уйти от погони. решение проблемы: американский летчик успешно приземляется на западном военном аэродроме.
Рожденный американцем / Born American. США, 1985. Режиссер Р.Харлин. исторический период, место действия: Финляндия и СССР середины 1980-х годов, пограничные районы. обстановка, предметы быта: улицы и дома в Финляндии и СССР, застенки КГБ. Убогий быт советской жизни. приемы изображения действительности: советские фактуры, интерьеры, костюмы и пр. изображены в отчетливо гротесковом ключе, финские - в рекламно-позитивном. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - простые симпатичные американские парни; отрицательные персонажи - советские сотрудники КГБ. Последние выглядят открыто карикатурно - с истеричной мимикой и жестами, примитивной лексикой. Советские персонажи одеты серо, невзрачно. существенное изменение в жизни персонажей: обманув бдительность советских пограничников, американский парень «ради шутки» нелегально переходит финско-советскую границу. возникшая проблема: американский парень попадает в лапы жестоких агентов КГБ. поиски решения проблемы: американский парень пытается вырваться на волю. решение проблемы: американскому парню удается вернуться на Запад.
Рембо-3 / Rambo III. США, 1988. Режиссер П.МакДоналд. исторический период, место действия: Оккупированный советской армией Афганистан второй половины 1980-х годов, горные районы. обстановка, предметы быта: военные базы, военные принадлежности (форма, оружие и пр.). приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. выглядят вполне реалистично, но элементы условности хорошо заметны в свойственных данному жанру сценах драк и перестрелок. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительный мужественный и непобедимый американский воин и отрицательные советские захватчики (изображенные в гротескном ключе). Лексика персонажей проста и связана с армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто утрированны. Одежда большинства персонажей - военная форма. Их физическое развитие явно выше среднего. существенное изменение в жизни персонажей: американский супермен попадает в Афганистан, оккупированный советской армией. возникшая проблема: жизнь американца, как, впрочем, и жизнь простых афганских жителей находится под угрозой. поиски решения проблемы: доблестный американский воин решает встать на защиту демократии и свободы афганского народа. решение проблемы: победа американского супермена над советскими захватчиками. Структура стереотипов западных «конфронтационных» фильмов мелодраматического жанраисторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по 1991 годы, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей. приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: мужской и женский персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом. Персонажи, как правило, обладают стройным телосложением и выглядят вполне симпатично. Их одежда, лексика и мимика находятся в «среднестатистических» рамках. существенное изменение в жизни персонажей: встреча мужского и женского персонажей возникшая проблема: идеологический и социальный мезальянс. поиски решения проблемы: персонажи преодолевают идеологические и социальные препятствия на пути их любви. решение проблемы: свадьба/любовная гармония (в большинстве случаев), смерть, разлука персонажей (в виде исключения из правила).
Пилот реактивного самолета / Jet Pilot. США, 1957. Режиссер Дж. фон Штернберг. исторический период, место действия: США (Аляска) и СССР 1950-х годов. обстановка, предметы быта: кабина реактивного самолета, жилые комнаты, военные офисы. приемы изображения действительности: акцентировано позитивные по отношению к положительным персонажам, гротеск по отношению к персонажам отрицательным. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: американский полковник и девушка - пилот советского реактивного самолета. Их разделяет контрастный идеологический, социальный и материальный статус. Основная одежда персонажей - военная форма. Оба отличаются стройным телосложением. Лексика персонажей проста. Мимика и жесты эмоциональны. существенное изменение в жизни персонажей: Советский реактивный самолет приземляется на Аляске. Его пилот - обаятельная русская красавица, очарована Америкой, в нее тут же влюбляется американский полковник, они женятся... возникшая проблема: вскоре после свадьбы выясняется, что очаровательная русская супруга американского полковника - шпионка. поиски решения проблемы: американец начинает вести свою игру - он (как контрразведчик) приезжает вместе с женой в СССР. решение проблемы: В СССР американский полковник понимает, что его русская жена любит его по-настоящему. Объединившись, супруги крадут советские авиационные секреты и улетают назад, на Аляску, угнав новейший реактивный истребитель... Анастасия / Anastasia. США, 1956. Режиссер А.Литвак исторический период, место действия: Европа 1920-х годов. обстановка, предметы быта: апартаменты членов семьи Романовых, находящихся в европейской эмиграции, городские улицы. приемы изображения действительности: акцентировано позитивные по отношению к положительным персонажам - членам семьи Романовых, в целом позитивное по отношению к героине И.Бергман, выдающей себя за Анастасию - уцелевшую от расстрела дочь императора Российской империи - Николая Второго. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: уцелевшие члены семьи Романовых - потомственные аристократы с утонченными манерами и самозванка Анастасия. Их разделяет контрастный социальный статус. Основная одежда соответствует их социальному статусу - члены царской семьи одеты изысканно. Анастасия (особенно поначалу) - просто. Лексика персонажей отвечает их социальному статусу. Мимика порой форсирована, жесты эмоциональны. существенное изменение в жизни персонажей: Париж, 1928 год. Члены царской семьи, находящиеся в эмиграции, знают, что в июле 1918 года вместе с Николаем Вторым и его супругой Александрой были расстреляны большевиками и их дети. Однако внезапно в одной из стран Западной Европы появляется молодая женщина, выдающая себя за дочь русского царя - Анастасию... возникшая проблема: появление самозванки заставляет некоторых членов царской семьи и их приближенных терзаться в сомнениях: а вдруг обаятельная незнакомка и есть княжна Анастасия? поиски решения проблемы: странные вспышки памяти «Анастасии» о деталях жизни Романовых, которые могли быть известны только узкому кругу царской семьи, кажутся весьма правдоподобными... Члены семьи Романовых пытаются разобраться в странной истории самозванки... решение проблемы: императрица Мария Федоровна поначалу обвиняет Анастасию в обмане, но, услышав воспоминания Анны, известные только им двоим, признает в ней дочь Николая Второго. И хотя потом пресса раскапывает подлинные факты, Мария Федоровна благословляет Анастасию на любовный союз с бывшим русским генералом...
Золотой миг: олимпийская история любви / The Golden Moment. An Olympic Love Story. США, 1980. Режиссер Р.Сарафьян. исторический период, место действия: СССР и США рубежа 1980-х годов. обстановка, предметы быта: городские улицы, квартиры, номера отелей, спортивные залы. Аскетический быт советской жизни. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), вся американская обстановка и основные американские персонажи показаны с симпатией. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: обаятельные и симпатичные американский атлет и советская гимнастка; их разделяет контрастный идеологический, социальный и материальный статус. Предпочтительная форма персонажей - спортивная. Оба отличаются стройным телосложением. Лексика персонажей проста. Мимика и жесты - в рамках, присущих обычным людям. существенное изменение в жизни персонажей: встреча этих персонажей во время Олимпиады 1980 в Москве, их взаимная влюбленность. возникшая проблема: на пути влюбленных возникает серия препятствий. поиски решения проблемы: советская гимнастка и американский атлет пытаются преодолеть препятствия на пути их любви. решение проблемы: выбирая между спортивной карьерой в СССР и любовью, советская гимнастка предпочитает любовь... Структура стереотипов западных «конфронтационных» фильмов комедийного жанра с ориентацией на любовную темуисторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по 1991 годы, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей. приемы изображения действительности: жизнь людей во «враждебных государствах», как правило, представлена условно/гротескно. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: мужской и женский персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом. Одежда западных персонажей выглядит ярче и лучше советских. Телосложение, лексика, мимика и жесты дифференцированы, но в целом главные персонажи, которые по воле сюжета влюбляются друг в друга, обладают приятной внешностью. существенное изменение в жизни персонажей: главные персонажи влюбляются при забавных/эксцентрических обстоятельствах. возникшая проблема: идеологический и социальный мезальянс. поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций персонажи преодолевают идеологические и социальные препятствия на пути их любви. решение проблемы: свадьба/любовная гармония, окрашенная юмором.
Железная юбка / The Iron Petticoat. США, 1957. Режиссер Р.Томас. исторический период, место действия: Лондон второй половины 1950-х. обстановка, предметы быта: комфортабельные жилища и предметы быта англичан. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), лондонская обстановка и персонажи показаны с явной симпатией. По отношению к главной героине - Коваленко - приемы изображения меняются по ходу сюжета: от гротеска (в ее начальном, советском статусе), до симпатии (ее финальный переход на сторону «западных ценностей»). персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: стройная красавица Коваленко, она же капитан КГБ (поначалу она аскетична и одержима коммунистическим идеями и этикой, но в финале поддается соблазну западных искушений и одевается по последнему слову моды), и элегантный, обаятельный британский капитан контрразведки. Лексика главной героини вначале пронизана советскими канцеляризмами и штампами, мимика и жесты сдержанно официозны. В финале всё меняется - героиня говорит на нормальном человеческом языке, ее мимика и жесты также «очеловечены». существенное изменение в жизни персонажей: Приехав в Лондон по заданию коммунистического режима, Коваленко знакомится с британским капитаном. возникшая проблема: контраст в идеологическом и социальном статусах создают препятствия для любовных отношений персонажей, окрашенных эксцентрикой, сатирой и юмором. поиски решения проблемы: любовь становится ключом на пути преодоления препятствий, главное из которых - взаимное желание влюбленных убедить друг друга в преимуществах коммунистического или западного мира. решение проблемы: решение влюбленной советской красавицы остаться в Лондоне, ее счастливый альянс с британским офицером.
Шелковые чулки / Silk Stocking. США, 1957. Режиссер Р.Мамулян. Ниночка / Ninochka. США, 1960. Режиссер Т.Донован. (оба фильма - римейки знаменитой комедии Э.Любича «Ниночка» (1939). исторический период, место действия: Париж и Москва второй половины 1950-х годов. обстановка, предметы быта: роскошные жилища и предметы быта парижан, убогий официоз московских государственных учреждений. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), однако если французская обстановка показана с симпатией, советский быт дан карикатурно. Правда, по отношению к главной героине - Ниночке - приемы изображения меняются по ходу сюжета: от карикатуры (в ее начальном, фанатично-советском статусе), до восхищения (ее финальный переход на сторону «западных ценностей»). персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: симпатичная советская функционерка Ниночка (поначалу она скромна и одержима коммунистическим идеями и партийной этикой, но в финале поддается соблазну западных искушений и одевается по последнему слову парижской моды) и богатый, изысканно одетый парижанин. Лексика главной героини вначале пронизана советскими канцеляризмами и штампами, мимика и жесты сдержанно официозны. В финале всё волшебно меняется - героиня говорит на языке парижских салонов, ее мимика и жесты соответствуют жанровым представлениям о дамах «высшего света». существенное изменение в жизни персонажей: приехав в Париж по заданию коммунистического режима, Ниночка знакомится с обаятельным парижанином. возникшая проблема: контраст в идеологическом, социальном, материальном статусах создают препятствия для любовных отношений персонажей, окрашенных эксцентрикой, сатирой и юмором. поиски решения проблемы: любовь и соблазн «западных ценностей» становятся ключами на пути преодоления препятствий, главное из которых - начальная фанатичная приверженность Ниночки коммунистической идеологии и активное неприятие ею «буржуазного образа жизни». решение проблемы: отречение влюбленной Ниночки от коммунистических идеалов и ее счастливый альянс с парижанином.
Раз, два, три / One, Two, Three. США, 1963. Режиссер Б.Уалдер. исторический период, место действия: разделенный на оккупационные зоны Берлин начала 1960-х годов. обстановка, предметы быта: комфортабельные жилища, офисы и современные предметы быта западных немцев и живущих в Западном Берлине американцев. Аскетичный быт восточно-берлинских немцев. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), западноберлинская обстановка и персонажи показаны с явной симпатией. По отношению к одному из главных героев - парню из восточного Берлина - приемы изображения меняются по ходу сюжета: от гротеска (в ее начальном, ГДРовском статусе), до симпатии (его финальный переход на сторону «западных ценностей»). Персонажи «мира социализма» (агенты спецслужб ГДР, советские военные) изображены в духе откровенной карикатуры. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: одержимый коммунистическими идеями малоимущий парень из Восточного Берлина и девушка - избалованная дочь американского миллионера, главы фирмы «Кока-Кола». Парень одет просто и бедно. Дочь миллионера - нарядно и дорого, ее лексика находится в рамках голливудского штампа «глупой блондинки». Лексика парня из восточного Берлина вначале пронизана социалистическими штампами, мимика и жесты откровенно утрированы. В финале всё меняется - герой говорит на нормальном человеческом языке... существенное изменение в жизни персонажей: Парень из Восточного Берлина и девушка, прилетевшая из Америки, встречаются в разделенном на западную и советскую зоны Берлине, между ними вспыхивает любовное чувство. возникшая проблема: контраст в социальном и материальном статусах влюбленных и ультра-коммунистические взгляды парня из ГДР создают препятствия для их любовных отношений, окрашенных эксцентрикой, сатирой и юмором (арест парня полицией Восточного Берлина; неожиданный визит родителей девушки, считающих, что их дочь собирается выходить замуж за немецкого аристократа; начальная фанатичная приверженность парня коммунистической идеологии и активное неприятие им «буржуазного образа жизни»). поиски решения проблемы: с помощью хитроумного директора берлинского филиала «Кока-Колы» парень и девушка постепенно преодолевают возникшие трудности. решение проблемы: отречение парня от коммунистических идеалов и его счастливый брак с дочерью американского миллионера. Структура стереотипов западных «конфронтационных» фильмов комедийного жанра с ориентацией на тему идеологической пропагандыисторический период, место действия: любой отрезок времени с 1917 по 1991 годы, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей. приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное по отношению к жизни людей из «враждебных государств». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советские и западные персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом. Они выглядят согласно установкам источников медиатекстов: советские персонажи (если они, конечно, не задумали переметнуться на Запад) показаны вульгарными фанатиками с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов; существенное изменение в жизни персонажей: персонажи встречаются при забавных/эксцентрических обстоятельствах, при этом либо западные, либо советские персонажи находятся на чужой территории. возникшая проблема: «культурный шок», взаимное непонимание. поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций персонажи преодолевают идеологические препятствия на пути взаимопонимания. решение проблемы: гармония взаимопонимания советских и западных персонажей, окрашенная юмором.
Русские идут, русские идут! / The Russian Are Coming, The Russian Are Coming! США, 1966. Режиссер Н.Джуисон. исторический период, место действия: прибрежная зона США середины 60-х годов XX века. обстановка, предметы быта: советская подводная лодка, пляж, небольшой американский городок, интерьеры комфортабельных американских домов. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), вся американская обстановка и американские персонажи показаны с симпатией. Советские персонажи (моряки подлодки) персонажи показаны карикатурно, но это не злая, а, скорее, добродушная карикатура. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: простые симпатичные американцы и экипаж советской подводной лодки; их разделяет контрастный идеологический, социальный, материальный статус. Американские персонажи патриотичны, обаятельны, вежливы, предупредительны, готовы помочь непривыкшим к комфортабельному американскому быту советским морякам, хорошо одеты, их речь проста по лексике, мимика и жесты зависят от ситуации (вначале американцы явно испуганны, подозревая, что русские решили напасть на США). Советские моряки одеты в военную форму, часто и активно жестикулируют, эмоционально неуравновешенны. существенное изменение в жизни персонажей: из-за неполадок на подлодке, севшей на мель из-за прихоти придурковатого капитана, советские моряки оказываются на прибрежной территории США. Так начинаются их забавные/эксцентрические приключения... возникшая проблема: не зная (поначалу) ничего о демократических традициях, экономике и культуре США, советские моряки испытывают «культурный шок» от созерцания достижений «американского образа жизни», а простые американцы с трудом расстаются со стереотипными представлениями о русских, как свирепых врагах. поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций советские и американские персонажи преодолевают препятствия на пути взаимопонимания. решение проблемы: гармония взаимопонимания советских и американских персонажей, окрашенная юмором.
Москва на Гудзоне / Moscow on the Hudson. США, 1985. Режиссер П.Мазурский. исторический период, место действия: Москва и Нью-Йорк середины 1980-х годов. обстановка, предметы быта: московские и нью-йоркские улицы, магазины, квартиры. Убогий быт советской жизни. Комфортабельный быт американцев. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), вся американская обстановка и основные американские персонажи показаны с симпатией; советский быт, напротив, показан с самой негативной стороны (темные улицы, очереди за туалетной бумагой, нехватка бензина и пр.). персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советские граждане и простые американцы, их разделяет контрастный идеологический, социальный и материальный статус. Главный советский персонаж (в исполнении Р.Уильямса), пожелавший эмигрировать в Америку, изначально показан с симпатией и сочувствием. Остальные советские персонажи показаны карикатурно, особенно сыгранный С.Крамаровым агент КГБ. Этот персонаж отличается истероидностью мимики и жестов, матерной лексикой, но даже он в итоге решает остаться в США. Одежда и еда советских персонажей бедна, поэтому они дружно восхищаются содержимым американского супермаркета. Любопытно, что в фильме, пусть даже и в искаженном акцентом варианте, звучит русская речь (что в тогдашних западных фильмах встречалось весьма редко). существенное изменение в жизни персонажей: во время турпоездки в США советский гражданин решает попросить политического убежища, так начинаются его забавные/эксцентрические приключения... возникшая проблема: новоявленный эмигрант, привыкший к советским бытовым трудностям, испытывают «культурный шок» в американском «обществе изобилия». поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций экс-советский персонаж преодолевает препятствия на пути понимания ценностей Западного мира и американского образа жизни. решение проблемы: обретение экс-советским персонажем гармонии существования в новых для него американских условиях.
Твист снова в Москве / Twist again `a Moscou. Франция, 1986. Режиссер Ж.-М.Пуаре. исторический период, место действия: Москва середины 1980-х годов. обстановка, предметы быта: казенные интерьеры московских домов и гостиниц. Аскетичный быт советских людей. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра). Французы показаны с симпатией, советские персонажи изображены в духе откровенной карикатуры. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: французы одеты по парижской моде, советские персонажи одеты бедновато, их лексика убога, мимика и жесты утрированы... существенное изменение в жизни персонажей: французы, приезжают в Москву и попадают в замысловатый водоворот комедийных событий... возникшая проблема: французских и советских персонажей разделяет контрастный идеологический, социальный и материальный статус, от столкновения с реалиями московской жизни французы испытывают «культурный шок»... поиски решения проблемы: приноравливаясь к советскому образу жизни и его бюрократическим препонам, французы пытаются преодолеть возникшие трудности. решение проблемы: отрицательные советские персонажи наказаны
Структура стереотипов западных «конфронтационных» фильмов фантастического жанраисторический период, место действия: Далекое/недалекое будущее. СССР, США, другие страны, космическое простанство. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, интерьеры космических кораблей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей; вариация - разрушенные ядерной катастрофой города, дома, скудный быт немногих оставшихся в живых персонажей. приемы изображения действительности: квазиреалистическое или футуристическое изображение событий в «своих государствах, космических кораблях», условно-гротескное изображение жизни во «враждебных государствах и космических кораблях». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи (космонавты, военнослужащие, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (космонавты, военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Одежда: форма космонавтов, военная форма, обычная гражданская одежда. Телесложение - спортивное, крепкое. Лексика - деловая, мимика и жесты подчинены текущим функциям. существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, диверсии, убийства). возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, как, нередко, и жизнь всех мирных персонажей демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой. Вариация: после ядерной катастрофы остается лишь несколько выживших. поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией, или попытка оставшихся в живых после взрывов атомных бомб как-то приспособиться к новым условиям существования. решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, возвращение к мирной жизни, или адаптация оставшихся в живых после ядерной атаки к новым суровым условиям.
Пятеро / Five. США, 1951. Режиссер Э.Оболэр. исторический период, место действия: недалекое будущее. обстановка, предметы быта: улицы и квартиры американского города, руины. приемы изображения действительности: квазиреалистическое изображение событий. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: простые американцы. Их одежда, лексика, мимика и жесты соответствуют «среднестатистическим». существенное изменение в жизни персонажей: Враги сбрасывают на территорию США ядерные бомбы... возникшая проблема: жизнь простых американцев, как, впрочем, и само существование США находится под угрозой, в живых остается только пятеро. поиски решения проблемы: пятеро чудом выживших американцев объединяются для того, чтобы приспособиться к новым условиям существования. решение проблемы: несмотря на все трудности, пятеро американцев находят в себе силы начать новую жизнь в пост-ядерную эпоху...
Америка (Amerika). США, 1987. Режиссер Д.Врэй исторический период, место действия: Недалекое будущее - 1997 год. Аляска. обстановка, предметы быта: улицы и дома американцев, их налаженный комфортабельный быт (до вторжения советских войск). приемы изображения действительности: грубый гротеск на грани карикатуры. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные американцы (симпатичные, сильные, смелые, честные, патриотичные, верные воинскому и гражданскому долгу) и отрицательные советские захватчики (коварные, жестокие, обладающие неприятной внешностью, охваченные агрессивными идеями). Лексика персонажей проста и связана с армейской спецификой. Одежда советских персонажей - военная форма. существенное изменение в жизни персонажей: Советский Союз вероломно нападает на Америку, высадив десант на Аляске... возникшая проблема: жизнь простых американцев, как, впрочем, и само существование США находится под угрозой. поиски решения проблемы: американцы объединяются для борьбы с советским захватчиками. решение проблемы: победа демократических американских сил над советскими захватчиками.
Красный рассвет (Red Dawn). США, 1984. Режиссер Дж.Милиус. исторический период, место действия: Недалекое будущее. Флорида, США. обстановка, предметы быта: улицы и дома американцев, их налаженный комфортабельный быт (до вторжения советских войск). приемы изображения действительности: грубый гротеск на грани карикатуры. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные американские тинэйджеры (симпатичные, сильные, смелые, честные, патриотичные) и отрицательные советские и кубинские захватчики (коварные, жестокие, обладающие неприятной внешностью, охваченные агрессивными идеями). Лексика персонажей проста и связана с тинэйджерской и армейской спецификой. Одежда советских и кубинских персонажей - военная форма. существенное изменение в жизни персонажей: Советский Союз в союзе с коммунистической Кубой вероломно нападает на Америку, высадив десант на Флориде... возникшая проблема: жизнь простых американцев, как, впрочем, и само существование США находится под угрозой. поиски решения проблемы: американцы объединяются для борьбы с советско-кубинскими захватчиками. решение проблемы: победа демократических американских сил над советско-кубинскими захватчиками. Список литературы см. в полном файле книги: Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране. | |
Наверх |