Кинематографические стереотипы российской темы на западном экране в современную эпоху |
(1992-2010 годы) Контент-анализ западных фильмов на российскую тему, созданных в период с 1992 по 2010 годы позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим образом: - ретро: преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура, концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.); - современность: беспомощность и коррупционность российских властей, которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью: постсоветская Россия - страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей; - русские эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность). Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему драматического жанраисторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских и/или советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей. приемы изображения действительности: реалистичное или условно-гротескное изображение жизни людей. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - носители демократических идей; отрицательные персонажи - носители антигуманных, террористических, милитаристских идей. Персонажей часто разделяет не только социальный, но и материальный статус. Российские персонажи нередко показаны грубыми и жестокими тапами, с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными голосовыми тембрами. существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи (например, террористический акт или иное преступление). возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем, и жизнь целых народов/стран под угрозой. поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными. решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей, возвращение к мирной жизни.
Ветер с востока / Vent d'est. Франция, 1993. Режиссер Р.Энрико. исторический период, место действия: Княжество Лихтенштейн, май 1945. обстановка, предметы быта: ухоженные улицы и благоустроенные дома Лихтенштейна; скромный быт солдат и офицеров Первой русской национальной армии (воевавшей на стороне Третьего Рейха), пытающейся найти защиту от наступающих советских войск после поражения нацисткой Германии. приемы изображения действительности: реалистичные, стремящееся к документальной объективности. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: солдаты и офицеры русской национальной армии (особенно их генерал Б.А.Смысловский в колоритном исполнении М.МакДауэлла), изображенные в целом позитивно, - это честные воины, со скупыми лексикой, жестами и мимикой; и члены княжеской семьи, правительства Лихтенштейна - потомственные аристократы, с сочувствием относящиеся к стремлению отряда Смысловского уйти от репрессий большевиков. существенное изменение в жизни персонажей: руководство советской армии требует от правительства нейтрального Лихтенштейна выдачи солдат и офицеров Первой русской национальной армии как изменников Родины. возникшая проблема: жизнь положительных персонажей - солдат и офицеров Первой русской национальной армии - под угрозой. поиски решения проблемы: руководство Лихтенштейна вступает в переговоры с представителями СССР. решение проблемы: положительные персонажи, не пожелавшие добровольно сдаться советской армии, остаются под защитой Княжества Лихтенштейн, не уступившего давлению со стороны СССР.
Враг у ворот / Enemy at the Gates. США-ФРГ-Великобритания, 2001. Режиссер Ж.-Ж.Анно. исторический период, место действия: СССР 1942-1943 годов, Сталинград. обстановка, предметы быта: скудный фронтовой быт, остатки разрушенных войной городских строений. приемы изображения действительности: квазиреалистичные, сохраняющие видимость документальной объективности (при этом в отношении изображения формы и быта советских солдат допущено множество искажений и нелепостей). персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: советские и нацистские солдаты и офицеры. Их разделяет идеологический статус. Нацисты - профессиональные, умные и честные военные, их речь, мимика и жесты соответствуют армейскому уставу. Их советские противники меньше считаются с уставом, суровые советские офицеры расстреливают отступающих солдат. Немецкая армия дисциплинирована и хорошо организована (танки, самолёты, мотоциклы, различные виды стрелкового оружия). У советской армии всего этого явно мало, зато отчетливо показано, как солдат в виде «человеческого мяса», гонят на бойню безжалостные начальники... существенное изменение в жизни персонажей: положение советских войск критическое, им пришлось отдать нацистам половину города... возникшая проблема: советская армия может проиграть битву на Волге. поиски решения проблемы: советские войска мобилизуют все силы для победы, снайпер Зайцев точными выстрелами уничтожает врагов. решение проблемы: советская армия побеждает немецкую, а снайпер Зайцев убивает главного нацистского аса снайперского дела...
К-19 / K-19: The Widowmaker. Великобритания-США-ФРГ-Канада, 2002. Режиссер К.Бигелоу. исторический период, место действия: 1961 год, океан. обстановка, предметы быта: служебные отсеки и каюты подводной лодки. приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие документальную объективность. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: командир советской атомной подлодки К-19, его экипаж. Командир обаятелен, умен, честен, одет в военную форму, у него правильная речь, мимика и жесты соответствуют канонам военного моряка. Его подчиненные также одеты в военную форму, это профессионалы своего дела. существенное изменение в жизни персонажей: в одном из отсеков подлодки происходит авария, происходит утечка радиации. возникшая проблема: экипажу подлодки нужно во что бы то ни стало ликвидировать аварию. поиски решения проблемы: командир подлодки и его экипаж пытаются справиться с аварией самостоятельно, не прибегая к помощи американского подводного флота. решение проблемы: героизм советских подводников позволяет им ликвидировать последствия аварии. Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему жанра триллера или детективаисторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей (или несколько получше, если речь идет о современной России), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (однако, находясь на территории враждебной страны, шпионы приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям противника). приемы изображения действительности: как правило, несколько гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные (сотрудники контрразведки, разведчики/шпионы, диверсанты, мирные граждане) и отрицательные (те же лица, правда, кроме мирных граждан, плюс террористы, преступники, бандиты, маньяки). Разделенные идеологией и мировоззрением или без акцентирования оного, персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: шпионы и преступники могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть симпатично, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность... Российские отрицательные персонажи показаны грубыми и жестокими, с примитивной лексикой, нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов... существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (террористически акт, шпионаж, шантаж, кража государственных секретов, убийства и пр.). возникшая проблема: нарушение закона. поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование отрицательных персонажей. решение проблемы: положительные персонажи разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных.
Гражданин Х / Citizen X. США, 1995. Режиссер К.Джеролмо. Эвиленко / Evilenko. Италия, 2004. Режиссер Д.Гриеко. исторический период, место действия: СССР/Россия 1980-х-начала 1990-х годов. обстановка, предметы быта: невзрачные улицы, скромные жилища, учреждения и предметы быта российских и/или советских персонажей. приемы изображения действительности: псевдообъективное, но на деле гротескное изображение жизни людей в СССР/России: нищета, голодные изможденные граждане... персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: отрицательный персонаж - серийный маньяк (прообразом которого стал убийца десятков несовершеннолетних А.Чикатило); положительные персонажи - сотрудники милиции. Персонажи одеты серо, невзрачно. существенное изменение в жизни персонажей: серийный маньяк терроризирует жизнь южного города, насилуя и убивая несовершеннолетних девушек. возникшая проблема: многолетние безрезультатные поиски маньяка ставят под угрозу репутацию советской/российской милиции и держат в страхе тысячи мирных людей. поиски решения проблемы: положительные персонажи пытаются найти маньяка. решение проблемы: серийный маньяк найден и арестован...
Энтони Циммер / Anthony Zimmer. Франция, 2005. Режиссер Ж.Салль. исторический период, место действия: Франция 2000-х годов. обстановка, предметы быта: улицы, апартаменты отелей французских городов. приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по части изображения положительных персонажей; гротеск по отношению к персонажам отрицательным; обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: отрицательные персонажи - представители русской мафии; положительные персонажи - агенты интерпола. Все персонажи одеты в добротную модную одежду. Объединяет их сдержанность проявления чувств и мыслей. Среди положительных персонажей выделяется обворожительная красавица Кьяра в исполнении Софии Марсо. существенное изменение в жизни персонажей: русская мафия и связанный с ней неуловимый Энтони Циммер, по-видимому, хочет прибрать к рукам весь Лазурный берег Франции... возникшая проблема: спокойная курортная жизнь французов в Ницце под угрозой. Поймать пособника русской мафии - неуловимого Циммера трудно. Помимо всего прочего он еще и пластическую операцию себе сделал... поиски решения проблемы: французская полиция и интерпол пытаются выйти на след Циммера и русской мафии... решение проблемы: только красавице Кьяре под силу справиться с русской мафией, что и происходит в финале фильма...
Транссибирский экспресс / Transsiberian. Великобритания-ФРГ-Испания-Литва, 2008. Режиссер Б.Андресон. исторический период, место действия: Россия, XXI век. обстановка, предметы быта: купе и коридоры транссибирского поезда, вокзал, сибирская тайга, гостиничный номер. приемы изображения действительности: бытовая обстановка и все персонажи изображены вполне реалистично, хотя и с некой долей условности и гротеска. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - молодая супружеская пара американцев, которые едут на транссибирском поезде с Дальнего Востока в Москву, они одеты в добротную одежду. Отрицательные - их (как потом выясняется) криминальный попутчик и коварный милиционер Гринько. существенное изменение в жизни персонажей: Американка, не желая подвергнуться насилию, убивает своего криминального попутчика, связанного с наркомафией. Чуть позже жестокий Гринько хочет убить беззащитных американцев... возникшая проблема: жизнь американцев под угрозой. поиски решения проблемы: американцы пытаются выжить в дикой варварской России. решение проблемы: американцам удается вырваться из лап милиционеров-мафиозников и добраться сначала до Москвы, а потом до США. Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему жанра action (боевиков) исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей (если они, конечно, не мафия и не коррумпированные чиновники), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (если последние, конечно, находятся на Западе, а не на территории России/СССР), унифицированные фактуры военных объектов - баз, кабин самолетов и танков, палуб военных кораблей, отсеков подлодок. приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи (военные любых родов войск, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Разделенные идеологией и мировоззрением, или без акцента на оные, персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: в западных фильмах российские/советские персонажи (солдаты, офицеры) показаны грубыми и жестокими типами с примитивной лексикой, злобными лицами, активной жестикуляцией и неприятными тембрами голосов. существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, теракты, диверсии, убийства). возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, как, нередко, и жизнь всех мирных персонажей демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой. поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, террористов, бандитов, возвращение к мирной жизни.
Святой / The Saint. США, 1997. Режиссер Ф.Нойс. исторический период, место действия: Москва, 1990-е годы. обстановка, предметы быта: московские улицы интерьеры квартир, подземные лабиринты. приемы изображения действительности: мрачные фактуры, интерьеры, костюмы и пр. поданы в гротескном ключе. Москва выглядит темным, грязным, неприветливым городом, с нестабильным политическим режимом. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - мужественный и ловкий американец Святой и ученая-британка; отрицательные персонажи - российская мафия, состоящая из личностей малосимпатичных, хотя ловких и сильных; лексика всех персонажей незамысловата. Мимика и жесты часто утрированны. существенное изменение в жизни персонажей: глава российской мафии некто Третьяк спрятал все запасы топлива... Он замышляет также государственный переворот... возникшая проблема: зимние холода угрожают жизни жителям Москвы, оставшейся без тепла... Да и грядущий военно-мафиозный переворот тоже не подарок... поиски решения проблемы: британка изобрела формулу управляемой ядерной реакции, с помощью которой может разрешиться энергетический кризис... решение проблемы: Независимый борец за справедливость по кличке Святой, проявив чудеса героизма, спасает Россию от военно-мафиозного переворота и от энергетического кризиса...
Бегущий красный / Running Red. США, 1999. Режиссер Дж.Джейкобс. исторический период, место действия: Испания 1980-х годов и США 1990-х годов. обстановка, предметы быта: военная база на побережье Испании, улицы и дома в США, благоустроенный быт жизни средней американской семьи. приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. изображены в реалистическом ключе. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи - американская семья: отец (эмигрант из СССР, бывший десантник советского спецназа, который выдает себя за коренного американца), мать и их десятилетняя дочь; отрицательные персонажи - бывшие советские спецназовцы, обосновавшиеся в США. Последние изображены карикатурно: форсированная мимика и жесты, примитивная, грубая лексика. Советские персонажи одеты серо, невзрачно. существенное изменение в жизни персонажей: главный герой неожиданно встречается со своими бывшими сослуживцами из советского спецназовца, ныне возглавляющими русскую мафию в США. возникшая проблема: на главного героя оказывается психологическое давление: бывшие спецназовцы пытаются принудить главного героя убить их соперника - американского мафиози. Выбор героя не велик: стать наемным убийцей или потерять свою семью. поиски решения проблемы: положительный герой, боясь своего разоблачения (свое прошлое и национальное происхождение он долгие годы скрывал ото всех, включая свою жену), вынужден уступить давлению своих бывших сослуживцев. решение проблемы: положительный герой с честью выходит из сложной ситуации...
Индиана Джонс и Храм хрустального черепа / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull. США, 2008. Режиссер С.Спилберг. исторический период, место действия: 1957 год. Северная и Южная Америка. обстановка, предметы быта: джунгли, пустыни, военные базы, военные принадлежности (форма, оружие и пр.). приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. выглядят условно, что особенно хорошо заметно в свойственных данному жанру сценах драк и перестрелок. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительный мужественный и непобедимый американский профессор-археолог Инидиана Джонс и отрицательные советские спецназовцы (изображенные в гротескном ключе). Лексика персонажей проста, а многих связана с армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто утрированны. Одежда большинства персонажей - военная форма. Их физическое развитие явно выше среднего. существенное изменение в жизни персонажей: Индиану Джонса захватывают в плен советские спецназовцы. возникшая проблема: жизнь американца находится под угрозой. поиски решения проблемы: доблестный американский профессор решает бороться с наглыми советскими десантниками. решение проблемы: победа Индианы Джонса над советскими спецназовцами. Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему мелодраматического жанраисторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей (если они не олигархи и мафиозные «новые русские»), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей. приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: мужской и женский персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом или без оного. Персонажи, как правило, обладают стройным телосложением и выглядят вполне симпатично. Их одежда, лексика и мимика находятся в «среднестатистических» рамках. существенное изменение в жизни персонажей: встреча мужского и женского персонажей возникшая проблема: национальный, идеологический и/или социальный мезальянс, «культурный шок», взаимное непонимание. поиски решения проблемы: персонажи преодолевают национальные, идеологические и социальные препятствия на пути их любви. решение проблемы: свадьба/любовная гармония (в большинстве случаев), смерть, разлука персонажей (в виде исключения из правила). Русская невеста / The Russian Bride. Великобритания, 2001. Режиссер Н.Рэнтон. исторический период, место действия: Великобритания, Лондон, 2001 год. обстановка, предметы быта: квартира представителя британского «среднего класса» Кристофера, лондонские улицы. приемы изображения действительности: реалистичные, позитивные по отношению к положительным персонажам, в первую очередь - к русской жене Кристофера - Наташе. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: британские персонажи - типичные представители среднего класса, действиями которых движет расчет. Наташе трудно приспособиться к жизни в стране с иными социокультурными традициями. Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - они одеты добротно, хотя и без особого изыска. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой форсированы. существенное изменение в жизни персонажей: привыкшая к «бесшабашной» российской жизни Наташа выходит замуж за пожилого британца и поселяется в его лондонской квартире. возникшая проблема: вскоре Наташа обнаруживает, что муж не испытывает к ней сексуального интереса, и что ее миссия практически не отличается от служанки: она вынуждена целыми днями готовить и убирать... поиски решения проблемы: приятель Кристофера - безработный Эдди, ощущая ее проблемы, пытается приударить за Наташей... решение проблемы: и тут, увы, начинаются неприятности: Наташе уже не до любовной интрижки, в живых бы остаться... Именинница / Девушка на день рожденья / Birthday Girl. Великобритания-США, 2001. Режиссер Дж.Батерворт. исторический период, место действия: Великобритания, пригород Лондона, 2001 год. обстановка, предметы быта: скромная квартира банковского клерка Джона, банковский офис, лондонские улицы. приемы изображения действительности: несколько утрированные (так как по жанру фильм представляет собой синтез мелодрамы, комедии и триллера) по отношению к положительному персонажу - Джону, смешанные - к его русской жене Наде. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: Джон показан одиноким человеком, мечтавшим о любви русской красавицы... Основная одежда британских персонажей вполне современная, без особого изыска. Надя одета подчеркнуто вульгарно. Лексика персонажей проста. Надя, вообще, поначалу способна изъясняться только форсированными жестами и мимикой. Правда, при этом (с акцентом) матерится по-русски... существенное изменение в жизни персонажей: привыкшая к авантюрной российской жизни, связанная с русским криминалом Надя выходит замуж за британского банковского служащего Джона поселяется в его квартире в пригороде Лондона. возникшая проблема: вскоре Джон обнаруживает, что Надя не знает ни слова по-английски, да тут еще появляются двое ее российских «родственника» с бандитскими повадками, которые заставляют Джона участвовать в ограблении банка, в котором он служит... поиски решения проблемы: опасаясь за жизнь Нади, в которую он по-настоящему влюбился, Джон вынужден ввязаться в авантюру с ограблением банка... решение проблемы: несмотря ни на что любовь побеждает...
Лиля навсегда / Lilja 4-ever. Швеция-Дания, 2002. Режиссер Л.Мудиссон. исторический период, место действия: Постсоветское пространство и Швеция, 2002 год. обстановка, предметы быта: квартиры и улицы небольшого постсоветского городка, квартира в шведском городе, городские улицы. приемы изображения действительности: реалистичные, позитивные по отношению к положительным персонажам, в первую очередь - к шестнадцатилетней Лиле. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: шведские персонажи - типичные представители среднего класса, действиями которых движет расчет. Лиля, ее русские родственники и знакомые живут в ужасающей бедности, не в силах приспособиться к постсоветской жизни. Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - шведы одеты добротно, русские - убого, безвкусно. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой форсированы. существенное изменение в жизни персонажей: уставшая от трудностей жизни Лиля соглашается уехать в Швецию по приглашению одного из своих знакомых парней. возникшая проблема: вскоре Лиля обнаруживает, что ее «благодетель» привез ее в Швецию, чтобы превратить в проститутку... поиски решения проблемы: Лиля пытается вырваться из капкана... решение проблемы: к сожалению, Лилю ждет печальный финал... Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему комедийного жанраисторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны. обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей. приемы изображения действительности: жизнь людей во «враждебных государствах», как правило, представлена условно-гротескно. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: персонажи с контрастным идеологическим и социальным статусом или без оного. Одежда западных персонажей выглядит лучше российских/советских. Телосложение, лексика, мимика и жесты дифференцированы, но в целом если главные персонажи по воле сюжета влюбляются друг в друга, то они обладают приятной внешностью. существенное изменение в жизни персонажей: главные персонажи либо влюбляются при забавных/эксцентрических обстоятельствах, либо западные, российские/советские персонажи просто встречаются, находясь при этом на чужой территории. возникшая проблема: национальный, социальный, идеологический (последний - в фильмах о советских временах) мезальянс, «культурный шок», взаимное непонимание. поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций персонажи преодолевают социальные и национальные препятствия. решение проблемы: совместное решение проблемы, дружба, либо свадьба/любовная гармония, окрашенные юмором.
Русская кукла / Russian Doll. Австралия, 2001. Режиссер С.Казанцидис. исторический период, место действия: Австралия, 2001 год. обстановка, предметы быта: комфортабельные жилища и современные предметы быта австралийцев. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), австралийская обстановка и персонажи показаны с явной симпатией. По отношению к главной героине - русской невесте Кате - приемы изображения меняются по ходу сюжета: от гротеска (в ее начальном статусе), до симпатии. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: австралийские персонажи - типичные представители среднего класса. Катя, по-видимому, в своем Петербурге жила в бедности. Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - австралийцы одеты добротно, Катя поначалу - похуже. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой форсированы. существенное изменение в жизни персонажей: Катя приезжает из Санкт-Петербурга в далекую Австралию по брачному объявлению. Возникшая проблема: Катя обнаруживает, что ее предполагаемый жених мертв, в результате остается одна в чужой стране, без средств к существованию... поиски решения проблемы: Катя пытается найти выход из создавшегося положения и тут встречает австралийца Этана... решение проблемы: Этан предлагает Кате помощь в виде фиктивного брака с его приятелем...
Вытаскивая Бориса / Spinning Boris. США, 2003. Режиссер Р.Споттисвуд. исторический период, место действия: Россия, Москва, 1996. обстановка, предметы быта: номера в отеле, офисы, московские улицы. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), московская обстановка и российские персонажи показаны с ироничной симпатией. Американские персонажи изображены в сугубо позитивном ключе. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: американские персонажи - типичные представители топ-менеджеров, политологов, они деловитые, целеустремленные. Русские, напротив, безалаберные, мало чего понимающие и умеющие. Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - американцы одеты в деловые костюмы. Некоторые их русских одеты вульгарно. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой форсированы. существенное изменение в жизни персонажей: группа американских политологов и имиджмейкеров прилетает в Москву, чтобы помочь больному Б. Ельцину выиграть президентские выборы. возникшая проблема: безалаберность в правительственных кругах России, минимальная популярность Ельцина у избирателей и предвыборный натиск коммунистов ставит под угрозу план американцев. поиски решения проблемы: с помощью хитроумных политтехнологий и продуманного PR американцы постепенно преодолевают возникшие трудности. решение проблемы: в итоге американская команда добивается победы Б.Ельцина на президентских выборах.
Всё или ничего: московская окружная / All or Nothing: A Moscow Detour. США, 2004. Режиссер Г.Блоч. исторический период, место действия: Москва, 2004 год. обстановка, предметы быта: интерьеры московских домов и гостиниц, улицы, дороги. приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), американцы и русские показаны с симпатией. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: американцы одеты модно, российские персонажи - похуже. Лексика персонажей проста, мимика и жесты утрированы... существенное изменение в жизни персонажей: Американка Габби прилетает из Нью-Йорка в Москву, чтобы встретиться со своим отцом, который стал в России нефтяным олигархом. возникшая проблема: под влиянием Габби отец сначала обещает ей вернуться в США, но потом пытается остаться в Москве. поиски решения проблемы: приноравливаясь к российскому образу жизни и его бюрократическим порядкам, Габби пытается преодолеть возникшие трудности. решение проблемы: не взирая на множество комических препятствий, Габби удается достичь своей цели... Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему фантастического жанраисторический период, место действия: Далекое/недалекое будущее. Россия, США, другие страны, космическое простанство. обстановка, предметы быта: фантастические жилища, космические корабли и предметы быта персонажей - от полной разрухи до супертехнологий. приемы изображения действительности: квазиреалистическое или футуристическое изображение событий в «своих государствах, космических кораблях», условно-гротескное изображение жизни во «враждебных государствах, космических кораблях». персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи (космонавты, военнослужащие, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (космонавты, военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Одежда: форма космонавтов, военная форма, обычная гражданская одежда. Телесложение - спортивное, крепкое. Лексика - деловая, мимика и жесты подчинены текущим функциям. существенное изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, диверсии, убийства). возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, как, нередко, и жизнь всех мирных персонажей демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой. Вариация: после ядерной катастрофы остается лишь несколько выживших. поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией, или попытка оставшихся в живых после взрывов атомных бомб как-то приспособиться к новым условиях существования. решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, возвращение к мирной жизни, или адаптация оставшихся в живых после ядерной атаки к новым суровым условиям.
Линия смерти / Конечный срок / Deathline. Канада-Голландия, 1997. Режиссер Т.Такач. исторический период, место действия: Москва, недалекое будущее. обстановка, предметы быта: улицы и квартиры Москвы. приемы изображения действительности: квазиреалистическое изображение событий. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: Главный герой - американец. Его одежда, лексика, мимика и жесты соответствуют «среднестатистическому» уровню. Его убийцы выглядят мерзко, их жесты и мимика выражают жестокость и злобу. существенное изменение в жизни персонажей: американец приезжает в Москву, там его грабят и убивают бандиты... возникшая проблема: главный герой убит, а его убийцы живы и на свободе. поиски решения проблемы: ученые решают испытать новый оживляющий препарат на главном герое. решение проблемы: препарат оживляет героя, и находит в себе силы отомстить своим убийцам...
Армагеддон / Armageddon. США, 1998. Режиссер М.Бэй. исторический период, место действия: Недалекое будущее, космос. обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов, налаженный комфортабельный быт американцев астронавтов, неряшливый - у их русских коллег. приемы изображения действительности: гротеск, по отношении к русским космонавтам - на грани карикатуры. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные американские астронавты (симпатичные, сильные, смелые, честные, патриотичные, верные гражданскому долгу) и безалаберные российские космонавты (их командир - вообще находится на борту пьяным). Лексика персонажей проста и связана с космической спецификой. Одежда персонажей - космическая форма. существенное изменение в жизни персонажей: к Земле приближается гигантский метеорит... возникшая проблема: жизнь всех землян находится под угрозой, грядет конец человеческой цивилизации - Армагеддон. поиски решения проблемы: американцы посылают космическую экспедицию для того, чтобы взорвать метеорит, по пути они стыкуются с российской орбитальной станцией, чтобы пополнить запас горючего. решение проблемы: американцам удается взорвать гигантский метеорит.
Глубокое воздействие / Столкновение с бездной / Deep Impact. США, 1998. Режиссер М.Лидер. исторический период, место действия: Недалекое будущее. США, космическое пространство. обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов, налаженный комфортабельный быт астронавтов. приемы изображения действительности: квазиреалистические. персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные американские и русский астронавты (симпатичные, сильные, смелые, честные). Лексика персонажей проста и связана с космической спецификой. Одежда персонажей - космическая форма. существенное изменение в жизни персонажей: к Земле приближается гигантская комета... возникшая проблема: жизнь всех землян находится под угрозой... поиски решения проблемы: земляне посылают совместную американо-российскую космическую экспедицию для того, чтобы взорвать комету... решение проблемы: астронавтам удается взорвать комету, но ее остатки все-таки достигают Земли и наносят ей урон... | |
17.09.2010 г. | |
Наверх |