ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Словарь современной культуры >> Западное кино о России >> Кинематографические стереотипы российской темы на западном экране в современную эпоху

Кинематографические стереотипы российской темы на западном экране в современную эпоху

Печать
АвторАлександр Федоров, проф., д-р. пед. наук  

(1992-2010 годы)

Контент-анализ западных фильмов на российскую тему, созданных в период с 1992 по 2010 годы позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим образом:

- ретро: преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура, концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.);

- современность: беспомощность и  коррупционность российских властей,  которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью: постсоветская Россия - страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей;

- русские эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность).

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему драматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских и/или советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей.

приемы изображения действительности: реалистичное или условно-гротескное изображение жизни людей.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  персонажи - носители демократических идей; отрицательные персонажи - носители антигуманных, террористических, милитаристских идей. Персонажей часто разделяет не только социальный, но и материальный статус. Российские персонажи нередко показаны грубыми и жестокими тапами, с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными  голосовыми тембрами.

существенное  изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи (например, террористический акт или иное преступление).

возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем, и жизнь  целых народов/стран  под угрозой.

поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными.

решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей, возвращение к мирной жизни.

 

Ветер с востока / Vent d'est. Франция, 1993.  Режиссер Р.Энрико.

исторический период, место действия: Княжество Лихтенштейн, май 1945.

обстановка, предметы быта: ухоженные улицы и благоустроенные дома Лихтенштейна;  скромный быт солдат и офицеров Первой русской национальной армии (воевавшей на стороне Третьего Рейха), пытающейся найти защиту от наступающих советских войск после поражения нацисткой Германии.

приемы изображения действительности: реалистичные, стремящееся к   документальной объективности.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: солдаты и офицеры русской национальной армии (особенно их генерал Б.А.Смысловский в  колоритном исполнении М.МакДауэлла), изображенные в целом позитивно, - это честные воины, со  скупыми лексикой, жестами и мимикой; и члены княжеской семьи, правительства Лихтенштейна - потомственные аристократы, с сочувствием относящиеся к стремлению отряда Смысловского уйти от репрессий большевиков.

существенное  изменение в жизни персонажей: руководство советской армии требует от правительства нейтрального Лихтенштейна выдачи солдат и офицеров Первой русской национальной армии как изменников Родины.

возникшая проблема:  жизнь положительных  персонажей - солдат и офицеров  Первой русской национальной армии - под угрозой.

поиски решения проблемы: руководство Лихтенштейна вступает в переговоры с представителями СССР.

решение проблемы: положительные персонажи, не пожелавшие добровольно сдаться советской армии, остаются под защитой Княжества Лихтенштейн, не уступившего давлению со стороны СССР.

 

Враг у ворот / Enemy  at  the  Gates. США-ФРГ-Великобритания,  2001. Режиссер   Ж.-Ж.Анно.

исторический период, место действия: СССР 1942-1943 годов, Сталинград.

обстановка, предметы быта:  скудный фронтовой быт, остатки разрушенных войной городских строений.

приемы изображения действительности: квазиреалистичные, сохраняющие видимость  документальной объективности (при этом в отношении изображения формы и быта советских солдат допущено множество искажений и нелепостей).

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  советские и нацистские солдаты и офицеры. Их разделяет идеологический статус. Нацисты - профессиональные, умные и честные военные, их речь, мимика и жесты соответствуют армейскому уставу. Их советские противники меньше считаются с уставом, суровые советские офицеры расстреливают отступающих солдат. Немецкая армия дисциплинирована и хорошо организована (танки, самолёты, мотоциклы, различные виды стрелкового оружия). У советской армии всего этого явно мало, зато отчетливо показано, как солдат в виде «человеческого мяса»,  гонят на бойню безжалостные начальники...

существенное  изменение в жизни персонажей:  положение советских войск критическое, им пришлось отдать нацистам половину города...

возникшая проблема:  советская армия может проиграть битву на Волге.

поиски решения проблемы: советские войска мобилизуют все силы для победы, снайпер Зайцев точными выстрелами уничтожает врагов.

решение проблемы: советская армия побеждает немецкую, а снайпер Зайцев убивает главного нацистского аса снайперского дела...

 

К-19 / K-19: The Widowmaker. Великобритания-США-ФРГ-Канада, 2002. Режиссер К.Бигелоу.

исторический период, место действия: 1961 год, океан.

обстановка, предметы быта: служебные отсеки и каюты подводной лодки.

приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие   документальную объективность.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  командир советской атомной подлодки К-19, его экипаж.   Командир обаятелен, умен, честен, одет в военную форму, у него правильная   речь, мимика и жесты соответствуют канонам военного моряка. Его подчиненные также одеты в военную форму, это   профессионалы своего дела.

существенное  изменение в жизни персонажей: в одном из отсеков подлодки происходит авария, происходит утечка радиации.

возникшая проблема:  экипажу подлодки нужно во что бы то ни стало ликвидировать аварию.

поиски решения проблемы: командир подлодки и его экипаж пытаются справиться с аварией самостоятельно, не прибегая к помощи американского подводного флота.

решение проблемы: героизм советских подводников позволяет им ликвидировать последствия аварии.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему жанра триллера или детектива

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей (или несколько получше, если речь идет о современной России), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (однако, находясь на территории враждебной страны, шпионы приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям противника).

приемы изображения действительности: как правило, несколько гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  (сотрудники контрразведки, разведчики/шпионы, диверсанты, мирные граждане) и отрицательные (те же лица, правда, кроме мирных граждан, плюс террористы, преступники, бандиты, маньяки). Разделенные идеологией и мировоззрением или без акцентирования оного, персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста:  шпионы и преступники могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть симпатично, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность...  Российские отрицательные персонажи показаны грубыми и жестокими, с примитивной лексикой, нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными  тембрами голосов...

существенное  изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (террористически акт, шпионаж,  шантаж, кража государственных секретов, убийства и пр.).

возникшая проблема: нарушение закона.

поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование отрицательных  персонажей.

решение проблемы: положительные персонажи разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных.

 

Гражданин Х / Citizen X.  США, 1995. Режиссер К.Джеролмо.

Эвиленко / Evilenko. Италия, 2004. Режиссер  Д.Гриеко.

исторический период, место действия: СССР/Россия 1980-х-начала 1990-х годов.

обстановка, предметы быта: невзрачные улицы, скромные жилища, учреждения и предметы быта российских и/или советских персонажей.

приемы изображения действительности: псевдообъективное, но на деле гротескное изображение жизни людей в СССР/России: нищета, голодные изможденные граждане...

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: отрицательный персонаж - серийный маньяк (прообразом которого стал убийца десятков несовершеннолетних А.Чикатило); положительные персонажи - сотрудники милиции. Персонажи одеты серо, невзрачно.

существенное  изменение в жизни персонажей: серийный маньяк терроризирует жизнь южного города, насилуя и убивая несовершеннолетних  девушек.

возникшая проблема:  многолетние безрезультатные поиски маньяка ставят под угрозу репутацию советской/российской  милиции и держат в страхе тысячи мирных людей.

поиски решения проблемы: положительные персонажи пытаются найти маньяка.

решение проблемы: серийный маньяк найден и арестован...

 

Энтони Циммер / Anthony Zimmer. Франция, 2005. Режиссер Ж.Салль.

исторический период, место действия: Франция 2000-х годов.

обстановка, предметы быта: улицы, апартаменты отелей французских городов.

приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по части изображения положительных персонажей;  гротеск по отношению к персонажам отрицательным; обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: отрицательные персонажи - представители русской мафии; положительные персонажи - агенты интерпола. Все персонажи одеты  в добротную модную одежду. Объединяет их сдержанность проявления чувств и мыслей. Среди положительных персонажей выделяется обворожительная красавица Кьяра в исполнении Софии Марсо.

существенное  изменение в жизни персонажей: русская мафия и связанный с ней неуловимый Энтони Циммер, по-видимому, хочет прибрать к  рукам весь Лазурный берег Франции...

возникшая проблема: спокойная курортная жизнь французов в Ницце под угрозой. Поймать пособника русской мафии - неуловимого Циммера трудно. Помимо всего прочего он еще и пластическую операцию себе сделал...

поиски решения проблемы: французская полиция и интерпол пытаются выйти на след  Циммера и русской мафии...

решение проблемы: только красавице Кьяре под силу справиться с русской мафией, что и происходит в финале фильма...

 

Транссибирский экспресс  / Transsiberian. Великобритания-ФРГ-Испания-Литва, 2008. Режиссер Б.Андресон.

исторический период, место действия: Россия,  XXI век.

обстановка, предметы быта: купе и коридоры транссибирского поезда, вокзал, сибирская тайга, гостиничный номер.

приемы изображения действительности: бытовая обстановка и все персонажи изображены вполне реалистично, хотя и с некой долей условности и гротеска.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные персонажи - молодая супружеская пара американцев, которые едут на транссибирском поезде с Дальнего Востока в Москву, они одеты в добротную одежду. Отрицательные - их (как потом выясняется) криминальный попутчик и коварный милиционер Гринько.

существенное  изменение в жизни персонажей: Американка, не желая подвергнуться насилию, убивает своего криминального попутчика, связанного с наркомафией. Чуть позже жестокий Гринько хочет убить беззащитных американцев...

возникшая проблема: жизнь американцев под угрозой.

поиски решения проблемы: американцы пытаются выжить в дикой варварской России.

решение проблемы: американцам удается вырваться из лап милиционеров-мафиозников и добраться сначала до Москвы, а потом до США.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему  жанра action (боевиков)

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей (если они, конечно, не мафия и не коррумпированные чиновники), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (если последние, конечно, находятся на Западе, а не на территории России/СССР), унифицированные фактуры военных объектов - баз, кабин самолетов и танков, палуб военных кораблей, отсеков подлодок.

приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  персонажи (военные любых родов войск, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Разделенные идеологией и мировоззрением, или без акцента на оные, персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: в западных фильмах российские/советские персонажи (солдаты, офицеры) показаны грубыми и жестокими типами с примитивной лексикой, злобными лицами, активной жестикуляцией и неприятными  тембрами голосов.

существенное  изменение в жизни персонажей:  отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, теракты, диверсии,  убийства).

 возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, как, нередко, и жизнь всех  мирных  персонажей  демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой.

поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с  вражеской агрессией

решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, террористов, бандитов, возвращение к мирной жизни.

 

Святой / The Saint. США, 1997. Режиссер Ф.Нойс.

исторический период, место действия:  Москва,  1990-е годы.

обстановка, предметы быта: московские улицы интерьеры квартир, подземные лабиринты.  

приемы изображения действительности: мрачные фактуры, интерьеры, костюмы и пр. поданы в гротескном ключе. Москва выглядит  темным, грязным, неприветливым  городом, с нестабильным политическим режимом.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные персонажи - мужественный и ловкий американец Святой и ученая-британка; отрицательные персонажи - российская мафия,  состоящая из личностей малосимпатичных, хотя ловких и сильных; лексика всех  персонажей незамысловата. Мимика и жесты часто утрированны.

существенное  изменение в жизни персонажей: глава российской мафии некто Третьяк спрятал все запасы топлива... Он замышляет также государственный переворот...

возникшая проблема:  зимние холода угрожают жизни жителям Москвы, оставшейся без тепла...  Да и грядущий военно-мафиозный переворот тоже не подарок...

поиски решения проблемы: британка изобрела формулу управляемой ядерной реакции, с помощью которой может разрешиться энергетический кризис...

решение проблемы: Независимый борец за справедливость по кличке Святой, проявив чудеса героизма, спасает Россию от военно-мафиозного переворота и от энергетического кризиса...  

 

Бегущий  красный  /  Running Red. США, 1999.  Режиссер Дж.Джейкобс.

исторический период, место действия: Испания 1980-х годов и США 1990-х годов.

обстановка, предметы быта: военная база на побережье Испании, улицы и дома в США, благоустроенный быт жизни средней американской семьи.

приемы изображения действительности:  фактуры, интерьеры, костюмы и пр. изображены в реалистическом ключе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные персонажи - американская семья: отец (эмигрант из СССР, бывший десантник советского спецназа, который выдает себя за коренного американца), мать и их десятилетняя дочь; отрицательные персонажи -  бывшие советские спецназовцы, обосновавшиеся в США. Последние изображены карикатурно: форсированная мимика и жесты, примитивная, грубая лексика. Советские персонажи одеты серо, невзрачно.

существенное  изменение в жизни персонажей: главный герой неожиданно встречается со своими бывшими сослуживцами из советского спецназовца, ныне возглавляющими русскую мафию в США.

возникшая проблема: на главного героя оказывается психологическое давление: бывшие спецназовцы пытаются принудить главного героя убить их соперника - американского мафиози. Выбор героя не велик: стать наемным убийцей или потерять свою семью.

поиски решения проблемы: положительный герой, боясь своего разоблачения (свое прошлое и национальное происхождение он долгие годы скрывал ото всех, включая свою жену), вынужден уступить давлению своих бывших сослуживцев.

решение проблемы: положительный герой с честью выходит из сложной ситуации...

 

Индиана Джонс и Храм хрустального черепа / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull. США, 2008. Режиссер С.Спилберг.

исторический период, место действия: 1957 год.  Северная и Южная Америка.

обстановка, предметы быта:  джунгли, пустыни, военные базы, военные принадлежности (форма, оружие и пр.).

приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. выглядят условно, что  особенно хорошо заметно в свойственных данному жанру  сценах драк и перестрелок.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  положительный мужественный и непобедимый американский профессор-археолог Инидиана Джонс и отрицательные советские спецназовцы (изображенные в гротескном ключе). Лексика персонажей проста, а многих связана с  армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто  утрированны. Одежда большинства персонажей - военная форма. Их физическое развитие явно выше среднего.

существенное  изменение в жизни персонажей:  Индиану Джонса захватывают в плен советские спецназовцы.

возникшая проблема:  жизнь американца находится под угрозой.

поиски решения проблемы: доблестный американский профессор решает бороться с наглыми советскими десантниками.

решение проблемы: победа  Индианы Джонса над  советскими спецназовцами.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему  мелодраматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей (если они не олигархи и мафиозные «новые русские»), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей.

приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: мужской и женский  персонажи с контрастным идеологическим и социальным  статусом или без оного. Персонажи, как правило, обладают стройным телосложением и выглядят вполне симпатично. Их одежда, лексика и мимика находятся в «среднестатистических» рамках.

существенное  изменение в жизни персонажей: встреча мужского и женского персонажей

возникшая проблема: национальный,  идеологический и/или социальный мезальянс, «культурный шок», взаимное непонимание.

поиски решения проблемы: персонажи преодолевают национальные, идеологические и социальные препятствия на пути их любви.

решение проблемы: свадьба/любовная гармония (в большинстве случаев), смерть, разлука  персонажей (в виде исключения из правила).

Русская невеста / The Russian Bride. Великобритания, 2001. Режиссер  Н.Рэнтон.

исторический период, место действия: Великобритания, Лондон, 2001 год.

обстановка, предметы быта: квартира представителя британского «среднего класса»  Кристофера, лондонские  улицы.

приемы изображения действительности:  реалистичные, позитивные  по отношению к положительным персонажам, в первую очередь  - к русской жене Кристофера - Наташе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  британские персонажи - типичные представители среднего класса, действиями которых движет расчет. Наташе трудно приспособиться к жизни в стране с иными социокультурными традициями.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - они одеты добротно, хотя и без особого изыска. Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: привыкшая к «бесшабашной»  российской жизни Наташа выходит замуж за пожилого британца и поселяется в его лондонской квартире.

возникшая проблема: вскоре Наташа обнаруживает, что муж не испытывает к ней сексуального интереса, и что ее миссия практически не отличается от служанки: она вынуждена целыми днями готовить и убирать...

поиски решения проблемы:  приятель Кристофера - безработный Эдди, ощущая ее проблемы, пытается приударить за Наташей...

решение проблемы:  и тут, увы, начинаются неприятности: Наташе уже не до любовной интрижки, в живых бы остаться...

Именинница / Девушка на день рожденья / Birthday Girl. Великобритания-США, 2001. Режиссер  Дж.Батерворт.

исторический период, место действия: Великобритания, пригород Лондона, 2001 год.

обстановка, предметы быта: скромная квартира банковского клерка  Джона, банковский офис, лондонские  улицы.

приемы изображения действительности:  несколько утрированные (так как по жанру фильм представляет собой синтез мелодрамы, комедии и триллера) по отношению к положительному персонажу - Джону, смешанные - к его русской жене Наде.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  Джон показан одиноким человеком, мечтавшим о любви русской красавицы...  Основная одежда британских персонажей вполне современная, без особого изыска. Надя одета подчеркнуто вульгарно. Лексика персонажей  проста. Надя, вообще, поначалу способна изъясняться только форсированными жестами и мимикой. Правда, при этом (с акцентом) матерится по-русски...

существенное  изменение в жизни персонажей: привыкшая к авантюрной  российской жизни, связанная с русским криминалом  Надя выходит замуж за  британского банковского служащего Джона поселяется в его  квартире в пригороде Лондона.

возникшая проблема: вскоре Джон обнаруживает, что Надя не знает ни слова по-английски, да тут еще появляются двое ее российских «родственника» с бандитскими повадками, которые заставляют Джона участвовать в ограблении банка, в котором он служит...

поиски решения проблемы:  опасаясь за жизнь Нади, в которую он по-настоящему влюбился, Джон вынужден ввязаться в авантюру с ограблением банка...

решение проблемы:  несмотря ни на что любовь побеждает...

 

Лиля навсегда / Lilja 4-ever. Швеция-Дания, 2002.  Режиссер Л.Мудиссон.

исторический период, место действия: Постсоветское пространство и Швеция, 2002 год.

обстановка, предметы быта: квартиры и улицы небольшого постсоветского городка, квартира в шведском городе, городские  улицы.

приемы изображения действительности:  реалистичные, позитивные  по отношению к положительным персонажам, в первую очередь  - к шестнадцатилетней  Лиле.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  шведские персонажи - типичные представители среднего класса, действиями которых движет расчет.  Лиля, ее русские родственники и знакомые живут в ужасающей бедности, не в силах приспособиться к постсоветской жизни.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - шведы одеты добротно, русские - убого, безвкусно. Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: уставшая от трудностей жизни Лиля соглашается уехать в Швецию по приглашению одного из своих знакомых парней.

возникшая проблема: вскоре Лиля обнаруживает, что ее  «благодетель» привез ее в Швецию, чтобы превратить в проститутку...

поиски решения проблемы:  Лиля пытается вырваться из капкана...

решение проблемы:  к сожалению, Лилю ждет печальный финал...

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему комедийного жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей.

приемы изображения действительности: жизнь людей во «враждебных государствах»,  как правило, представлена условно-гротескно.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: персонажи с контрастным идеологическим  и социальным статусом или без оного. Одежда западных персонажей выглядит лучше российских/советских. Телосложение, лексика, мимика и жесты дифференцированы, но в целом если главные персонажи по воле сюжета влюбляются друг в друга, то они  обладают приятной внешностью.

существенное  изменение в жизни персонажей: главные  персонажи либо влюбляются при забавных/эксцентрических обстоятельствах, либо  западные, российские/советские персонажи просто встречаются, находясь при этом  на чужой территории.

возникшая проблема: национальный,  социальный, идеологический (последний -   в фильмах о советских временах) мезальянс, «культурный шок», взаимное непонимание.

поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций персонажи преодолевают  социальные и национальные  препятствия.

решение проблемы: совместное решение проблемы, дружба, либо свадьба/любовная гармония, окрашенные  юмором.

 

Русская кукла / Russian Doll. Австралия, 2001. Режиссер С.Казанцидис.

исторический период, место действия:  Австралия, 2001 год.

обстановка, предметы быта: комфортабельные жилища и современные предметы быта австралийцев.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), австралийская обстановка и персонажи показаны с явной симпатией. По отношению к главной героине - русской невесте Кате - приемы изображения меняются по ходу сюжета: от гротеска (в ее начальном  статусе), до симпатии.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: австралийские персонажи - типичные представители среднего класса.  Катя, по-видимому, в своем Петербурге жила в бедности.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - австралийцы одеты добротно, Катя поначалу - похуже. Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: Катя приезжает из Санкт-Петербурга в  далекую Австралию по брачному объявлению.

Возникшая проблема: Катя обнаруживает, что ее предполагаемый жених мертв, в результате остается одна в чужой стране, без средств к существованию...

поиски решения проблемы: Катя пытается найти выход из создавшегося положения и тут встречает австралийца Этана...

решение проблемы: Этан предлагает Кате помощь в виде фиктивного брака с его приятелем...

 

Вытаскивая Бориса / Spinning Boris. США, 2003. Режиссер Р.Споттисвуд.

исторический период, место действия:  Россия, Москва, 1996.

обстановка, предметы быта: номера в отеле, офисы, московские улицы.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра),  московская обстановка и российские персонажи показаны с ироничной симпатией.  Американские персонажи изображены в сугубо позитивном ключе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  американские персонажи - типичные представители топ-менеджеров, политологов, они деловитые, целеустремленные. Русские, напротив, безалаберные, мало чего понимающие и умеющие.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - американцы одеты в деловые костюмы. Некоторые их русских одеты вульгарно.  Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: группа американских политологов и имиджмейкеров прилетает в Москву, чтобы помочь больному Б. Ельцину выиграть президентские выборы.

возникшая проблема: безалаберность в правительственных кругах России, минимальная популярность Ельцина у избирателей и предвыборный натиск коммунистов ставит под угрозу план американцев.

поиски решения проблемы:  с помощью хитроумных политтехнологий и продуманного PR  американцы постепенно преодолевают возникшие трудности.

решение проблемы: в итоге американская команда добивается победы Б.Ельцина на президентских выборах.

 

Всё или ничего: московская окружная /  All or Nothing: A Moscow Detour. США, 2004. Режиссер Г.Блоч.

исторический период, место действия:  Москва, 2004 год.

обстановка, предметы быта: интерьеры московских домов и гостиниц, улицы, дороги.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра),  американцы и русские показаны с симпатией.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  американцы одеты модно, российские персонажи - похуже. Лексика персонажей проста,  мимика и жесты  утрированы...

существенное  изменение в жизни персонажей: Американка Габби прилетает из Нью-Йорка в Москву, чтобы встретиться со своим отцом, который стал в России нефтяным олигархом.

возникшая проблема:  под влиянием Габби отец сначала обещает ей вернуться в США, но потом пытается остаться в Москве.

поиски решения проблемы:  приноравливаясь к российскому образу жизни и его бюрократическим порядкам, Габби пытается преодолеть возникшие трудности.

решение проблемы:  не взирая на множество комических препятствий, Габби удается достичь своей цели...

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему фантастического жанра

исторический период, место действия: Далекое/недалекое будущее. Россия, США, другие страны, космическое простанство.

обстановка, предметы быта: фантастические жилища, космические корабли и предметы быта  персонажей - от полной разрухи до супертехнологий.

приемы изображения действительности: квазиреалистическое или футуристическое изображение событий в «своих государствах, космических кораблях»,  условно-гротескное изображение жизни во «враждебных государствах, космических кораблях».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  персонажи (космонавты, военнослужащие, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (космонавты, военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Одежда: форма космонавтов, военная форма, обычная гражданская одежда. Телесложение - спортивное, крепкое. Лексика - деловая, мимика и  жесты подчинены текущим функциям.

существенное  изменение в жизни персонажей:    отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, диверсии,  убийства).

 возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, как, нередко, и жизнь всех  мирных  персонажей  демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой. Вариация: после ядерной катастрофы остается лишь несколько выживших.

поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с  вражеской агрессией, или попытка оставшихся в живых после взрывов атомных бомб как-то приспособиться к новым условиях существования.

решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, возвращение к мирной жизни, или адаптация оставшихся в живых после ядерной атаки к новым суровым условиям.

 

Линия смерти / Конечный срок / Deathline. Канада-Голландия, 1997. Режиссер Т.Такач.

исторический период, место действия: Москва, недалекое будущее.

обстановка, предметы быта: улицы и квартиры Москвы.

приемы изображения действительности: квазиреалистическое изображение событий.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  Главный герой - американец. Его одежда, лексика, мимика и  жесты соответствуют «среднестатистическому» уровню. Его убийцы выглядят мерзко, их жесты и мимика выражают жестокость и злобу.

существенное  изменение в жизни персонажей: американец приезжает в Москву, там его грабят и убивают бандиты...

возникшая проблема:  главный герой убит, а его убийцы живы и на свободе.

поиски решения проблемы: ученые решают испытать новый оживляющий  препарат на главном герое.

решение проблемы: препарат оживляет героя,  и находит в себе силы отомстить своим убийцам...

 

Армагеддон / Armageddon. США, 1998. Режиссер М.Бэй.

исторический период, место действия: Недалекое будущее, космос.

обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов, налаженный комфортабельный быт американцев астронавтов,  неряшливый -  у их русских коллег.

приемы изображения действительности:  гротеск, по отношении к русским космонавтам -  на грани карикатуры.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:   положительные американские астронавты (симпатичные, сильные, смелые, честные, патриотичные, верные гражданскому долгу)  и безалаберные российские космонавты (их командир - вообще находится на борту  пьяным).  Лексика персонажей проста и связана с  космической спецификой. Одежда  персонажей -  космическая форма.

существенное  изменение в жизни персонажей: к Земле приближается гигантский метеорит...

возникшая проблема:  жизнь всех землян находится под угрозой, грядет конец человеческой цивилизации  - Армагеддон.

поиски решения проблемы: американцы посылают космическую экспедицию для того, чтобы взорвать метеорит, по пути они стыкуются с российской орбитальной станцией, чтобы пополнить запас горючего.

решение проблемы: американцам удается взорвать гигантский метеорит.

 

Глубокое воздействие / Столкновение с бездной / Deep Impact. США, 1998. Режиссер М.Лидер.

исторический период, место действия: Недалекое будущее. США, космическое пространство.

обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов, налаженный комфортабельный быт астронавтов.

приемы изображения действительности:  квазиреалистические.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:   положительные американские и русский астронавты (симпатичные, сильные, смелые, честные).  Лексика персонажей проста и связана с  космической спецификой. Одежда  персонажей -  космическая форма.

существенное  изменение в жизни персонажей: к Земле приближается гигантская комета...

возникшая проблема:  жизнь всех землян находится под угрозой...

поиски решения проблемы: земляне посылают совместную американо-российскую космическую экспедицию для того, чтобы взорвать комету...

решение проблемы:  астронавтам  удается взорвать комету, но ее остатки все-таки достигают Земли и наносят ей урон...

 К оглавлению

Вперёд

Назад


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение