ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Список доброкачественной литературы
Список доброкачественной литературы



Пока мы – дети, у нас нет проблем с выбором чтения. Корпус детской литературы на русском языке обширен и имеет отменное качество. Но стоит вырасти и получить возможность самостоятельно окунуться в книжное море, как встаёт проблема – какую книгу выбрать. Если брать первую попавшуюся, легко отравиться – бездарная и низкопробная литература сплошь и рядом соседствует с добротно сделанной, но такой, от которой на душе остаётся долгий неприятный осадок. Хочется иметь список гарантированного хорошего чтения, список книг, которые учат добру.

Мы не претендуем на то, что нам удалось перечислить все хорошие книги. Было бы грустно, если бы такой список был легко обозрим. Например, в нём нет (или почти нет) русской классики – она и так у всех на слуху. Также в список вошли по одной книге от каждого автора – именно той, на которую прежде всего хотелось бы обратить внимание.

С удовольствием примем Ваши пожелания по расширению списка. Присылайте авторов и названия на адрес: kulturolog@yandex.ru

Благодарим за активное участие в подготовке и пополнению списка Симонову Елену, Дьяконову Ирину, Атавину Александру, Иманкулову Елену, Нужину Марию.

 

Кинематографические стереотипы российской темы на западном экране в современную эпоху

Печать
АвторАлександр Федоров, проф., д-р. пед. наук  

(1992-2010 годы)

Контент-анализ западных фильмов на российскую тему, созданных в период с 1992 по 2010 годы позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим образом:

- ретро: преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура, концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.);

- современность: беспомощность и  коррупционность российских властей,  которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью: постсоветская Россия - страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей;

- русские эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность).

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему драматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских и/или советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей.

приемы изображения действительности: реалистичное или условно-гротескное изображение жизни людей.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  персонажи - носители демократических идей; отрицательные персонажи - носители антигуманных, террористических, милитаристских идей. Персонажей часто разделяет не только социальный, но и материальный статус. Российские персонажи нередко показаны грубыми и жестокими тапами, с примитивной лексикой, вечно нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными  голосовыми тембрами.

существенное  изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи собираются воплотить в жизнь свои антигуманные идеи (например, террористический акт или иное преступление).

возникшая проблема: жизнь положительных персонажей, как, впрочем, и жизнь  целых народов/стран  под угрозой.

поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с отрицательными.

решение проблемы: уничтожение/арест отрицательных персонажей, возвращение к мирной жизни.

 

Ветер с востока / Vent d'est. Франция, 1993.  Режиссер Р.Энрико.

исторический период, место действия: Княжество Лихтенштейн, май 1945.

обстановка, предметы быта: ухоженные улицы и благоустроенные дома Лихтенштейна;  скромный быт солдат и офицеров Первой русской национальной армии (воевавшей на стороне Третьего Рейха), пытающейся найти защиту от наступающих советских войск после поражения нацисткой Германии.

приемы изображения действительности: реалистичные, стремящееся к   документальной объективности.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: солдаты и офицеры русской национальной армии (особенно их генерал Б.А.Смысловский в  колоритном исполнении М.МакДауэлла), изображенные в целом позитивно, - это честные воины, со  скупыми лексикой, жестами и мимикой; и члены княжеской семьи, правительства Лихтенштейна - потомственные аристократы, с сочувствием относящиеся к стремлению отряда Смысловского уйти от репрессий большевиков.

существенное  изменение в жизни персонажей: руководство советской армии требует от правительства нейтрального Лихтенштейна выдачи солдат и офицеров Первой русской национальной армии как изменников Родины.

возникшая проблема:  жизнь положительных  персонажей - солдат и офицеров  Первой русской национальной армии - под угрозой.

поиски решения проблемы: руководство Лихтенштейна вступает в переговоры с представителями СССР.

решение проблемы: положительные персонажи, не пожелавшие добровольно сдаться советской армии, остаются под защитой Княжества Лихтенштейн, не уступившего давлению со стороны СССР.

 

Враг у ворот / Enemy  at  the  Gates. США-ФРГ-Великобритания,  2001. Режиссер   Ж.-Ж.Анно.

исторический период, место действия: СССР 1942-1943 годов, Сталинград.

обстановка, предметы быта:  скудный фронтовой быт, остатки разрушенных войной городских строений.

приемы изображения действительности: квазиреалистичные, сохраняющие видимость  документальной объективности (при этом в отношении изображения формы и быта советских солдат допущено множество искажений и нелепостей).

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  советские и нацистские солдаты и офицеры. Их разделяет идеологический статус. Нацисты - профессиональные, умные и честные военные, их речь, мимика и жесты соответствуют армейскому уставу. Их советские противники меньше считаются с уставом, суровые советские офицеры расстреливают отступающих солдат. Немецкая армия дисциплинирована и хорошо организована (танки, самолёты, мотоциклы, различные виды стрелкового оружия). У советской армии всего этого явно мало, зато отчетливо показано, как солдат в виде «человеческого мяса»,  гонят на бойню безжалостные начальники...

существенное  изменение в жизни персонажей:  положение советских войск критическое, им пришлось отдать нацистам половину города...

возникшая проблема:  советская армия может проиграть битву на Волге.

поиски решения проблемы: советские войска мобилизуют все силы для победы, снайпер Зайцев точными выстрелами уничтожает врагов.

решение проблемы: советская армия побеждает немецкую, а снайпер Зайцев убивает главного нацистского аса снайперского дела...

 

К-19 / K-19: The Widowmaker. Великобритания-США-ФРГ-Канада, 2002. Режиссер К.Бигелоу.

исторический период, место действия: 1961 год, океан.

обстановка, предметы быта: служебные отсеки и каюты подводной лодки.

приемы изображения действительности: реалистичные, сохраняющие   документальную объективность.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  командир советской атомной подлодки К-19, его экипаж.   Командир обаятелен, умен, честен, одет в военную форму, у него правильная   речь, мимика и жесты соответствуют канонам военного моряка. Его подчиненные также одеты в военную форму, это   профессионалы своего дела.

существенное  изменение в жизни персонажей: в одном из отсеков подлодки происходит авария, происходит утечка радиации.

возникшая проблема:  экипажу подлодки нужно во что бы то ни стало ликвидировать аварию.

поиски решения проблемы: командир подлодки и его экипаж пытаются справиться с аварией самостоятельно, не прибегая к помощи американского подводного флота.

решение проблемы: героизм советских подводников позволяет им ликвидировать последствия аварии.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему жанра триллера или детектива

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей (или несколько получше, если речь идет о современной России), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (однако, находясь на территории враждебной страны, шпионы приспосабливаются к жилищным и бытовым условиям противника).

приемы изображения действительности: как правило, несколько гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  (сотрудники контрразведки, разведчики/шпионы, диверсанты, мирные граждане) и отрицательные (те же лица, правда, кроме мирных граждан, плюс террористы, преступники, бандиты, маньяки). Разделенные идеологией и мировоззрением или без акцентирования оного, персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста:  шпионы и преступники могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть симпатично, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность...  Российские отрицательные персонажи показаны грубыми и жестокими, с примитивной лексикой, нахмуренными лицами, активной жестикуляцией и неприятными  тембрами голосов...

существенное  изменение в жизни персонажей: отрицательные персонажи совершают преступление (террористически акт, шпионаж,  шантаж, кража государственных секретов, убийства и пр.).

возникшая проблема: нарушение закона.

поиски решения проблемы: расследование преступления, преследование отрицательных  персонажей.

решение проблемы: положительные персонажи разоблачают/ловят/уничтожают отрицательных.

 

Гражданин Х / Citizen X.  США, 1995. Режиссер К.Джеролмо.

Эвиленко / Evilenko. Италия, 2004. Режиссер  Д.Гриеко.

исторический период, место действия: СССР/Россия 1980-х-начала 1990-х годов.

обстановка, предметы быта: невзрачные улицы, скромные жилища, учреждения и предметы быта российских и/или советских персонажей.

приемы изображения действительности: псевдообъективное, но на деле гротескное изображение жизни людей в СССР/России: нищета, голодные изможденные граждане...

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: отрицательный персонаж - серийный маньяк (прообразом которого стал убийца десятков несовершеннолетних А.Чикатило); положительные персонажи - сотрудники милиции. Персонажи одеты серо, невзрачно.

существенное  изменение в жизни персонажей: серийный маньяк терроризирует жизнь южного города, насилуя и убивая несовершеннолетних  девушек.

возникшая проблема:  многолетние безрезультатные поиски маньяка ставят под угрозу репутацию советской/российской  милиции и держат в страхе тысячи мирных людей.

поиски решения проблемы: положительные персонажи пытаются найти маньяка.

решение проблемы: серийный маньяк найден и арестован...

 

Энтони Циммер / Anthony Zimmer. Франция, 2005. Режиссер Ж.Салль.

исторический период, место действия: Франция 2000-х годов.

обстановка, предметы быта: улицы, апартаменты отелей французских городов.

приемы изображения действительности: нейтрально-корректные по части изображения положительных персонажей;  гротеск по отношению к персонажам отрицательным; обстановка, интерьеры выглядят вполне реалистично.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: отрицательные персонажи - представители русской мафии; положительные персонажи - агенты интерпола. Все персонажи одеты  в добротную модную одежду. Объединяет их сдержанность проявления чувств и мыслей. Среди положительных персонажей выделяется обворожительная красавица Кьяра в исполнении Софии Марсо.

существенное  изменение в жизни персонажей: русская мафия и связанный с ней неуловимый Энтони Циммер, по-видимому, хочет прибрать к  рукам весь Лазурный берег Франции...

возникшая проблема: спокойная курортная жизнь французов в Ницце под угрозой. Поймать пособника русской мафии - неуловимого Циммера трудно. Помимо всего прочего он еще и пластическую операцию себе сделал...

поиски решения проблемы: французская полиция и интерпол пытаются выйти на след  Циммера и русской мафии...

решение проблемы: только красавице Кьяре под силу справиться с русской мафией, что и происходит в финале фильма...

 

Транссибирский экспресс  / Transsiberian. Великобритания-ФРГ-Испания-Литва, 2008. Режиссер Б.Андресон.

исторический период, место действия: Россия,  XXI век.

обстановка, предметы быта: купе и коридоры транссибирского поезда, вокзал, сибирская тайга, гостиничный номер.

приемы изображения действительности: бытовая обстановка и все персонажи изображены вполне реалистично, хотя и с некой долей условности и гротеска.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные персонажи - молодая супружеская пара американцев, которые едут на транссибирском поезде с Дальнего Востока в Москву, они одеты в добротную одежду. Отрицательные - их (как потом выясняется) криминальный попутчик и коварный милиционер Гринько.

существенное  изменение в жизни персонажей: Американка, не желая подвергнуться насилию, убивает своего криминального попутчика, связанного с наркомафией. Чуть позже жестокий Гринько хочет убить беззащитных американцев...

возникшая проблема: жизнь американцев под угрозой.

поиски решения проблемы: американцы пытаются выжить в дикой варварской России.

решение проблемы: американцам удается вырваться из лап милиционеров-мафиозников и добраться сначала до Москвы, а потом до США.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему  жанра action (боевиков)

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей (если они, конечно, не мафия и не коррумпированные чиновники), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей (если последние, конечно, находятся на Западе, а не на территории России/СССР), унифицированные фактуры военных объектов - баз, кабин самолетов и танков, палуб военных кораблей, отсеков подлодок.

приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескное изображение жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  персонажи (военные любых родов войск, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Разделенные идеологией и мировоззрением, или без акцента на оные, персонажи, как правило, обладают крепким телосложением и выглядят согласно установкам источника медиатекста: в западных фильмах российские/советские персонажи (солдаты, офицеры) показаны грубыми и жестокими типами с примитивной лексикой, злобными лицами, активной жестикуляцией и неприятными  тембрами голосов.

существенное  изменение в жизни персонажей:  отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, теракты, диверсии,  убийства).

 возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, как, нередко, и жизнь всех  мирных  персонажей  демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой.

поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с  вражеской агрессией

решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, террористов, бандитов, возвращение к мирной жизни.

 

Святой / The Saint. США, 1997. Режиссер Ф.Нойс.

исторический период, место действия:  Москва,  1990-е годы.

обстановка, предметы быта: московские улицы интерьеры квартир, подземные лабиринты.  

приемы изображения действительности: мрачные фактуры, интерьеры, костюмы и пр. поданы в гротескном ключе. Москва выглядит  темным, грязным, неприветливым  городом, с нестабильным политическим режимом.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные персонажи - мужественный и ловкий американец Святой и ученая-британка; отрицательные персонажи - российская мафия,  состоящая из личностей малосимпатичных, хотя ловких и сильных; лексика всех  персонажей незамысловата. Мимика и жесты часто утрированны.

существенное  изменение в жизни персонажей: глава российской мафии некто Третьяк спрятал все запасы топлива... Он замышляет также государственный переворот...

возникшая проблема:  зимние холода угрожают жизни жителям Москвы, оставшейся без тепла...  Да и грядущий военно-мафиозный переворот тоже не подарок...

поиски решения проблемы: британка изобрела формулу управляемой ядерной реакции, с помощью которой может разрешиться энергетический кризис...

решение проблемы: Независимый борец за справедливость по кличке Святой, проявив чудеса героизма, спасает Россию от военно-мафиозного переворота и от энергетического кризиса...  

 

Бегущий  красный  /  Running Red. США, 1999.  Режиссер Дж.Джейкобс.

исторический период, место действия: Испания 1980-х годов и США 1990-х годов.

обстановка, предметы быта: военная база на побережье Испании, улицы и дома в США, благоустроенный быт жизни средней американской семьи.

приемы изображения действительности:  фактуры, интерьеры, костюмы и пр. изображены в реалистическом ключе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные персонажи - американская семья: отец (эмигрант из СССР, бывший десантник советского спецназа, который выдает себя за коренного американца), мать и их десятилетняя дочь; отрицательные персонажи -  бывшие советские спецназовцы, обосновавшиеся в США. Последние изображены карикатурно: форсированная мимика и жесты, примитивная, грубая лексика. Советские персонажи одеты серо, невзрачно.

существенное  изменение в жизни персонажей: главный герой неожиданно встречается со своими бывшими сослуживцами из советского спецназовца, ныне возглавляющими русскую мафию в США.

возникшая проблема: на главного героя оказывается психологическое давление: бывшие спецназовцы пытаются принудить главного героя убить их соперника - американского мафиози. Выбор героя не велик: стать наемным убийцей или потерять свою семью.

поиски решения проблемы: положительный герой, боясь своего разоблачения (свое прошлое и национальное происхождение он долгие годы скрывал ото всех, включая свою жену), вынужден уступить давлению своих бывших сослуживцев.

решение проблемы: положительный герой с честью выходит из сложной ситуации...

 

Индиана Джонс и Храм хрустального черепа / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull. США, 2008. Режиссер С.Спилберг.

исторический период, место действия: 1957 год.  Северная и Южная Америка.

обстановка, предметы быта:  джунгли, пустыни, военные базы, военные принадлежности (форма, оружие и пр.).

приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. выглядят условно, что  особенно хорошо заметно в свойственных данному жанру  сценах драк и перестрелок.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  положительный мужественный и непобедимый американский профессор-археолог Инидиана Джонс и отрицательные советские спецназовцы (изображенные в гротескном ключе). Лексика персонажей проста, а многих связана с  армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто  утрированны. Одежда большинства персонажей - военная форма. Их физическое развитие явно выше среднего.

существенное  изменение в жизни персонажей:  Индиану Джонса захватывают в плен советские спецназовцы.

возникшая проблема:  жизнь американца находится под угрозой.

поиски решения проблемы: доблестный американский профессор решает бороться с наглыми советскими десантниками.

решение проблемы: победа  Индианы Джонса над  советскими спецназовцами.

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему  мелодраматического жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей (если они не олигархи и мафиозные «новые русские»), роскошные жилища и предметы быта западных персонажей.

приемы изображения действительности: как правило, условно-гротескные по отношению к жизни людей во «враждебных государствах».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: мужской и женский  персонажи с контрастным идеологическим и социальным  статусом или без оного. Персонажи, как правило, обладают стройным телосложением и выглядят вполне симпатично. Их одежда, лексика и мимика находятся в «среднестатистических» рамках.

существенное  изменение в жизни персонажей: встреча мужского и женского персонажей

возникшая проблема: национальный,  идеологический и/или социальный мезальянс, «культурный шок», взаимное непонимание.

поиски решения проблемы: персонажи преодолевают национальные, идеологические и социальные препятствия на пути их любви.

решение проблемы: свадьба/любовная гармония (в большинстве случаев), смерть, разлука  персонажей (в виде исключения из правила).

Русская невеста / The Russian Bride. Великобритания, 2001. Режиссер  Н.Рэнтон.

исторический период, место действия: Великобритания, Лондон, 2001 год.

обстановка, предметы быта: квартира представителя британского «среднего класса»  Кристофера, лондонские  улицы.

приемы изображения действительности:  реалистичные, позитивные  по отношению к положительным персонажам, в первую очередь  - к русской жене Кристофера - Наташе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  британские персонажи - типичные представители среднего класса, действиями которых движет расчет. Наташе трудно приспособиться к жизни в стране с иными социокультурными традициями.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - они одеты добротно, хотя и без особого изыска. Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: привыкшая к «бесшабашной»  российской жизни Наташа выходит замуж за пожилого британца и поселяется в его лондонской квартире.

возникшая проблема: вскоре Наташа обнаруживает, что муж не испытывает к ней сексуального интереса, и что ее миссия практически не отличается от служанки: она вынуждена целыми днями готовить и убирать...

поиски решения проблемы:  приятель Кристофера - безработный Эдди, ощущая ее проблемы, пытается приударить за Наташей...

решение проблемы:  и тут, увы, начинаются неприятности: Наташе уже не до любовной интрижки, в живых бы остаться...

Именинница / Девушка на день рожденья / Birthday Girl. Великобритания-США, 2001. Режиссер  Дж.Батерворт.

исторический период, место действия: Великобритания, пригород Лондона, 2001 год.

обстановка, предметы быта: скромная квартира банковского клерка  Джона, банковский офис, лондонские  улицы.

приемы изображения действительности:  несколько утрированные (так как по жанру фильм представляет собой синтез мелодрамы, комедии и триллера) по отношению к положительному персонажу - Джону, смешанные - к его русской жене Наде.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  Джон показан одиноким человеком, мечтавшим о любви русской красавицы...  Основная одежда британских персонажей вполне современная, без особого изыска. Надя одета подчеркнуто вульгарно. Лексика персонажей  проста. Надя, вообще, поначалу способна изъясняться только форсированными жестами и мимикой. Правда, при этом (с акцентом) матерится по-русски...

существенное  изменение в жизни персонажей: привыкшая к авантюрной  российской жизни, связанная с русским криминалом  Надя выходит замуж за  британского банковского служащего Джона поселяется в его  квартире в пригороде Лондона.

возникшая проблема: вскоре Джон обнаруживает, что Надя не знает ни слова по-английски, да тут еще появляются двое ее российских «родственника» с бандитскими повадками, которые заставляют Джона участвовать в ограблении банка, в котором он служит...

поиски решения проблемы:  опасаясь за жизнь Нади, в которую он по-настоящему влюбился, Джон вынужден ввязаться в авантюру с ограблением банка...

решение проблемы:  несмотря ни на что любовь побеждает...

 

Лиля навсегда / Lilja 4-ever. Швеция-Дания, 2002.  Режиссер Л.Мудиссон.

исторический период, место действия: Постсоветское пространство и Швеция, 2002 год.

обстановка, предметы быта: квартиры и улицы небольшого постсоветского городка, квартира в шведском городе, городские  улицы.

приемы изображения действительности:  реалистичные, позитивные  по отношению к положительным персонажам, в первую очередь  - к шестнадцатилетней  Лиле.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  шведские персонажи - типичные представители среднего класса, действиями которых движет расчет.  Лиля, ее русские родственники и знакомые живут в ужасающей бедности, не в силах приспособиться к постсоветской жизни.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - шведы одеты добротно, русские - убого, безвкусно. Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: уставшая от трудностей жизни Лиля соглашается уехать в Швецию по приглашению одного из своих знакомых парней.

возникшая проблема: вскоре Лиля обнаруживает, что ее  «благодетель» привез ее в Швецию, чтобы превратить в проститутку...

поиски решения проблемы:  Лиля пытается вырваться из капкана...

решение проблемы:  к сожалению, Лилю ждет печальный финал...

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему комедийного жанра

исторический период, место действия: любой отрезок времени, Россия, СССР, США, другие страны.

обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта российских/советских персонажей, роскошные жилища и предметы быта западных персонажей.

приемы изображения действительности: жизнь людей во «враждебных государствах»,  как правило, представлена условно-гротескно.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: персонажи с контрастным идеологическим  и социальным статусом или без оного. Одежда западных персонажей выглядит лучше российских/советских. Телосложение, лексика, мимика и жесты дифференцированы, но в целом если главные персонажи по воле сюжета влюбляются друг в друга, то они  обладают приятной внешностью.

существенное  изменение в жизни персонажей: главные  персонажи либо влюбляются при забавных/эксцентрических обстоятельствах, либо  западные, российские/советские персонажи просто встречаются, находясь при этом  на чужой территории.

возникшая проблема: национальный,  социальный, идеологический (последний -   в фильмах о советских временах) мезальянс, «культурный шок», взаимное непонимание.

поиски решения проблемы: в серии смешных/эксцентрических ситуаций персонажи преодолевают  социальные и национальные  препятствия.

решение проблемы: совместное решение проблемы, дружба, либо свадьба/любовная гармония, окрашенные  юмором.

 

Русская кукла / Russian Doll. Австралия, 2001. Режиссер С.Казанцидис.

исторический период, место действия:  Австралия, 2001 год.

обстановка, предметы быта: комфортабельные жилища и современные предметы быта австралийцев.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), австралийская обстановка и персонажи показаны с явной симпатией. По отношению к главной героине - русской невесте Кате - приемы изображения меняются по ходу сюжета: от гротеска (в ее начальном  статусе), до симпатии.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: австралийские персонажи - типичные представители среднего класса.  Катя, по-видимому, в своем Петербурге жила в бедности.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - австралийцы одеты добротно, Катя поначалу - похуже. Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: Катя приезжает из Санкт-Петербурга в  далекую Австралию по брачному объявлению.

Возникшая проблема: Катя обнаруживает, что ее предполагаемый жених мертв, в результате остается одна в чужой стране, без средств к существованию...

поиски решения проблемы: Катя пытается найти выход из создавшегося положения и тут встречает австралийца Этана...

решение проблемы: Этан предлагает Кате помощь в виде фиктивного брака с его приятелем...

 

Вытаскивая Бориса / Spinning Boris. США, 2003. Режиссер Р.Споттисвуд.

исторический период, место действия:  Россия, Москва, 1996.

обстановка, предметы быта: номера в отеле, офисы, московские улицы.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра),  московская обстановка и российские персонажи показаны с ироничной симпатией.  Американские персонажи изображены в сугубо позитивном ключе.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  американские персонажи - типичные представители топ-менеджеров, политологов, они деловитые, целеустремленные. Русские, напротив, безалаберные, мало чего понимающие и умеющие.   Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу - американцы одеты в деловые костюмы. Некоторые их русских одеты вульгарно.  Лексика персонажей  проста, мимика и жесты  порой форсированы.

существенное  изменение в жизни персонажей: группа американских политологов и имиджмейкеров прилетает в Москву, чтобы помочь больному Б. Ельцину выиграть президентские выборы.

возникшая проблема: безалаберность в правительственных кругах России, минимальная популярность Ельцина у избирателей и предвыборный натиск коммунистов ставит под угрозу план американцев.

поиски решения проблемы:  с помощью хитроумных политтехнологий и продуманного PR  американцы постепенно преодолевают возникшие трудности.

решение проблемы: в итоге американская команда добивается победы Б.Ельцина на президентских выборах.

 

Всё или ничего: московская окружная /  All or Nothing: A Moscow Detour. США, 2004. Режиссер Г.Блоч.

исторический период, место действия:  Москва, 2004 год.

обстановка, предметы быта: интерьеры московских домов и гостиниц, улицы, дороги.

приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра),  американцы и русские показаны с симпатией.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  американцы одеты модно, российские персонажи - похуже. Лексика персонажей проста,  мимика и жесты  утрированы...

существенное  изменение в жизни персонажей: Американка Габби прилетает из Нью-Йорка в Москву, чтобы встретиться со своим отцом, который стал в России нефтяным олигархом.

возникшая проблема:  под влиянием Габби отец сначала обещает ей вернуться в США, но потом пытается остаться в Москве.

поиски решения проблемы:  приноравливаясь к российскому образу жизни и его бюрократическим порядкам, Габби пытается преодолеть возникшие трудности.

решение проблемы:  не взирая на множество комических препятствий, Габби удается достичь своей цели...

Структура стереотипов западных фильмов на российскую тему фантастического жанра

исторический период, место действия: Далекое/недалекое будущее. Россия, США, другие страны, космическое простанство.

обстановка, предметы быта: фантастические жилища, космические корабли и предметы быта  персонажей - от полной разрухи до супертехнологий.

приемы изображения действительности: квазиреалистическое или футуристическое изображение событий в «своих государствах, космических кораблях»,  условно-гротескное изображение жизни во «враждебных государствах, космических кораблях».

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты: положительные  персонажи (космонавты, военнослужащие, мирные граждане) - носители демократических идей; агрессоры (космонавты, военнослужащие, диверсанты, террористы) - носители антигуманных идей. Одежда: форма космонавтов, военная форма, обычная гражданская одежда. Телесложение - спортивное, крепкое. Лексика - деловая, мимика и  жесты подчинены текущим функциям.

существенное  изменение в жизни персонажей:    отрицательные персонажи совершают преступление (военная агрессия, диверсии,  убийства).

 возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, как, нередко, и жизнь всех  мирных  персонажей  демократической страны (в том или ином ее понимании) под угрозой. Вариация: после ядерной катастрофы остается лишь несколько выживших.

поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с  вражеской агрессией, или попытка оставшихся в живых после взрывов атомных бомб как-то приспособиться к новым условиях существования.

решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, возвращение к мирной жизни, или адаптация оставшихся в живых после ядерной атаки к новым суровым условиям.

 

Линия смерти / Конечный срок / Deathline. Канада-Голландия, 1997. Режиссер Т.Такач.

исторический период, место действия: Москва, недалекое будущее.

обстановка, предметы быта: улицы и квартиры Москвы.

приемы изображения действительности: квазиреалистическое изображение событий.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:  Главный герой - американец. Его одежда, лексика, мимика и  жесты соответствуют «среднестатистическому» уровню. Его убийцы выглядят мерзко, их жесты и мимика выражают жестокость и злобу.

существенное  изменение в жизни персонажей: американец приезжает в Москву, там его грабят и убивают бандиты...

возникшая проблема:  главный герой убит, а его убийцы живы и на свободе.

поиски решения проблемы: ученые решают испытать новый оживляющий  препарат на главном герое.

решение проблемы: препарат оживляет героя,  и находит в себе силы отомстить своим убийцам...

 

Армагеддон / Armageddon. США, 1998. Режиссер М.Бэй.

исторический период, место действия: Недалекое будущее, космос.

обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов, налаженный комфортабельный быт американцев астронавтов,  неряшливый -  у их русских коллег.

приемы изображения действительности:  гротеск, по отношении к русским космонавтам -  на грани карикатуры.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:   положительные американские астронавты (симпатичные, сильные, смелые, честные, патриотичные, верные гражданскому долгу)  и безалаберные российские космонавты (их командир - вообще находится на борту  пьяным).  Лексика персонажей проста и связана с  космической спецификой. Одежда  персонажей -  космическая форма.

существенное  изменение в жизни персонажей: к Земле приближается гигантский метеорит...

возникшая проблема:  жизнь всех землян находится под угрозой, грядет конец человеческой цивилизации  - Армагеддон.

поиски решения проблемы: американцы посылают космическую экспедицию для того, чтобы взорвать метеорит, по пути они стыкуются с российской орбитальной станцией, чтобы пополнить запас горючего.

решение проблемы: американцам удается взорвать гигантский метеорит.

 

Глубокое воздействие / Столкновение с бездной / Deep Impact. США, 1998. Режиссер М.Лидер.

исторический период, место действия: Недалекое будущее. США, космическое пространство.

обстановка, предметы быта: интерьеры космических кораблей, офисов, налаженный комфортабельный быт астронавтов.

приемы изображения действительности:  квазиреалистические.

персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика,  мимика, жесты:   положительные американские и русский астронавты (симпатичные, сильные, смелые, честные).  Лексика персонажей проста и связана с  космической спецификой. Одежда  персонажей -  космическая форма.

существенное  изменение в жизни персонажей: к Земле приближается гигантская комета...

возникшая проблема:  жизнь всех землян находится под угрозой...

поиски решения проблемы: земляне посылают совместную американо-российскую космическую экспедицию для того, чтобы взорвать комету...

решение проблемы:  астронавтам  удается взорвать комету, но ее остатки все-таки достигают Земли и наносят ей урон...

 К оглавлению

Вперёд

Назад


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение