Роман Сергея Лукьяненко «Кваzи» - повод подумать |
Написанное ниже адресовано, прежде всего, уже прочитавшим недавно вышедший роман Сергея Лукьяненко «Кваzи», созданный в жанре, обычно определяемом как «пост-апокалипсис» (пост-ап). Краткого пересказа содержания или аннотации романа здесь не будет. Кто читал, тот и так всё поймёт. Но, не читавшему, вероятно, тоже будет любопытно и, пусть он поймёт не всё, но, возможно, решит, стоит ему браться за чтение или нет.
Я не даю подробного разбора произведения и не выношу каких-либо заключений, а лишь обращаю внимания на два интересных смысловых слоя, усмотренных мною в романе – социальный и метафизический.
Кваzи несёт в себе мощный слой социальной сатиры, социального «стёба». И дело даже не в некоторых вполне узнаваемых ныне живущих персонажах, представленных автором либо с юмором, либо со злой иронией – они лишь дополняют картину.
Главное же, что мир, наступивший после будущей катастрофы, в целом предстаёт похожим на наш, с одной оговоркой – как его видит «типичный москвич». Конечно, в гротескном виде.
Начнём с того, что мы тоже живём в «пост-апе» - постсоветском мире, получившемся после распада СССР. И вышеупомянутый типичный москвич – точнее, стереотипный образ его, видит этот мир примерно так, как он представлен в романе.
За МКАД жизни нет. Там живут страшные зомби. И это тоже бывшие люди, превратившиеся в зомби – опасных хулиганов, бандитов, наркоманов и пьяниц. Они, как и зомби – «восставшие» из романа, потеряли жизнь – пусть не в физическом, а в смысловом измерении. Потеряли, после краха советской системы, разум, устои и ориентиры. Да, где-то за МКАД есть и настоящие люди, сохранились какие-то очаги жизни и цивилизации, как-то они выживают, хотя и непонятно, как.
Кроме Москвы, впрочем, есть ещё Питер. Туда из Москвы можно безопасно добраться на быстрых транспортных средствах, на большой скорости минуя страшную мёртвую зону, где бродят эти самые зомби. В Питере тоже живут вроде люди, но какие-то странные, другие, какая-то бледная нежить.
Ревнители достоверности упрекали Лукьяненко в том, что он толком никак не объяснил, откуда в Москве еда и другие товары, где их производят, если на сотни и тысячи километров вокруг – мёртвая зона лишь с отдельными небольшими островками жизни и хозяйства.
По-моему, упрёк справедлив лишь отчасти. Всё это довольно легко, при желании, дорисовать за автора, действительно почти не утрудившегося ответом на этот вопрос. Допустим, есть сельскохозяйственные зоны, огороженные высокими заборами с колючей проволокой под напряжением. То же – нефтепромыслы и другая инфраструктура жизнеобеспечения. Доставку продуктов под охраной тоже можно обеспечить. Да, такая продукция будет заметно дороже, а люди беднее. Но так и есть – герои романа живут скромно, а богачей среди персонажей и нет.
Главное же другое. Снова посмотрим на вещи взглядом стереотипного москвича. Ему-то понятно, откуда берётся еда, одежда и всё остальное – из супермаркета. Какие могут быть вопросы?
Метафизический же слой увязан уже с вопросами посюсторонней и потусторонней жизни.
По христианскому вероучению, человек после физической смерти попадает в мир иной, в просторечии – на тот свет, находящийся за гранью нашего восприятия. Он проходит мытарства, далее идёт в рай или в ад.
В «Кваzи» же всё свершается на Земле. И учёные не знают и даже предположить не могут, отчего случилась эта катастрофа. Не видно каких-либо материальных причин и физических носителей её, вроде вирусов, излучения или чего-то подобного.
И похоже это именно на вторжение в наш мир не ощущаемого нами мира потустороннего. Как будто действительно произошло нечто сходное с настоящим Апокалипсисом. Мир схлопнулся, ад и рай опрокинулись на Землю и как-то трансформировались здесь в соответствии с земными законами.
Или, можно предложить другую умозрительную модель – допустим, «тот свет» переполнился. Либо что-то ещё там случилось, но по каким-то причинам он перестал принимать «вновь прибывших» мертвецов. Значит, мытарства, рай и ад «организуются» на Земле – конечно, в том виде, в котором это на Земле возможно.
Далее, вопрос интерпретации. Пребывание после смерти в состоянии «восставшего» зомби - это, скажем, мытарства или ад. Некоторые из «восставших», очень небольшая часть, «возвышаются» и становятся людьми – кваzи. Возможно, это рай. Кваzи бессмертны, бесстрастны, неизменны и даже питаются исключительно растительной пищей. Конечно, это довольно тоскливый «рай», пародийный, несмотря на соблюдение формальных «критериев» - во всяком случае, в обыденном восприятии рая. Да и попадают в кваzи-«рай», мягко говоря, не тем путём, каким следует. Главное же – там Бога нет, хотя церковь кваzи создали. Но ничего лучшего в рамках земных возможностей, видимо, и не может быть предоставлено.
Ждём продолжения. Автор его обещал. | ||
06.02.2017 г. | ||
Наверх |