ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Слово (язык и литература) >> Роман Сергея Лукьяненко «Кваzи» - повод подумать

Роман Сергея Лукьяненко «Кваzи» - повод подумать

Печать
АвторКирилл Дегтярев  

Написанное ниже адресовано, прежде всего, уже прочитавшим недавно вышедший роман Сергея Лукьяненко «Кваzи», созданный в жанре, обычно определяемом как «пост-апокалипсис» (пост-ап). Краткого пересказа содержания или аннотации романа здесь не будет. Кто читал, тот и так всё поймёт. Но, не читавшему, вероятно, тоже будет любопытно и, пусть он поймёт не всё, но, возможно, решит, стоит ему браться за чтение или нет.

Никита Поступкин Мгла, 2017

 

 

Я не даю подробного разбора произведения и не выношу каких-либо заключений, а лишь обращаю внимания на два интересных смысловых слоя, усмотренных мною в романе – социальный и метафизический.

 

Кваzи несёт в себе мощный слой социальной сатиры, социального «стёба». И дело даже не в некоторых вполне узнаваемых ныне живущих персонажах, представленных автором либо с юмором, либо со злой иронией – они лишь дополняют картину. 

 

Главное же, что мир, наступивший после будущей катастрофы, в целом предстаёт похожим на наш, с одной оговоркой – как его видит «типичный москвич». Конечно, в гротескном виде.

 

Начнём с того, что мы тоже живём в «пост-апе» - постсоветском мире, получившемся после распада СССР. И вышеупомянутый типичный москвич – точнее, стереотипный образ его, видит этот мир примерно так, как он представлен в романе.

 

За МКАД жизни нет. Там живут страшные зомби. И это тоже бывшие люди, превратившиеся в зомби – опасных хулиганов, бандитов, наркоманов и пьяниц. Они, как и зомби – «восставшие» из романа, потеряли жизнь – пусть не в физическом, а в смысловом измерении. Потеряли, после краха  советской системы, разум, устои и ориентиры. Да, где-то за МКАД есть и настоящие люди, сохранились какие-то очаги жизни и цивилизации, как-то они выживают, хотя и непонятно, как.

 

Кроме Москвы, впрочем, есть ещё Питер. Туда из Москвы можно безопасно добраться на быстрых транспортных средствах, на большой скорости минуя страшную мёртвую зону, где бродят эти самые зомби. В Питере тоже живут вроде люди, но какие-то странные, другие, какая-то бледная нежить.

 

Ревнители достоверности упрекали Лукьяненко в том, что он толком никак не объяснил, откуда в Москве еда и другие товары, где их производят, если на сотни и тысячи километров вокруг – мёртвая зона лишь с отдельными небольшими островками жизни и хозяйства.

 

По-моему, упрёк справедлив лишь отчасти. Всё это довольно легко, при желании, дорисовать за автора, действительно почти не утрудившегося ответом на этот вопрос. Допустим, есть сельскохозяйственные зоны, огороженные высокими заборами с колючей проволокой под напряжением. То же – нефтепромыслы и другая инфраструктура жизнеобеспечения. Доставку продуктов под охраной тоже можно обеспечить. Да, такая продукция будет заметно дороже, а люди беднее. Но так и есть – герои романа живут скромно, а богачей среди персонажей и нет.

 

Главное же другое. Снова посмотрим на вещи взглядом стереотипного москвича. Ему-то понятно, откуда берётся еда, одежда и всё остальное – из супермаркета. Какие могут быть вопросы?

 

Метафизический же слой увязан уже с вопросами посюсторонней и потусторонней жизни.

 

По христианскому вероучению, человек после физической смерти попадает в мир иной, в просторечии – на тот свет, находящийся за гранью нашего восприятия. Он проходит мытарства, далее идёт в рай или в ад.

 

В «Кваzи» же всё свершается на Земле. И учёные не знают и даже предположить не могут, отчего случилась эта катастрофа. Не видно каких-либо материальных причин и физических носителей её, вроде вирусов, излучения или чего-то подобного.

 

И похоже это именно на вторжение в наш мир не ощущаемого нами мира потустороннего. Как будто действительно произошло нечто сходное с настоящим Апокалипсисом. Мир схлопнулся, ад и рай опрокинулись на Землю и как-то трансформировались здесь в соответствии с земными законами. 

 

Или, можно предложить другую умозрительную модель – допустим, «тот свет» переполнился. Либо что-то ещё там случилось, но по каким-то причинам он перестал принимать «вновь прибывших» мертвецов. Значит, мытарства, рай и ад «организуются» на Земле – конечно, в том виде, в котором это на Земле возможно.

 

Далее, вопрос интерпретации. Пребывание после смерти в состоянии «восставшего» зомби - это, скажем, мытарства или ад. Некоторые из «восставших», очень небольшая часть, «возвышаются» и становятся людьми – кваzи. Возможно, это рай. Кваzи бессмертны, бесстрастны, неизменны и даже питаются исключительно растительной пищей. Конечно, это довольно тоскливый «рай», пародийный, несмотря на соблюдение формальных «критериев» - во всяком случае, в обыденном восприятии рая. Да и попадают в кваzи-«рай», мягко говоря, не тем путём, каким следует. Главное же – там Бога нет, хотя церковь кваzи создали. Но ничего лучшего в рамках земных возможностей, видимо, и не может быть предоставлено.

 

Ждём продолжения. Автор его обещал.


06.02.2017 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение