Компьютерный героизм |
14.02.2017 г. | ||
О месте подвига в современном обществе.
Молодой человек 19-лет (вчерашний подросток) прыгнул в
Москве с 23-го этажа и разбился (См. сообщение агентства Regnum ). Это не было самоубийством – парень хотел
остаться в живых. Это был «прыжок веры». Герои компьютерной игры Assassin's
Creed, в которую юноша ушёл с головой, совершают такие прыжки, и с ними ничего не
случается. Что может случиться с компьютерным персонажем, помимо заложенного в
программу? Запрограммирован несокрушимый герой, - так он и будет несокрушимым. У
погибшего явно оказались размыты границы между реальностью и игрой… Это –
печальное следствие погружения в виртуальность. Но значимо и другое… Парень не просто играл. Он и жить
хотел, как в игре. Он учился у компьютерных персонажей. Подражал им. Он хотел
подвига, и нашёл его образец в компьютерном мире. Почему именно там? Может
быть, потому, что в реальности таких образцов ему не попалось? Мы привыкли повторять ещё советскую фразу «В жизни всегда
есть место подвигу» (автор Максим Горький, из «Старухи Изергиль»). Однако мест
для подвига в современной жизни не так уж много. Человек борется за хорошую
жизнь, а хорошая жизнь комфортна. Она не требует свершений. Это – состояние обладания,
а не поиска. В советском прошлом к подвигам приковывалось внимание. Сегодня больше
внимания уделяется преступлениям. А место реальных подвигов заняли героические
поступки киноперсонажей, а теперь ещё – персонажей компьютерных игр. Для большей
зрелищности виртуальные подвиги становятся всё более фантастическими. Повторить
их в жизни нельзя. И в результате теряется исходный смысл подвига как образца. Подвиги
ненастоящих героев ничему не учат. И человек оказывается брошенным, он
чувствует нехватку больших задач, экстраординарных поступков, выходящих за
пределы обеспечения себя необходимым для потребления. Общество должно доказать, что ему нужны герои. Обществу
необходимо иметь зримые для всех пути совершения подвигов. И тогда не будет
таких глупых прыжков с балконов.
| ||
Наверх |